От Илья Вершинин Ответить на сообщение
К wolfschanze Ответить по почте
Дата 04.03.2006 17:28:52 Найти в дереве
Рубрики WWII; Армия; Версия для печати

Вот...

http://lib.ru/MEMUARY/STARINOW/soldat.txt
"Вы ведь на это потратили десять лет?
-- Да, мы на это потратили десять лет. Но в 1937 году все мероприятия
были ликвидированы по двум причинам. Первая причина: мы возомнили, что не
будем отступать, а будем воевать только на чужой территории. Вторая, самая
страшная, что к врагам народа причислили замечательных партизан...
- Ваших будущих партизан?
- Будущих партизан. Вернее тех, кто уцелел. Вот, например, как сидел
Медведев и многие сидели, сидел даже С.В. Прокопюк. Погибли те, кого
подготовили для поступления на работу к немцам. Эти люди располагали,
например, заготовленными складами мин для подрыва паровозов. Я не нашел
после войны ни одного из них..."

И еще, но это уже я записал:
Юрий Максимович Галлат, 1918 г.р., в 1940-41 гг. - оперуполномоченный Арманского горнорудного комбината Тинкинского горнопромышленного управления Дальстроя, сержант госбезопасности.

"Кстати, вот что интересно. Встретил я на Арманском горнорудном комбинате интересного человека – Дмитрия Медведева, в годы Великой Отечественной войны он был командиром партизанского отряда особого назначения. Правда, в этом отряде были в основном не партизаны, а бывшие чекисты. На нашем комбинате он отбывал срок: его приговорили к 8 годам заключения. В 1939 году, когда он уже был майор госбезопасности, его арестовали. Тогда арестовывали всех, кто был нежелаемый. Приехал как-то к нам на комбинат начальник Дальстроя генерал Никишов. Я его сопровождал, такой был порядок: уполномоченный обязан был сопровождать. У Никишова всегда была привычка: обязательно зайти в лагерь, посмотреть, как живут заключенные, каков режим. Идет Никишов по забоям обогатительной фабрики со своей свитой, как выходит из коптерки Медведев. Он был коптером. Никишов подошел и спросил:

– Медведев?

– Да, гражданин начальник.

– Ты что здесь делаешь?

– Срок отбываю.

Они с Медведевым, оказывается, были знакомы. Никишов посмотрел на меня и сказал:

– Сегодня к 8 часам вечера приведите его к начальнику комбината!

– Есть, товарищ генерал!

Привели мы его в порядок, он был чистенький, и в назначенное время – к начальнику комбината, фамилия его была Азриель. Постучался, он как раз там один сидел. Я их оставил. Два часа Азриель проговорил с Медведевым. Потом я спросил Медведева:

– Как че там было?

– Да ничего. Он спросил, как, где меня арестовали, за что арестовали, я все подробно рассказал...

Через неделю поступила телеграмма из Магадана за подписью Никишова в горрайотдел. Оттуда позвонили ко мне «Немедленно! Немедленно заключенного Медведева одеть, обуть и доставить в Магадан!» И вот, я его повез туда. Он же заключенный, так его нельзя отправить, ведь пока до Магадана – он заключенный. Он рассказал мне про себя по дороге:

– Мы с Никишовым были друзья в свое время. Он был начальником Западной границы, а я, как переходил границу, в Румынию, Болгарию, Польшу, Венгрию, в другие страны, ну ходил, как разведчик. Когда возвращался, у него останавливался, ночевал. Вот с ним и познакомились мы, подружились. Поэтому он меня опознал.

А потом я его доставил в Магадан, в главное управление Дальнего Севера, к генерал-лейтенанту Никишову. Тот вызвал его в кабинет, а я, значит, сижу в приемной. Сказано: отвезти. Звонок, а тут у него адъютанты сидят. Старший адъютант, капитан, зашел к нему, а оттуда выходит уже с Медведевым. Он, адъютант этот, мне и говорит:

– Вы можете ехать к себе. Он теперь свободный человек, потому что пришло решение Верховного суда Союза ССР. Его освободили.

Вот так реабилитировали Медведева. Мне было с ним интересно общаться.

И. Вершинин. Никишов, это тогда была фигура?

Ю. Галлат. Ну, конечно, само собой. Он был уже тогда генерал-лейтенант, начальник Главного управления строительства Дальнего Севера НКВД СССР, считай, хозяин Колымы. Все ему подчинялось, он мог любого расстрелять. Как-то приехал он на один прииск. Идет, значит, с ним свита – начальник политуправления дивизионный комиссар Сидоров (Речь идет об И.К. Сидорове. По некоторым данным, на сегодня он единственный здравствующий генерал, получивший это звание в годы Великой Отечественной войны. Сейчас ему 97 лет, живет в Москве. См. биографию И.К. Сидорова и статью о нем. – И. Вершинин), начальник прииска, начальник Тинкимского горно-промышленного управления и другие. Пошли по забою. И вот – случай. Отказчик: заключенный, который отказался работать. Часовой посадил его. Никишов:

– Это что такое?! Почему не работает?

– Отказчик, товарищ генерал!

– Как это, что значит отказчик?

– Отказался работать.

– Расстреляйте его.

Часовой растерялся:

– Как расстрелять? Без суда и следствия нельзя.

– Я вам приказываю: расстреляйте его!

Солдат молчит. Тогда Никишов говорит ему матом:

– П......... ты, а не солдат!"

C уважением, Илья Вершинин www.voina.com.ru