От Voice Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 26.11.2005 17:35:33 Найти в дереве
Рубрики Современность; Танки; Версия для печати

Тагильские и омские танки поссорил Хрущев

Тагильские и омские танки поссорил Хрущев
25/11/2005
http://www.itartass.ur.ru/redakt/?id=430

Военный эксперт, сотрудник центра военных и военно-исторических исследований Гуманитарного Университета, Андрей Заец.

Зерно конкуренции между омскими и тагильскими танками было посеяно в начале 50-х годов. В ходе Великой Отечественной войны Харьковское КБ было эвакуировано в Нижний Тагил. Там харьковчане заново создали научно-производственную базу для выпуска танков. А в начале 50-х годов генерального конструктора Александра Морозова и тех, кто приехал с ним из Харькова, потянуло обратно на Украину - там родина, там тепло и сытно. К тому времени Морозов наряду с Михаилом Кошкиным уже приобрел славу как создатель танка Т-34, - Кошкин его "выносил", а после смерти конструктора доводил эту машину после до ума Морозов. Морозов с коллегами уехал на Украину, и на уровне правительства СССР тогда было принято решение, что именно КБ Морозова в Харькове будет передовым КБ, которое будет осуществлять перспективные разработки в области бронетанковой техники. У Морозова были некоторые наметки, у него такая перспективная машина уже вырисовывалась - тот самый 430-й объект, который должен был стать скачком вперед в танкостроении. КБ в Тагиле оставили тогда для обеспечения серийного производства. Получалась очень стройная схема - в Харькове машина разрабатывается, доводится до ума, до серийного производства. Потом танк передают в Тагил, - в Харькове производственная база была значительно слабее тагильской. Тагил машину производит, а в процессе производства всегда происходят какие-то улучшения, выявляются недостатки.

Омское КБ оставалось как серийное производство, и, кроме того, как производитель специальных инженерных машин - мостоукладчиков, кранов и т.д. А конструкторы под руководством Жозефа Котина в Ленинграде должны были заниматься тяжелыми танками. Тяжелые танки должны были разрабатываться на Кировском заводе, а производиться в Челябинске.

Но затем в этой системе произошел сбой. Но не в конструкторской среде, а в верхах. Сбой начался, когда Хрущев в 1966 году принял решение о том, что стране не нужны тяжелые танки, а нужны средние. Все это началось с разделения КБ. Нижнетагильское КБ, возглавлял молодой конструктор Карцев, - достаточно амбициозный, он не мог смириться с ролью второго плана. И тагильчане начали производить такие же машины, как "морозовцы" в Харькове. С одной стороны, это хорошо, потому что была здоровая конкуренция. Это продолжалось до начала 70-х годов.

Машина Т-64, которую создавал Морозов в Харькове, отличалась от всех существующих. В ней было заложено два принципиальных момента: низкий оппозитный двухтактный дизель, дававший небольшую высоту моторного отсека и внутреннюю амортизацию. Машина получилась очень низкой, ее ходовая часть - очень легкой. До этого на всех машинах была внешняя амортизация. Катки у этого танка получились маленькими, и без такой ходовой части не было резерва для модернизации. Но двухтактный дизель этой машины, как его не доводили, оставался очень ненадежным, и на каждый танк Т-64 в войска в качестве запчасти поставлялся второй двигатель. До крупносерийного производства дело не дошло, танк не отвечал требованиям "серийки".

Тем временем Тагил и Омск продолжали строить танки Т-55. Карцев создал танк Т-62, - это, по сути, улучшенная модель Т-55, но по пушке были вопросы. Тогда американцы приняли на вооружение танк М-60, который имел пушку 105 мм. На Т-55 стояла пушка 100 мм. Естественно, СССР хотел догнать и перегнать Америку, и здесь вмешался маршал Советского Союза Чуйков. Как пишет Карцев, Чуйков сказал тогда: "пусть хоть на свинье, но чтобы у нас стояла пушка 115 мм". Был принят Т-62, хотя у Карцева уже был лучший вариант. И уже тогда началось раздвоение. Т-62 - это ухудшенная 64-ка и улучшенная 55-ка. Это очень запутанный момент. Т-64 никак не мог выйти на серийный уровень. И Карцев принимает решение сделать машину, равноценную харьковской, но лишенную ее недостатков.

Партия и правительство тогда же приняли решение производить в случае войны ухудшенный вариант в Нижнем Тагиле и Омске. Карцев получил из Харькова Т-64, и поставил на него четырехтактный дизель. Когда начали гонять этот "гибрид" по тагильскому полигону, харьковская ходовая часть на уральской земле "посыпалась". В Харькове - мягкий чернозем, а в Тагиле - камень, чуть прикрытый сероземом. Карцев решил поставить на эту модель ходовую часть от опытного танка: шесть обрезиненных катков большого диаметра, - то, что было сделано на Т-72. Машина получилась по боевым характеристикам такой же, как Т-64, но технически - на порядок надежнее. Возникла коллизия: на Т-64 было потрачено много сил, денег, у него были высокие покровители, в числе которых первый секретарь ЦК Компартии Украины Щербицкий и маршал Устинов. А Министерство обороны стояло за Т-72, который разработал Карцев. За тагильский танк был маршал Гречко, который был близок с Брежневым, и именно он "протолкнул" Т-72, хотя не осталось никаких документов, свидетельствующих об этом.

В 1966 году разработка тяжелых танков была закрыта, и КБ в Ленинграде осталось не у дел. Жозеф Котин взялся за разработку нового направления - газотурбинного двигателя. В свое время нарком танкостроения Малышев был сторонником газотурбинного двигателя. Газотурбинный танк пытались делать в Тагиле, еще при Карцеве. Тогда тагильские конструкторы и пришли к выводу, что при всех преимуществах турбины она не оправдывает недостатков. К недостаткам можно отнести очень большой удельный расход топлива и высокая чувствительность к запыленности воздуха. Тагильчане от газотурбинного варианта отказались. А потом, с подачи Устинова, который вдруг увлекся газотурбинными танками, в 1976 году принимается на вооружение Т-80.

В итоге Советская Армия получила в конце 80-х годов три танка: Т-72, Т-64 и Т-80. Машины идентичны по боевым характеристикам, но совершенно различны по комплектации. Три разных двигателя, три разных гусеницы, три разных ходовых части. Например, во время Чеченской войны, гусеницы для ленинградских танков пришлось возить на Северный Кавказ из Омска, при этом полностью срывалось техническое обеспечение, это было большой проблемой. Был создан гибрид Т-80 и Т-64. Чтобы избавиться от разнотипья, в конце 80-х годов был создан Т-90, который вобрал в себя боевое отделение Т-80 и базу Т-72. Но это не было шагом вперед. В начале 90-х Ленинград перестал строить танки, - им это стало невыгодно, Украина отпала. Остались только Нижний Тагил и Омск. В Тагиле остались давние традиции, в Омск производство было передано из Ленинграда еще при советской власти. Сибирь и Урал строили танки параллельно. Но в 1995 году министр Грачев озвучил принятое решение: больше не производить газотурбинные танки. В Омске серийно танки теперь не производятся. 50 литров на километр движения - это запредельно много, такая машина действовать не может. Запас хода в 200 километров - слишком мало. Раньше предполагалось, что при возможном марш-броске к Атлантике, преодолев Рейн, газотурбинные танки будут "втыкаться" в любую заправку и ехать на любой смеси - бензине, керосине, - образно говоря, на всем, что горит.

Грачев принял решение отказаться от газотурбинных двигателей даже не из-за силовой установки. Как было написано в "Красной Звезде", "выяснилось", что кумулятивная граната РПГ-7, проходя между ходовой частью и фальшбортом, попадает точно в боевую укладку. У Т-72 катки больше, они экранируют гранату, поэтому Грачевым из-за такого конструктивного недостатка в том числе было принято решение отказаться от Т-80.

- В авиации создается холдинг, который объединит в себе различные КБ - МиГ, Су, и другие. Есть ли такая идея по бронетанковой технике?

Я не силен в экономике, но, на мой взгляд, если такой холдинг будет создаваться, то это должно происходить на базе Нижнего Тагила. К нему должны прикрепляться завод ¹9 из Екатеринбурга, который производит танковые пушки, челябинский завод, производящий двигатели. Огромный омский завод тоже надо загружать, и он видимо, сможет войти в такой холдинг, занимаясь специальными машинами.