У нас в Центре в своё время защищался аспирант, который детально рассматривал "оборонную деятельность ГУЛАГа", и Беломорканал - в частности. Значит так. Когда его начали строить, расчёт был именно на экономический эффект - экспорт леса. Этот маршрут был значительно ближе, чем вокруг Скандинавии. Соответственно, глубину канала проектировали в расчёте на эти типовые лесовозы. Но такой глубокий канал выходил очень дорогим. К тому же для него не было техники, а лопатой и тачкой силами ГУЛАГовцев его было не выкопать. Поэтому решили строить мелкий канал. Военные не возражали, т.к. для проходя малых кораблей его всё ещё хватало. Они правда, скрипели, что теперь не смогут перебрасывать крейсера, но сторожевики и разгруженные эсминцы - проходили. Т.о., военное (изначально - второстепенное) значение вышло на первый план. Характерно, что как только на север по каналу прошёл первый сторожевик, норвеги перестали внаглую браконьерить у наших берегов. Возможно, ччто-то я перепутал - давно диссер читал.