От alexk Ответить на сообщение
К columbus2 Ответить по почте
Дата 29.11.2005 19:51:02 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Знатокам Курской дуги: Манштейн был за оборону или наступление?

Уже начал читать эту книгу.
Хотелось бы услышать мнения о позиции Манштейна - обороняться или наступать в операции Цитадель.

Вот что в книге написано о выработке немцами решения по Цитадели (стр. 3) и мнении Манштейна:

"Генерал-фельдмаршал Э. фон Манштейн предлагал придерживаться на советско-германском фронте оборонительной тактики, постепенно сокращая протяженность линии фронта. Однако его концепция "маневренной обороны" была отвергнута Гитлером из-за плана по оставлению Донбасса, а также из-за недостатка горючего и боеприпасов. Г. Гудериан также придерживался оборонительной тактики. 10 мая на совещании у Гитлера он убеждал фюрера отказаться от плана наступления на Курск из-за больших трудностей его осуществления."

Из сказанного можно сделать заключение, что Манштейн был против наступательной тактики в операции Цитадель, что, вроде бы, не верно.
Манштейн предлагал маневренную оборону на юге, в Донбассе,
но в операции Цитадель Манштейн был всегда сторонником этой операции, причем наступательной тактики.

На совещании 4 мая 1943 года Манштейн поддержал операцию Цитадель (хотя и сомневался в успехе), причем "наступательную тактику" (из его мемуаров):

"Я также высказался против предложенной Гитлером отсрочки по двум причинам. [...]
Я закончил свое высказывание тем, что «Цитадель» не будет легким предприятием, что нужно, однако, сохранить намеченный срок начала операции и, подобно всаднику, первому «перенести свое сердце через препятствие». Это сравнение, как мне вскоре стало ясно, Гитлер, не ценивший ни лошадей, ни всадников, не мог одобрить."

Гудериан в мемуарах пишет о том же совещании 4 мая 1943:

"Совещание открыл Гитлер. В своей 45-минутной речи он обстоятельно обрисовал положение на Восточном фронте и поставил на обсуждение присутствующих предложения начальника генерального штаба и возражения генерала Моделя. Модель, располагая подробными разведывательными данными, особенно аэрофотоснимками, доказал, что как раз на этих участках фронта, на которых обе группы армий хотят предпринять наступление, русские подготовили глубоко эшелонированную, тщательно организованную оборону. К тому времени русские уже отвели главные силы своих мотомеханизированных войск с выступающих вперед позиций и в свою очередь на вероятных направлениях нашего прорыва, который мы намечали провести согласно нашей схеме наступления, необычайно усилили свою артиллерию и противотанковые средства.
Модель сделал отсюда правильный вывод, что противник рассчитывает на наше наступление, поэтому, чтобы добиться успеха, нужно следовать другой тактике, а еще лучше, если вообще отказаться от наступления. По выражениям, в которых Гитлер преподнес мнение Моделя, можно было безошибочно определить, что оно сильно повлияло на него и что он не решается назначить наступление по плану Цейтцлера. Гитлер попросил фельдмаршала фон Манштейна первым высказаться по предложению Цейтцлера. Манштейну не повезло, как часто бывало и во время его разговоров с глазу на глаз с Гитлером. Он сказал, что наступление имело бы успех, если бы его смогли начать в апреле; теперь же он сомневается в успехе. Для проведения наступления ему нужно дать еще две боеспособные пехотные дивизии. Гитлер ответил, что он не располагает такими двумя дивизиями и что Манштейн должен обойтись силами, которые у него есть; затем он еще раз повторил свой вопрос, но ясного ответа на него не получил. Затем Гитлер обратился к фельдмаршалу фон Клюге, который прямо высказался за предложение Цейтцлера."