От И.Пыхалов Ответить на сообщение
К RusDeu Ответить по почте
Дата 01.12.2005 05:30:59 Найти в дереве
Рубрики WWI; WWII; Версия для печати

Насчёт войны не знаю

Однако вот этот вывод представляется мне совершенно необоснованным:

>Думаю, в 1915 г. и губернаторы областей, и уездные начальники, и земства несколько по другому относились к нуждам местного подведомственного населения. Какой бы получился скандал в то время в случае обнаружения опухших от голода, не говоря уже о смертных случаях.

«Доложили Климову (Самарский губернатор, действие происходит в 1873 году. — И.П.), что крестьяне Самарского уезда не только испытывают крайнюю нужду в хлебе, но удручены еще состоянием своих полей, предвещающих на осень плохой урожай пшеницы. Климов, захотев лично проверить эти слухи, отправился в коляске в ближайшее село. Крестьяне были предупреждены о приезде губернатора и встретили его на дороге. Наивные люди, они упали на колени и стали просить о помощи. Губернатор велел им встать и проводить его в поле. Там, окруженный толпой, он приказал старосте сорвать один колос и подать ему. Толпа замерла в ожидании, чем разрешится ее участь.

Климов взял колос, растер его в ладони и крикнул:

— Смотрите! Вот вам зерно — на подати, зерно — на семена, а для еды ... вот еще сколько осталось! И вы смеете кричать, что у вас голод!.. Всех перепорю, мерзавцы!..»

(Путешествие в прошлое: страницы истории Самарского края. Самара, 1992. С.129)

Не вижу причин, чтобы к 1915 году стереотипы поведения начальства принцииально изменились. Также должен заметить, что в последние десятилетия существования дореволюционной России массовый голод со смертельными исходами случался регулярно через каждые несколько лет.