От Exeter Ответить на сообщение
К Dragoon Ответить по почте
Дата 13.03.2006 21:16:49 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Версия для печати

"Schlesien" не топили

Уважаемому Костриченко стыдно должно быть такие вещи писать. К моменту начала основных атак советской авиации "Schlesien" уже был оставлен немцами и подорван, и это в общем-то хорошо известно.


Кстати, вот что мне про это в свое время написал М.Э. Морозов:

В 11.33 4 мая состоялся первый удар по
судам на внешнем рейде Свинемюнде. По нашим данным кроме линкора там находилось
8-10 ТР, 1 госпитальное судно (наверное, наши увидели красные кресты),
и примерно 15 кораблей охранения - 3 ММ, остальные ТЩ, СКР, БДБ и СКА.
Группа включала 24 Ил-2 (я штурмовиками особо не интересовался, но их
задачей была атака СКР), 12 Як-9 и 11 А-20. При этом 1 А-20 являлся
самолетом управления и сам в атаке не участвовал, а еще два А-20
повернули с полдороги из-за неполадок в матчасти. Фактически линкор из
первой волны атаковали только два торпедоносца и один топмачтовик.
Торпедоносцы честно признались, что не попали (или их торпеды зарылись
в грунт), но утверждали, что топмачтовик добился попадания ФАБ-500 в
линкор. При этом сам топмачтовик (л-т Линик) был сбит зенитным огнем и
стал единственной потерей, понесенной в этот день. Уверен, что этого
попадания не было, а сами торпедоносцы, не допущенные к цели зенитным
огнем, просто наблюдали взрыв бомбы (или А-20) при ударе о воду,
который проецировался на фоне линкора. Днем немцы сняли с корабля,
который медленно садился на грунт, экипаж и взорвали подрывные заряды.
Отличить результаты их действия от попаданий бомб в фактически уже
уничтоженный корабль не представляется возможным.

Думаю, что главная причина того, что авиация атаковала линкор
неэффективно все-таки заключается в том, что и пилоты и командование
51-го мтап понимало, что идут последние сутки войны (Берлин взят,
Гитлер мертв и т.д.) и ее судьба явно не решается в Свинемюнде.
Столкнувшись при первом налете с активным противодействием (кроме
Линика был подбит еще один "Бостон", который сел на суше на брюхо, но
о судьбе его экипажа данные появились не сразу) командование полка
выжидало до 16 часов, чем дало немцам возможность беспрепятственно
снять экипаж, но и самому избежать новых потерь. То, что линкор погружается было видно невооруженным глазом еще по
фотоснимкам, сделанным утром 4 мая после первого налета. Следующий налет
состоялся только в 16.04. Линкор атаковал торпедоносец и два
топмачтовика. Наши, конечно же, не могли объективно оценить плотность
огня, но объективным фактом остается то, что ни один из этих самолетов
не имел повреждений, что подтверждает тот факт, что к этому времени на
"Шлезиене" никого уже не было. Тем не менее лишь один из топмачтовиков
по нашим данным добился близкого разрыва у борта цели. В третьей волне
(20.02) линкор атаковало три топмачтовика, один из которых (л-т
Астукевич) утверждал, что добился попадания ФАБ-1000 в кормовую часть, после
которого якобы начался пожар и медленное погружение. На известных мне
фото я не видел никаких пробоин либо грандиозных разрушений в кормовой
или центральной части корпуса по правому борту - наоборот, я видел их
отсутствие. Тем не менее, по результатам обследования комиссией остова
было установлено: на верхней палубе правого борта в центральной части
между первой трубой и кормовой башней две пробоины от попадания
ФАБ-1000 и ФАБ-500. По левому борту одна пробоина от ФАБ-1000,
разрывом которой пробито две палубы. Разрушения мостика, передней
мачты и боевой рубки считались результатом попадания ФАБ-500. Таким
образом, попадания, наблюдавшиеся в ходе атак сами по себе, результаты
осмотра - сами по себе. Интересно, а как члены комиссии представляли
себе попадания ФАБ-500 или ФАБ-1000 при бомбометании с топмачтовика?
Лично для меня на 90% ясно, что ни одно из описанных разрушений не
являлось результатом бомбардировки, а являлось результатом подрывных
зарядов, но утверждать это не берусь. Главное другое - гибель
корабля стала результатом конкретных условий боевой обстановки,
которые в свою очередь сложились в результате успешного наступления
Красной Армии.

Да кстати, существует фото, сделанное в момент снятия со "Шлиезена"
экипажа (со стороны правого борта с носа, у кормы какой-то буксир).
Так вот, хотя палуба в носовой части уже практически вровень с водой,
мостик цел и никаких повреждений не видно.


С уважением, Exeter