Ответ официального представителя МИД России М.Л.Камынина на вопрос РИА «Новости» относительно плана Премьер-министра Грузии по урегулированию грузино-осетинского конфликта
2573-02-12-2005
Вопрос: Грузинские представители различного уровня в последнее время много говорят о своем новом «плане урегулирования грузино-осетинского конфликта» и о его поддержке российской стороной. Как в Москве оценивают этот план?
Ответ: Высказывания о том, что Россия поддержала этот план, не соответствуют действительности. Изучение плана выявило целый ряд недостатков, о которых мы открыто сказали грузинским представителям. Новая инициатива Тбилиси, как она изложена на бумаге, не подразумевала четкую трехэтапность в урегулировании грузино-осетинского конфликта, которая была сильной стороной прежнего плана, озвученного Президентом М.Саакашвили на 59-ой Сессии ГА ООН в Нью-Йорке в сентябре 2004 г. Тот план нашел понимание у югоосетинской стороны, а именно в этом видится залог успеха любой инициативы по урегулированию данного конфликта.
Слабость «плана З.Ногайдели» состоит и в априорном требовании замены существующего механизма урегулирования, а именно Смешанной контрольной комиссии, на некий иной, расширенный формат.
Новую грузинскую инициативу отличает и неоправданно большой акцент на вопросах, связанных с определением будущего политического статуса Южной Осетии. Достижение этой цели, которая в прежних грузинских предложениях отодвигалась на будущее, в новой версии оказалось запланированным чуть ли не на конец 2006 г.
Обо всем этом было сказано в ходе недавних бесед в Москве с самим Премьер-министром Грузии З.Ногайдели. Российская сторона привела свои доводы в пользу корректировки этого плана, и сложилось впечатление, что они нашли понимание у грузинской стороны. Мы услышали от Премьер-министра и подтверждение о трехэтапности, и признание роли СКК и необходимости выполнять ее решения, и акцент на мерах укрепления взаимного доверия между конфликтующими сторонами. В российском МИДе приветствовали наметившуюся эволюцию подходов и выразили готовность продолжать работу в таком духе.
Тем более неожиданным стал факт распространения в других европейских столицах уже после московских переговоров З.Ногайдели первой версии указанного плана, страдающего все теми же недостатками.
Возникает вопрос, каковы же грузинские предложения в действительности. Наше отношение к ним будет определяться их содержанием.
2 декабря 2005 года
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАЦИИ И ПЕЧАТИ
______________________________________
Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с вопросом РИА “Новости” относительно ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта
2597-05-12-2005
Вопрос: Как Вы могли бы прокомментировать сообщения о новом обострении ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта?
Комментарий: По поступающей из Южной Осетии информации, в последние месяцы всплески напряженности в зоне конфликта происходят постоянно. В последние дни зафиксированы нападения и обстрелы грузинской стороной югоосетинских постов, блокирование движения по Транскавказской автомагистрали, отказы грузинских правоохранительных органов пропускать автомашины с российскими и югоосетинскими номерными знаками в целый ряд населенных пунктов Южной Осетии.
Перечисленные действия сопровождаются угрозами и обвинениями в адрес югоосетинских руководителей и российских миротворцев в том, что они якобы причастны к криминалу, включая похищение людей, торговлю оружием, контрабанду и т.п. Дело дошло до того, что министр внутренних дел и государственной безопасности Грузии В.Мерабишвили в интервью одной из грузинских телекомпаний заявил, что президент Южной Осетии, председатель Совета министров Южной Осетии, югоосетинский министр обороны и другие руководители непризнанной республики “будут либо наказаны за совершенные преступления, либо их не будет в живых”. Все это очень похоже на призыв к политическим убийствам.
Примечательно, что действия грузинской стороны по нагнетанию обстановки в зоне конфликта выполняются при одновременных серьезных усилиях продвинуть по столицам на политическом уровне разработанный грузинским руководством проект плана по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Ключевым условием выполнения этого плана должно быть налаживание доверия между грузинской и югоосетинской сторонами.
С учетом тенденции к дальнейшему обострению положения в настоящее время рассматривается возможность созыва чрезвычайного заседания Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта в Цхинвали для разбора происходящего. Иными словами, о восстановлении доверия говорить пока не приходится.
Все это, к нашему глубокому сожалению, только отодвигает на более отдаленные сроки начало настоящей работы по урегулированию.
5 декабря 2005 года
И наконец,
IF4902 3 NWS 517 [AR] ID#:0000000003 (C)INTERFAX 2005.
РОССИЯ-ОБСЕ-ГРУЗИЯ-ЮГОСЕТИЯ
.
РОССИЯ-ОБСЕ-ГРУЗИЯ-ЮГОСЕТИЯ
План Тбилиси по урегулированию в Южной Осетии может стать основой
мирного решения конфликта - заявление СМИД ОБСЕ
Москва. 8 декабря. ИНТЕРФАКС - Совета министров иностранных дел
(СМИД) ОБСЕ считает, что новый план Тбилиси может быть положен в основу
урегулирования грузино-югоосетинскому конфликта.
"Мы приветствуем шаги, предпринятые грузинской стороной для мирного
разрешения конфликта (в Южной Осетии - "ИФ") и считаем, что недавние
предложения, в частности "мирный план", выстроенный на основе инициатив
президента Грузии, который был представлен на 59-ой сессии Генассамблеи
ООН и поддержан сторонами, послужат основой для мирного урегулирования
конфликта", - говорится в заявлении СМИД ОБСЕ, принятом на этой неделе в
Любляне и размещенном в четверг на сайте российского внешнеполитического
ведомства.
В четверг в некоторых российских СМИ появились утверждения о том,
что Москва, подписавшись под заявлением СМИД ОБСЕ, поддержала план,
имеющий антиюгоосетинскую направленность..
Между тем, накануне заседания СМИД ОБСЕ официальный представитель
МИД РФ Михаил Камынин заявил журналистам, что один из вариантов плана
урегулирования грузино-осетинского конфликта, который озвучил ранее
премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели, обладал рядом недостатков.
М.Камынин отметил, в частности, что слабость "плана Зураба
Ногаидели" заключается в требовании заменить существующий механизм
урегулирования - Смешанную контрольную комиссию, "на некий иной,
расширенный формат".
Кроме того, по словам официального представителя МИД РФ, "новая
инициатива Тбилиси, как она изложена на бумаге, не подразумевала четкую
трехэтапность в урегулировании грузино-осетинского конфликта, которая
была сильной стороной прежнего плана, озвученного президентом Михаилом
Саакашвили на 59-ой Сессии ГА ООН в Нью-Йорке в сентябре 2004 года".
"Тот план нашел понимание у югоосетинской стороны, а именно в этом
видится залог успеха любой инициативы по урегулированию данного
конфликта", - сказал М.Камынин.
Он сообщил, что "обо всем этом было сказано в ходе недавних бесед в
Москве с самим премьер-министром Грузии З.Ногаидели". "Российская
сторона привела свои доводы в пользу корректировки этого плана, и
сложилось впечатление, что они нашли понимание у грузинской стороны", -
заявил высокопоставленный дипломат.
"Мы услышали от премьер-министра и подтверждение о трехэтапности, и
признание роли СКК и необходимости выполнять ее решения, и акцент на
мерах укрепления взаимного доверия между конфликтующими сторонами. В
российском МИДе приветствовали наметившуюся эволюцию подходов и выразили
готовность продолжать работу в таком духе", - сказал М.Камынин.
В среду, по окончании заседания СМИД ОБСЕ в Любляне, министр
иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил журналистам, что успех заявления
Совета глав МИД стран ОБСЕ по Грузии связан с тем, что согласование его
текста проводили напрямую российская и грузинская делегации. "Важно, что
переговоры велись напрямую между Россией и Грузией, без советчиков", -
сказал С.Лавров.
В заявлении СМИД ОБСЕ по грузинскому плану подчеркивается
"необходимость повысить эффективность существующих механизмов ведения
переговоров, включая Смешанную контрольную комиссию, а также
необходимость полного выполнения принятых в ее рамках решений".
В документе содержится призыв "к полному выполнению обговоренных
мер, направленных на обеспечение стабилизации в Цхинвальском
районе/Южной Осетии (Грузия), в частности, к скорейшей и полной
демилитаризации зоны конфликта".
Главы МИД ОБСЕ также считают, "что скорейшая встреча премьер-
министра Грузии с лидером Южной Осетии стала бы важным шагом к
интенсификации мирного процесса".
Министры также поддержали "дальнейшее вовлечение ОБСЕ в процесс
разрешения конфликта".
***/ кор нв
Т.е. первоначальный грузинский план был отвергнут, затем в ходе последующих российско грузинских переговоров видоизменен, выхолощен и в таком виде принят.