От Dassie Ответить на сообщение
К Паршев
Дата 03.02.2006 11:31:20 Найти в дереве
Рубрики WWII; Спецслужбы; Армия; 1941; Версия для печати

Вообще-то, это есть и на сайте ФСБ.

http://www.fsb.ru/history/autors/vitkovsk1.html


СРЕДИ недавно рассекреченных документов ФСБ РФ особое внимание привлекает "Календарь сообщений агентов берлинской резидентуры НКГБ СССР "Корсиканца" и "Старшины" о подготовке Германии к войне с СССР за период с 6 сентября 1940 г. по 16 июня 1941 г. " Он особенно интересен в связи с тем, что 18 декабря 1940 года Гитлер утвердил окончательный вариант плана "Барбаросса" и началась непосредственная подготовка к нападению на СССР, основные этапы которой отслеживала советская разведка.

Но сначала несколько слов о людях, чьи имена даже после войны десятки лет хранились в глубокой тайне.

"Старшина" - Харро Шульце-Бойзен - ценный агент советской внешней разведки, один из руководителей подпольной антифашистской организации "Красная капелла", обер-лейтенант немецкой армии, сотрудник генштаба ВВС Германии. Он сообщал подробные данные о подготовке фашистов к нападению на СССР. Арестован гестапо 31 августа 1942 года, казнен 22 декабря. "Корсиканец" - Арвид Харнак - доцент Гессенского университета, работал в министерстве хозяйства Германии, ценный агент советской внешней разведки, один из руководителей "Красной капеллы". Сообщал о подготовке Германии к войне, о планах рейха по захвату Югославии и Греции. Арестован 3 сентября 1942 года и 22 декабря казнен.

В Календаре в хронологическом порядке отмечен самый широкий круг сведений, начиная от изъятия и запрещения книг Толстого и Достоевского, кончая информацией о поступлении аэрофотоснимков советских городов и укрепрайонов, планах бомбардировки важнейших военно-промышленных объектов, направлений главных ударов сухопутных армий. Последняя информация "Старшины" от 16 июня 1941 года: "Все военные мероприятия Германии по подготовке вооруженного выступления против СССР полностью закончены, и удар можно ожидать в любое время". А "Корсиканец" в этот же день докладывал: "... на собрании хозяйственников, назначенных для оккупированной территории СССР, Розенберг (министр по делам восточных территорий. - А. В.) заявил, что понятие Советский Союз должно быть стерто с географической карты".

Эта подборка была подготовлена руководством внешней разведки для документального подтверждения выводов об угрозе нападения. Но нарком госбезопасности Всеволод Меркулов не стал подписывать Календарь, отказавшись докладывать его Сталину. И немудрено. Ведь 17 июня 1941 года на спецсообщении агента "Старшины" о готовности Германии к войне Сталин начертал резолюцию: "Т-щу Меркулову. Можете послать ваш "источник" из штаба герм. авиации к ... Это не "источник", а дезинформатор".

Подстраиваясь под взгляды вождя, Лаврентий Берия за день до начала войны пишет в докладной записке: "Секретных сотрудников "Ястреба", "Кармен", "Верного" за систематическую дезинформацию следует стереть в лагерную пыль как международных провокаторов, желающих поссорить нас с Германией. Настаиваю на отзыве и наказании нашего посла в Берлине Деканозова, который по-прежнему бомбардирует меня "дезой" о якобы готовящемся Гитлером нападении на СССР. Он сообщил, что нападение начнется завтра. То же радировал и генерал-майор Тупиков, военный атташе в Берлине. Этот тупой генерал утверждает, что три группы армий вермахта будут наступать на Москву, Ленинград и Киев". Цитата, как говорится, не требует комментариев.
Достоверные сведения поступали и из других резидентур советской разведки. От трех независимых источников германского посольства в Токио узнал Рихард Зорге детали плана "Барбаросса". Секретами особой важности с ним делились военный атташе посольства, берлинский спецэмиссар, который прибыл в Японию, чтобы проинформировать посла о политических причинах будущей войны, и высокопоставленный немецкий офицер, сообщивший дату начала боевых действий. Но и эти сведения были проигнорированы Кремлем.