От Илья Григоренко Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 04.06.2001 14:54:55 Найти в дереве
Рубрики WWII; Байки; Версия для печати

Еще одна рецензия на П/Х.

ФРОНТОВЫЕ СТО ГРАММОВ КОКА-КОЛЫ

Евгения ПЛЯШКЕВИЧ, 04 июня, 03:14

"Перл Харбор"
военная драма
Режиссер: Майкл Бэй
В ролях: Бен Аффлек, Джош Хартнетт, Кейт Бэкинсейл, Уильям Ли Скотт


Российский кинозритель нынче разбалован. Свежеамериканские
блокбастеры поступают в наш прокат быстрее, чем их успеет
отсмотреть каждый американец. Вторая "Мумия" пришла и ушла.
Теперь, после отрицательных рецензий североамериканских
критиков и ошеломительных успехов первых недель проката,
объявлен новый фаворит – мелодраматический эпос, историческая
драма, военно-воздушно-полевой (морской) роман –
суперблокбастер "Перл Харбор".

Хотя это кино уж точно для истинных американцев. Которые
получают уроки истории не в школе из учебников, а в темном зале,
с белого экрана – именно так они узнают о том, что Америка
воевала и побеждала.

Все-таки мы сильно отличаемся от американцев. Много ли у них
войн и национальных трагедий? Война между Севером и Югом –
про это уже есть "Унесенные ветром". Вьетнам – про то немало
песен спето. Что-то еще должно быть в промежуточный период...
Ах да, была война, когда весь мир воевал, а Америка взяла и всех
победила. Для российских граждан эта война носит название
Великая Отечественная, для американцев она называется Вторая мировая. Что же это за война? Это
когда ты просыпаешься на пляже в обнимку с гитарой, разбуженный вражеской бомбежкой, и тут же,
не снимая гавайской рубахи, прыгаешь в самолет – и давай громить японцев, которые потревожили
твой похмельный сон на рассветном побережье, а потом следуешь за этими камикадзе до самого
логова – разбомбить Токио и скрыться почему-то в Китае (который на тот исторический момент как
раз японцами и оккупирован).

После этого ты с победой возвращаешься домой, не зная, что где-то
война не столь романтична, что где-то была и Курская дуга, и
Сталинградская битва. Но американец и не хочет знать о вшах,
холодных землянках, и никто не нальет ему фронтовые сто граммов.
И американские сестры милосердия – это вам не Гуля Королева на
четвертой высоте, и даже не "санитарка – звать Тамарка". Они
честно признаются, что все эти военные операции – "неплохой
способ жениха подыскать". Настоящие американки: ни одна из них
не забыла надеть шелковые чулки, сделать маникюр и взять с собой
губную помаду (необходимые инструменты для спасения раненых), когда короткими перебежками
добирались под канонаду взрывов до госпиталя. Шелковые чулки используются вместо бинта.
Наманикюренный ноготок – вместо зажима. Помадой можно делать пометки на лбу смертельно
раненных, чтобы не путать их с теми, у кого еще есть шанс на выздоровление. А баночка кока-колы –
этот символ великой державы – вполне сгодится для того, чтобы собирать в нее кровь, необходимую
для переливаний. Правильно: в кока-коле генофонд нации!

Центральная часть фильма – японская авиационная атака на
военную базу США Перл Харбор, где в это время дислоцировалась
большая часть звездно-полосатого флота. Техническое
совершенство 40-минутной баталии, приближенной по
хронометражу к реальным событиям, – неоспоримое достоинство
кинополотна, дающее ему право на зрителя. Остальные два с
половиной часа картины составляют: увеселительный пикник
вокруг бомбежки, love-story непрописанных героев, сладко-липкая
голливудская жвачка.

Вкратце: герои Рэйф (Бен Аффлек) и Денни (Джош Хартнетт) –
друзья (настоящие). Они мечтают стать летчиками и, по законам
американской мечты, повзрослев, действительно становятся ими.
Вот только у Рэйфа беда с глазами: видит-то хорошо, но буквы не
различает, болезнь такая – дислексия называется. Но это
настоящему летчику не помеха, а лишь повод, чтобы тебя девушка
пожалела, полюбила и своими руками на фронт отправила – в
Англию, в качестве добровольца. Вот она, завязка романтического
сюжета. Девушка по имени Эвелин (Кейт Бэкинсейл) едет грустить в
пустующий госпиталь на Гавайях. Где рядом оказывается лучший друг ее суженого – Денни. Адюльтер
неизбежен, но, чтобы оправдать все-таки неплохих, к тому же центральных персонажей, в середину
фильма попадает мнимая похоронка на Рэйфа. Тут-то и случается у них любовь на парашютном
складе. А тем временем японцы уже воплощают в жизнь свои гнусные замыслы. Спаситель Англии и
Америки Рэйф, вовремя воскреснув, возвращается – но не для разборок с изменщиками, а чтобы
показать азиатским чертякам, почем фунт лиха. Жанр требует реванша: месть горит в груди –
паралитик Рузвельт на пике патриотизма вскакивает на ноги, призывая свершить невозможное. И
бомба с ленточкой, на которой написано "Бетти" (имя погибшей на Перл Харбор медсестры), полетит
на головы японцам. Для США война – повод для самосовершенствования и двигатель прогресса. Ну
когда еще американские бомбардировщики научились бы взлетать с палубы авианосца, сократив
линию разбега до минимума? Когда бы еще весь мир понял, что если все американцы такие же бравые
солдаты, как Рэйф, то лучше с ними не ссориться? И не имеет значения, что у летчика беда со зрением:
письма-то от любимой он читать может – ну и всё. Это у наших, советских, пилотов "девушки потом" –
американские летчики своего не упустят и поделят одну девушку пополам, как и положено друзьям.
Ждать Эвелин будет одного, а любить другого; потом – наоборот: любить одного, но ждать уже
другого. Вариант, в принципе, для нее беспроигрышный: вряд ли авторы жанрового фильма решатся
замочить сразу двух главных героев. Война закончится, жизнь продолжится. А про Хиросиму и
Нагасаки – молчок. Эту тему лучше японцам оставить.