|
От
|
Cat
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
10.06.2001 15:53:02
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Про потери РККА
Тут народ дружно ссылается на Кривошеева как на истину в последней инстанции и упорно продолжает твердить про 8,7 млн. погибших военнослужащих РККА в ВОВ. Другие "красные историки", впрочем, дают другие цифры (Волкогонов- 10 млн, Мерцалов- 14 млн). Больше всего цифра у Б.Соколова- 26,4 млн. чел.
Самое интересное, что не стыкуются официальные данные. Так, было призвано 34,5 млн, из них: попало в плен 6,3 млн., демобилизовано по ранению и болезни 3,8 млн., переданы в НХ и др. формирования 3,6 млн, осталось в армии и госпиталях (на июль 45-го)12,4 млн. Итого вычитаем из первого числа остальные, получаем 8,4 млн. чел. погибших, к ним плюсуем 4 млн. погибших в плену, итого- порядка 12,4 млн. погибших, что явно противоречит "первоисточнику". Поэтому большого доверия к Кривошееву нет.
Это минимальная оценка, которая может быть повышена, если мы добавим 4 млн. ополченцев и неизвестное кол-во призванных с оккупированных территорий непосредственно в части (получим цифры, близкие к мерцаловским). Цифры Соколова рассчитаны из предположения об одинаковом соотношении числа раненых и погибших на протяжении войны и основываются на суммировании известного числа раненых и умножении на некий коэффициент, рассчитанный из известного соотношения числа раненых и погибших в ноябре 42-го года (число погибших- из Волкогонова, число раненых- из Смирнова "Война и военная медицина"). В результате получается 22,4 млн. погибших (без учета 4 млн. погибших в плену). Для проверки приводится соотношение потерь (погибшие+пленные)офицеров (1 млн) и рядовых/сержантов, которое при этом получается 1:27. Из плена вернулось 150 тыс. офицеров. Если принять, что в плену погибло столько же (т.е. всего было 300 тыс. пленных офицеров), то соотношение погибших в бою офицеров и рядовых/сержантов составит 1:30, что сильно превышает их реальное соотношение (в пехоте на батальонном уровне- 1:12, в других родах войск- еще меньше). На одного командира в 39-м приходилось 9 рядовых и сержантов, число политработников было порядка четверти от числа командиров, и число "прочего начальствующего состава" (вероятно, медики, интенданты, техники/инженеры, военюристы и т.п.- то есть те офицеры, которые не носили общевойсковых званий) - порядка 2/3 от числа командиров. Поэтому, считая это соотношение справедливым для 41-го года, получаем из общего кол-ва офицеров по штату в 1 млн. число командиров и политработников (на которых приходились львиные доли потерь офицерского состава) порядка 650 тыс., а соотношение командиры+политработники/ рядовые+сержанты- 1:12. Если принять, что число погибших солдат/офицеров распределялось так же, получим число погибших в бою порядка 8,4 млн. (что удивительным образом совпадает с моей первой оценкой- см.начало постинга). Но это, опять таки, минимальная оценка- все-таки медпомощь офицерам была поставлена лучше, чем рядовым, и выживало из них больше. Об этом говорит соотношение демобилизованных по ранению и болезни солдат и офицеров -1:2,8. Очевидно, что "недостающие" солдаты просто умерли от ран, в то время как многих офицеров все-таки удалось спасти.
Итого: минимальная оценка погибших- 12,4 млн., наиболее вероятная- порядка 14-16 млн.
То есть получаются цифры "посредине" между Кривошеевым и Соколовым, и, как ни странно, совпадающие с Мерцаловым.