От Chernish Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 20.02.2006 19:18:49 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

М.Свирину. Главный вклад в победу не на фронте а в тылу

*крепнет день ото дня, что главный вклад в победу СССР в той войне был принесен не на фронте, а в тылу.

Совершенно с вами согласен. Вот что пришлос писать по этому поводу года четыре назад в областной газете ("тыловая рать" 8 мая 2001 г.):

Войну выиграли женщины и мальчишки у станка

9 мая – день Победы. Как уже ясно, самой великой победы за всю нашу историю – прошлую, настоящую и будущую. Никогда больше России уже не подняться до таких высот и такой славы (и хорошо – уж очень велика цена этой славы). И чем дальше уходят от нас ликующие дни 1945 года, тем очевиднее, что мы ещё очень мало понимаем – что же наши деды сделали тогда. История Победы – все ещё «политика, опрокинутая в прошлое». Слишком много мифов и конъюнктурных установок. Слишком мало анализа. Ветераны Второй мировой уходят, уходят от нас. Не затрагивая всего, я хочу воздать должное тем, кто всегда оставался в тени полководцев и фронтовиков. Тем, кто на самом деле выиграл ту войну – женщинам, заменившим мужчин на полях и заводах, и мальчишкам, встававшим у станков на скамеечки чтобы дотянуться до них.

О вреде живописного взгляда на войну

Война – событие, оказывающее одно из самых сильных зрительных воздействий на человека. Блестящее оружие, развевающиеся знамена над стенами захваченных городов, огненные взрывы, разрушения, трупы у дорог, кровь… Все это с древних времен создавало у непрофессионалов «батально-живописное» представление о войне. Если же читать специалистов, начиная с древних (Сунь Цзы и Ксенофонта) то всегда поражает огромное внимание к «приземленным» тыловым вопросам. Провиант, обмундирование, лак и клей для колесниц, солярка для танков, горючее, запчасти, связь. И в древности война не была красочным турниром, где нарядные всадники красиво скакали в бой под развернутыми стягами – а Вторая мировая война не случайно получила название «войны моторов». В СССР это понимали ещё в тридцатые годы, но «батальный» взгляд на войну продолжал незримо довлеть над сознанием высших руководителей страны. Сталин, при всем его уме и больших знаниях, был самоучкой – то есть не имел систематического образования, и его картина мира была весьма искаженной. Хрущев как-то в сердцах бросил, что генералиссимус «руководил войной по глобусу» - это, конечно, неправда. Но что Сталин представлял войну так, как она выглядит на киноэкране – это факт. «Гремя огнем, сверкая блеском стали, пошли машины в яростный поход» - это наглядно, это можно хорошо представить (как впоследствии – атомную бомбу), а грузовики, перевозящие солдат, боеприпасы и продовольствие к фронту – и тем более незаметный полевой телефон или радиостанцию как бы не замечали. Последствия были двоякими. С одной стороны, к началу войны мы получили большую, плохо управляемую и не-сбалансированную армию, обреченную на поражение 1941 года. Огромные танковые корпуса РККА – орудие стремительного прорыва – вынуждены были получать приказы через нарочных, как в Средневековье, теряя драгоценное время. Оторвавшиеся от тыловых баз и за-правщиков машины приходилось уничтожать своими же руками или просто бросать как бесполезный металлолом. Ставка в начале войны постоянно не знала, что происходит в войсках, и начальник Генштаба Жуков вместо планирования действий войск мотался по фронтам, внося своим вмешательством в командование ещё больший хаос.
С другой стороны, даже когда мы выиграли войну, в массовом сознании первое место всегда продолжали отводить фронту – боям, полководцам, героизму солдат. Тыл же – признавая его заслуги - отчетливо держали «в тылу», на втором плане. Нисколько не ставя под сомнение мужество армии, проливавшей кровь, смею думать, что ковавших её победу следует оценивать не менее высоко.

О подвиге тыла

Вторая мировая - война моторов. Но «моторы» нужно было сделать – или купить. СССР в 1941-1945 гг. стратегически оказался в точно таком же положении, что и Россия в 1914 – 1917 гг. Германия и её союзники почти полностью отрезали нашу страну от поставок промышленно развитых «объединенных наций» - прежде всего США. Мы могли полагаться только на собственные силы. Чтобы вооружить и обеспечить 6-миллионную действующую армию стране нужна была мощная промышленность – и благодаря жертвам первых пятилеток она у России была. В отличие от Первой мировой в Великую Отечественную наша армия была полностью вооружена и обеспечена отечественным оружием, ни в чем не уступающим – а часто превосходящим по тактико-техническим характеристикам – лучшим мировым образцам. Чтобы прокормить армию нужна была безупречная система перекачки продовольствия из сельского хозяйства на фронт. И нужен был четко действующий транспортный механизм чтобы все это перевезти. В 1917 г. Россия рухнула из-за хронической неспособности транспорта организовать воинские и гражданские перевозки и невозможности взять у кре-стьян имеющийся хлеб. В 1941 – 1945 гг. благодаря жертвам коллективизации и беспощадным методам Кагановича таких проблем у страны не возникало.
Но мы должны ещё учесть, что в 1941 году немцы оккупировали огромные территории в западной части страны, на которых до войны размещалось 70% промышленного по-тенциала, и что во время войны СССР лишился 1/3 своего совокупного национального бо-гатства – чудовищные цифры, не имеющие аналогов в мировой истории. И что до войны – несмотря на все усилия первых пятилеток – СССР по экономической мощи заметно уступал Германии. Тем не менее промышленную войну с рейхом наша страна выиграла безоговорочно. За годы войны в СССР было выпущено 94 000 танков – в Германии 52 000, в СССР 125000 самолетов, в Германии – 100000. Вдумайтесь в значение этих цифр – страна с более слабой экономикой выиграла промышленное соревнование по производству вооружения у более мощной державы – разве это не подвиг?
… Американцы справедливо гордятся эффективностью своей промышленности в го-ды Второй мировой войны и любят рассказывать о трудовых подвигах своих рабочих. Самый яркий пример американского промышленного героизма – история с ремонтом авианосца «Йорктаун». Весной 1942 года корабль «посадил» турбины и должен был пройти трехмесячный ремонт в сухом доке. Приближалось генеральное сражение на море у атолла Мидуэй, решившее судьбу войны на Тихом океане, после Пирл-Харбора каждый корабль был на счету, и командование обратилось к работникам верфи с просьбой сделать невозможное и отремонтировать авианосец за два дня. Количество рабочих на верфи было увеличено в десять раз, для обеспечения сварочных работ электроэнергией электрическая компания отключила свет в Сан-Диего, люди падали с ног от усталости, но не уходили с рабочих мест. «Йорктаун» был отремонтирован за два дня, и его участие в сражении у Мидуэя стало для японского флота роковой неожиданностью.
Пример яркий, эффективность и возможности уже тогда самой сильной экономики в мире раскрывает хорошо. Но как же тогда оценить сделанное советскими людьми в 1941 году, когда из западных районов на восток было эвакуировано 2593 завода, в том числе 1523 крупных – и все они буквально с колес начинали выпускать продукцию? История САЗа, когда первый самолет был собран через три дня (а не три месяца, а то и полгода, как рассчитывала фашистская разведка) после выгрузки оборудования «в чистое поле» - всего лишь один из тысячи эпизодов огромного трудового подвига рабочих, в большой части своей - женщин и детей – без преувеличения спасавших страну от неминуемого поражения. История эвакуации промышленности в 1941 году и развертывания военного производства – известна, но явно недооценена. В огромном хаосе первых месяцев войны, мобилизации, гигантских воинских перевозок, оставления все новых и новых территорий, потоков беженцев руководство советской экономики – наркомвооружения Ванников и его заместитель Устинов, нарком железных дорог Каганович, партийные руководители регионов, директорский корпус, рабочие, железнодорожники – спасли СССР от гибели. Мы вывезли промышленность из-под носа у немцев и смогли развернуть её вновь – и только это дало нам возможность потом переломить ход войны и победить. Эвакуация промышленности по своему значению для исхо-да войны сравнима со Сталинградской битвой, и без всякого преувеличения подготовила эту самую Сталинградскую битву. В 1942 г. производство танков в СССР достигло 24,5 тысяч, тогда как в Германии – всего 6189 штук. Победа готовилась в тылу.

О балансе войны

Недолгая моя работа в бизнесе оставила одно очень важное приобретение – понимание важности основных цифр, или, как говорят бухгалтера, умение читать баланс. Как бы ни ухищряться, как бы ни прятать в проводках итоги деятельности предприятия, в балансе как правило многое вылезает. Надо лишь уметь отделять зерна от плевел – и правильно оценивать цифры. Война тоже имеет свой баланс, свой дебет – кредит. Потери – результаты, цена победы – эффективность ведения войны. Баланс Великой Отечественной войны известен. Только прочесть открытыми глазами мало кто хочет.

Итак, СССР потерял по разным данным от 22 млн. до 27 млн. человек, в том числе 11,3 млн. – потери Красной Армии, остальное – жертвы мирного населения, граждан-ских лиц. Германия потеряла 7 млн. человек, в том числе 3,25 млн. – потери вермахта на всех фронтах. Красная Армия за время войны потеряла 93 000 танков и самоходных установок, около 100000 самолетов, Германия на Восточном фронте – 44000 танков, 25000 самоле-тов. СССР превзошел Германию по производству всех основных видов вооружения. СССР выиграл войну.

Вывод очевиден, он просто бросается в глаза – воевали немцы лучше, германское командование продемонстрировало более высокий уровень военного искусства, чем командо-вание Красной Армии (соотношение потерь в пользу немцев при примерно равном качестве солдат и вооружения свидетельствует именно об этом). Но организована война была гораздо лучше в СССР. Геббельс на весь мир кричал о «тотальной войне» - но настоящая тотальная война была устроена именно в Советском Союзе. Мы превзошли немцев полити-чески (в сфере пропаганды и дипломатии), организационно (более эффективно использовав меньшие, чем у Германии возможности страны) и экономически (выжав из своей более сла-бой экономики значительно более высокий военный КПД). Памятник Победы нужно ста-вить не Жукову, а Сталину и Ванникову. И – мальчишке на ящике у станка.
… У Марка Бернеса есть пронзительная песня про солдата, вернувшегося после побе-ды на пепелище. «Хмелел солдат, слеза катилась, слеза несбывшихся надежд. А на груди его светилась медаль за город Будапешт». Лев Толстой некогда яростно доказывал, что Наполеона в 1812 году победили не благодаря военным талантам полководцев, а силой народа, «дубиной народной войны». Для Великой Отечественной это ещё более верно. Наша победа в 1945 году – прежде всего и более всего победа народа. Солдат, баба в поле, мальчишка у станка – они спасли страну, большой кровью и неимоверными трудами перекрыв все про-махи генералов и ошибки Верховного. Как говорил великий китайский военный мыслитель Сунь Цзы, «это надо понять».
Дмитрий Чернышевский

Статья газетная так что сами понимаете не до отточенности фактуры.. но тем не менее...

респект...