>>Длоя СССР Византия была историческим недоразумением, до 50-х гг. ее изучение не приветствовалось вообще.
>Мне кажется Вы как минимум преувеличиваете:
>В СССР в 30-х гг. 20 в. появляются первые исследования советских историков, в которых с марксистских позиций рассматриваются проблемы истории Византии. Организационный научный центр советских В. был создан перед Великой Отечественной войной в Ленинграде (кафедра В. в ЛГУ под руководством М. В. Левченко), а после войны — и в Москве (в институте истории АН СССР группа В. под руководством Е. А. Косминского), в 1947 при АН СССР было возобновлено прерванное после 1927 издание «Византийского временника» (советская серия).ъ
Не преувеличиваю. Сначала были разгромлены все немарксистские школы - а Византию исследовали в основном православные ученые. Потом изучали в рамках утилитарного подхода: взять фактологию у буржуазных ученых и добавить классовый анализ. Так было во всех отраслях. Интерес возобновился только в 1940-х , вместо со славистикой
> Главные современные периодические византиноведческие издания: «Византийский временник» (Петербург, 1894, Петроград, 1918—1924, Ленинград, 1924—1927, Москва, с 1947),
> http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/004/866.htm
Обратите внимание на перерывы в издании ВВ
>Всё равно малоправдоподобно выглядит. С написанным в разнообразных справочниках и энциклопедиях согласуется разве что использование термина "византийцы" как названия столичных жителей, да ещё и с некоторым архаичным оттенком (примерно как сейчас москвичей "вятичами" назвать).
Написанное в справочниках и энциклопедиях соотносится с тем, что писали в них 100 лет назад.
У византийских писателей антикизируюая традиция. Образец языка и стиля - Ксенофонт. А тогда народ именовали именно так
Анаплогия неверная. Как сейчас русских называть по-петровски "россиянами"