От БорисК Ответить на сообщение
К Чобиток Василий Ответить по почте
Дата 21.12.2005 06:58:23 Найти в дереве
Рубрики Танки; Версия для печати

Re: Тогда правильно...

>А подвеску Т-54 некоторые называют подвеской типа Кристи. Но она таковой в принципе не является. А подвеску Меркавы называют блокированной. Но она таковой в принципе не является.

Действительно, люди, слабо разбирающиеся в технических вопросах, часто употребляют неправильную терминологию. Но М.Свирин к таким никак не относится.

>Как кто-то что-то называет не имеет значения, имеют значение факты. Если говорить о приоритете, то для танков он скорее всего шведский. А если про Германию-СССР, то где внедрили раньше - спорно.

Здесь не идет речь о приоритете. Вопрос стоит, откуда идея торсионной подвески попала в СССР. Шведы ни в то время, ни потом не относились к законодателям моды в мировом танкостроении, хотя нередко предлагали весьма оригинальные технические решения. Не исключено, что немцы использовали их идею торсионной подвески STRV L-60, тем более, что они были хорошо знакомы со шведским танкостроением, участвуя в их проектах (STRV М/21, STRV L-5).

А вот немецкие конструкторы были очень авторитетны в СССР. Поэтому свидетельство Свирина о том, что подвеску КВ называли "подвеска немецкого типа" прекрасно вписывается в длинный список заимствований технических решений у них. Тем более, что речь идет о 30-х гг., история которых полна примеров закупок лицензий и копирования идей западных танкостроителей, и немецких, и английских, и американских. Советская танковая школа тогда еще только становилась на ноги и училась на чужом опыте. Важно, что они тогда могли его правильно оценить и отобрать действительно передовые перспективные решения, пригодные для применения в советской промышленности. Это тоже непросто.

>И вообще, если какой-то специалист из-за режима секретности раньше узнал про торсионную подвеску на немецких машинах и назвал ее "немецкого типа", то это совсем ни о чем не говорит.

Это говорит о том, что идею торсионной подвески для танков в СССР заимствовали из Германии.