|
От
|
RusDeu
|
|
К
|
Booker
|
|
Дата
|
01.05.2006 04:21:38
|
|
Рубрики
|
Спецслужбы; 1917-1939;
|
|
Re: Просто в...
>Вы, судя по Вашим постингам, ставите под сомнения деятельность судебной системы СССР по политическим делам. Но, как я понимаю, и осуждением, и оправданием, и реабилитацией, занималась все та же система (другой-то не было :-))).
Ну почему же одна и та же система. Очень даже имелись отличия - или живешь в диктатуре, где никто по большому счету не застрахован от "гнева" хозяина с весьма печальными последствиями. Или же в авторитарно-бюрократической системе, где придерживались определенных правил игры и отсутствовал массовый правовой беспредел.
По шпионско-террористическим делам - я уже отмечал - имелось важное новшество: отмена внесудебной расправы, судопроизводства по упрощенной схеме (принятого после убийства Кирова в декабре 1934 г.). А ведь ОГПУ-НКВД... и их наследники даже в самые "черные" годы опасались передавать эти липовые дела в суд. Так что только это одно мероприятие значительно сузило возможность манипуляций со стороны следственных органов. Не считая отказа от физического фоздействия и пыток. Были и другие факторы.
А реабилитация шла через судебные органы. Даже применение самых базовых правовых норм к этим в своей массе липовым делам приводило к тому, что они рассыпались, как карточные домики. Ибо в свое время не проходили судебной процедуры, и поэтому чекисты не озабочивались доказательной базой, ограничиваясь только выбитыми признательными показаниями обвиняемых и, возможно, свидетелей.
>Существуют ли научные работы хотя бы по одному шпионскому делу, которые рассматривали бы как документы, на основании которых осуществлялись репрессии, так и документы, на основании которых осуществлялась реабилитация?
Мне сейчас сразу на память приходят только титулы по немецким и австрийским эмигрантам на немецком. Если интересно, могу потом перечислить. На русском надо посмотреть в библиотеке.
Вся механика по реабилитации невинно депортированных или осужденных советских граждан, приведены в фундаментальном трехтомном сборнике – около 570 документов на 2.200 страницах:
- РЕАБИЛИТАЦИЯ: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. В 3-х томах. Том I. Март 1953 – февраль 1956 г. Москва 2000, 503 с.
- РЕАБИЛИТАЦИЯ: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. В 3-х томах. Том II. Февраль 1956 – начало 80-х годов. Москва 2003, 960 с.
- РЕАБИЛИТАЦИЯ: как это было. Документы Политбюро ЦК КПСС, стенограммы заседаний Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начало 50-х гг и другие материалы. В 3-х томах. Том III. Середина 80-х годов - 1991. Москва 2004, 720 с.
>Скажем, по шпионским делам, были осуждены в короткие сроки (по моим ощущениям слишком короткие для реальных следственных процедур) миллионы граждан. Так ведь и реабилитация 99% из них осуществлялась в еще более сжатые сроки!
А откуда Вы знаете, что она совершиласть в более сжатые сроки? Надо смотреть по конкретным делам. Кого-то осудили за три недели, а реабилитация длилась 5 месяцев. А есть АСД, особенно групповые, когда люди сидели под следствием по 2,5 года. А реабилитация длилась примерно 11 месяцев и т.д. В 1950х-60х гг. она шла в несколько этапов, я как-то писал уже об этом:
http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/1076/1076072.htm
>Понимаю, что Ваши сетования на закрытость информации справедливы. Но это не основание для того, чтобы утверждать сфальсифицированность документов, приведенных ув. Пыхаловым.
У меня большое подозрение, что они не являются истинной в последней инстанции. А документы скорее всего и не сфальсифицированы в том смысле, что сотпудники органы тогда "так видели" и искренне считали этих людей виновными.
http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/co/1227919.htm
>Тем более, что он цитирует Мозохина. Тем более, что в контексте осужденные никак не привязываются к, допустим, троцкистской оппозиции и не объявляются "еще и ируканскими шпионами".
Так Мозохин, если не ошибась, близкий к телу человек? Или любой исследователь может пойти в архив ФСБ, и углубиться в рассмотрение служебной информации, и ознакомиться со всеми делами, даже не реабилитированных? Самое интересное, что в последнее время даже для научных исследований не дают доступ к АСД давным давно реабилитированных, если нет разрешения близких родственников. Ну где же их напасешся, родственников-то? Где же найти, сына, дочь или внука того же Лукенберга, иголка в стоге сена. Вот Вам еще одно препятствие.
>С точки зрения действующего законодательства это не имеет значения. Если я предупрежден о неразглашении какой-либо информации и разглашаю ее - я могу быть осужден. Вы же не будете говорить, что несправедливо? Какая бы это информация не была - хоть о регламенте обслуживания турбины.
Дык если крестьянка напишет своим родственникам в Канаде, какая у них ситуация на селе - какие секреты по ее разумению она выдавала, она же не давала подписку о неразглашении? А с точки зрения органов могла быть очень даже виновной, к тому же имелись бы - редкий в этих делах случай - материальная улика в виде перехваченного письма с жалобами на тяготы жизни. А пастор, который распределял гуманитарную помощь и пару раз бывал в консульстве на предмет передачи списка нуждающихся? Какие у него были предупреждения о неразглашении? А молодой ученый из университета состоял в переписке с иностранным коллегой, посылал ему в обмен статистико-географические справочники Дольневосточного или Нижневолжского края - открытая продажа до 1933 г., к примеру, а обвинен помимо прочего в 1936 г. постфактумом в передаче сведений закрытого характера, когда они уже стали секретными. Что же он такого осознанно нарушил?
>"Информатор польской Дефензивы" - я правильно понимаю, что это эвфемизм выражения "польский шпион"? Будем все же объективны - реальный немецкий шпион - это не обязательно глубоко законспирированный немецкий разведчик, заброшенный на парашюте, но и обычный советский человек (хоть бы и пастух), передающий (через цепочку лиц) немецкому военному атташе сведения о передвижении эшелонов в зоне видимости с пастбища.
Так в 1920-е гг. военные атташе посольств присутствовали на военных учениях, перемещения войск публиковались чуть ли не в газетах, да этого атташе и так официальные советские представители информировали. Еще раз повторюсь - колоссальное количество сведений, которые спокойно публиковались или открыто высказывались сов. официальными лицами в 1920-е гг., зарубежные контакты, родственники там и пр., в 1930-е стали секретными и уголовно наказуемыми, что не до всех сразу дошло.
Про пастуха как последнее звено в шпионской цепочке и пр. - именно так и фабриковались дела по террору и шпионажу. И не доводили их до суда, а проводили только через "своих", через внесудебные органы, ибо весьма вероятно, что даже сервильный советской суд того времени вернул бы на дораследование или вообще прикрыл за недостатком улик. Именно так органы и аргументировали - материальных и иных свидетельств нет, а есть только сообщения информантов, которых к делу не подошьешь, плюс самооговоры обвиняемых.
Вы думаете, не хотелось чекистам и в 1960-х и позднее десятками шпионов разоблачать, строить красивые схемы и цепочки, возводить резидентуры разведки ФРГ в каком-нибудь степном немецком совхозе в Казахстане? Так внесудебная лафа кончилась, а у руководства страны особого желания ее возрождать не было. И социального заказа на массовки не поступало.
>С этим согласен, но это не основание для того, чтобы называть приведенные в исходном постинге документы фальшаком.
Ну, ладно, пусть не фальшивки, если уж так хочется. Назовем их "аутентичными документами той эпохи".