|
От
|
А.Никольский
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
09.11.2005 14:22:47
|
|
Рубрики
|
Армия; Политек;
|
|
Из заключения к-та по обороне ГД на проект бюджета-2006
По расчетам ряда экономистов, при современной и прогнозируемой на обозримую перспективу конъюнктуре на мировом нефтяном рынке и накопленном стабилизационном фонде российская экономика может эффективно функционировать при выделении на обеспечение обороны и безопасности государства до 5,5% от объема ВВП. На 2006 год это соответствует, примерно, 1 341 млрд. рублей. При этом доля расходов от объема ВВП на финансирование раздела «Национальная оборона» может быть увеличена с 2,74% до 3,1%, (до 755,8 млрд. рублей), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - с 2,21% до 2,4%.
Общее увеличение расходов - 133,5 млрд. рублей, из которых 88,5 млрд. рублей целесообразно направить на финансирование расходов по разделу «Национальная оборона» (в первую очередь, на дополнительное финансирование расходов на НИОКР, закупки и ремонт вооружения и военной техники) и 45,0 млрд. рублей - на финансирование расходов по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». При этом расходная часть федерального бюджета составит 4 403,6 млрд. рублей, профицит - 642,5 млрд. рублей.
Это концептуально согласуется с позицией Президента Российской Федерации В.В.Путина о необходимости кардинальной модернизации военной организации государства.
2. Общая характеристика оборонных расходов
Объемы финансирования и структура прямых и косвенных расходов на обеспечение обороны страны (оборонный бюджет), за исключением закрытых целевых статей расходов, не финансируемых по разделу «Национальная оборона», представлены в Таблице 5.
В 2006 году общие расходы Минобороны по статьям разделов 07 «Образование»; 08 «Культура, кинематография и средства массовой информации» и 09 «Здравоохранение и спорт» оцениваются в 42,7 млрд. рублей.
В 2005 году они составляли 34,8 млрд. рублей, а при корректировке бюджета по итогам его исполнения в первом квартале увеличены до 37,6 млрд.
Как недостаток следует отметить, что исключение из этих разделов расходов Минобороны России на оплату горюче-смазочных материалов, коммунальные услуги, услуги связи, вещевое, продовольственное и транспортное обеспечение военнослужащих учреждений образования, культуры и здравоохранения Минобороны и включение этих расходов в раздел «Национальная оборона» не позволяет реально оценить динамику изменений в этих социально-значимых областях расходов, что противоречит посланию Президента Российской Федерации В.В.Путина «О бюджетной политике в 2006 году».
Общий объем финансирования Минобороны по пяти разделам (05, 07, 08, 09 и 10) составляет 132,2 млрд. рублей, что на 30,4% больше, чем в первоначально утвержденном бюджете 2005 года, и на 23,6% больше, чем в его скорректированном варианте.
Прямые расходы на обеспечение обороны (раздел «Национальная оборона») в 2006 году увеличиваются на 25,6% по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом 2005 года и на 21,4% по сравнению с его скорректированным вариантом.
3. Предметная и ведомственная структура раздела «Национальная оборона»
Как и в 2005 году, в разделе «Национальная оборона» 8 подразделов. Система приоритетов в объемах их финансирования осталась практически неизменной, за исключением того, что финансирование расходов по подразделу «Мобилизационная и вневойсковая подготовка» увеличилось более чем в 3 раза (2005 год – 1,89 млрд. рублей, 2006 год – 6,18 млрд. рублей).
Объемы финансирования расходов по подразделам раздела «Национальная оборона» в сравнении с бюджетом 2005 года представлены в Таблице 6, Подразделы проранжированы по величине выделяемых на них расходов.
Самым крупным, аккумулирующим 74,6% всех расходов по разделу «Национальная оборона», является подраздел «Вооруженные Силы Российской Федерации» (497,8 млрд. рублей), по которому финансируются расходы на текущее содержание и обеспечение Вооруженных Сил (денежное довольствие военнослужащих, заработная плата гражданского персонала, продовольственное и вещевое обеспечение, расходы на спецтопливо и ГСМ, коммунальные услуги, услуги связи, транспортные расходы и др.) и расходы на НИОКР, закупки и ремонт вооружения и военной техники в рамках выполнения государственной программы вооружения. Объем расходов по данному подразделу на 28,3% больше соответствующих расходов бюджета 2005 года и на 23,3% больше его скорректированного варианта.
Вторым по объему финансирования (93,6 млрд. рублей) и доле (14,0%) расходов является подраздел «Прикладные научные исследования в области национальной обороны». По этому подразделу финансируются расходы не только Минобороны России, но и Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, Роспрома, Росатома, Роскосмоса и Спецстроя России. В основном это средства, предназначенные для реализации государственной программы вооружения в части НИОКР, а также программные и непрограммные средства, направляемые на исследования в области уничтожения химического оружия и утилизации вооружения и военной техники. Расходы по данному подразделу увеличены по сравнению с 2005 годом на 18,2%. Однако доля этих расходов в общих расходах раздела «Национальная оборона» сократилась с 14,4% до 14,0%.
Подраздел «Другие вопросы в области национальной обороны» аккумулирует 7,4% (49,3 млрд. рублей) всех расходов раздела, большая часть которых направляется на финансирование федеральных целевых программ, в том числе:
- «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» - 13,3 млрд. рублей, (прирост на 2,4 млрд. по сравнению с 2005 годом);
- «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 годы)» - более 4,0 млрд. рублей (сокращение на 2,5 млрд.);
- «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005-2010 годы» - 2,2 млрд. рублей (прирост на 1,0 млрд.);
- «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах» - 1,0 млрд. рублей. (на 0,1 млрд. больше 2005 г.);
- «Национальная технологическая база" - 0,6 млрд. рублей;
- «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)» - 0,2 млрд. рублей и ряд других программ, менее значимых по объемам финансирования.
Кроме того, по этому подразделу финансируются расходы на непрограммные государственные капитальные вложения в специальные и военные объекты (12,7 млрд. рублей), а также в объекты общегражданского назначения (4,8 млрд.); на обеспечение функционирования казенных предприятий, относящихся к промышленности боеприпасов и спецхимии (2,2 млрд.), расходы Росатома по обеспечению непрограммных мероприятий по утилизации вооружения и военной техники (1,2 млрд.); расходы по инспекционной деятельности в области разоружения (1,2 млрд.); расходы по текущему содержанию и оснащению Спецстроя России (1,2 млрд. рублей) и на другие, менее крупные статьи расходов.
По сравнению с утвержденным в декабре бюджетом текущего года финансирование расходов по данному подразделу увеличено на 5,7 млрд. рублей, а по сравнению со скорректированным вариантом бюджета - на 3,0 млрд. рублей.
На финансирование подраздела «Ядерно-оружейный комплекс» (военная программа Минатома) выделено 10,7 млрд. рублей (на 23,5% больше, чем в 2005 году).
Расходы по подразделу «Мобилизационная и вневойсковая подготовка» - 6,2 млрд. рублей (в 2,5 раза больше, чем в 2005 году). Они направляются в основном на реализацию Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в части обеспечения деятельности военных комиссариатов и подготовку граждан по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях РОСТО.
Расходы по подразделу «Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества», которые включают арендную плату за Габалинскую РЛС (Азербайджан), а также за космодром «Байконур» и полигоны на территории Казахстана, составляют 6,1 млрд. рублей, что примерно равно расходам текущего года.
Объем финансирования расходов подраздела «Мобилизационная подготовка экономики» остался неизменным по сравнению с текущим и предыдущим годами (3,5 млрд. рублей, распорядителем которых является Минэкономразвития России).
В 2006 году все открытые расходы по разделу «Национальная оборона» составляют 374,8 млрд. рублей (23,4% прироста по сравнению с 2005 годом), закрытые – 292,5 млрд. (28,7% прироста).
Соотношение объемов открытых и закрытых расходов по подразделам раздела «Национальная оборона» представлено в Таблице 7.
Распределение открытых расходов раздела «Национальная оборона», по федеральным министерствам и ведомствам, являющимся главными распорядителями средств федерального бюджета, представлены в Таблице 8.
4. Подраздел 02 01 «Вооруженные Силы Российской Федерации»
В подразделе отражаются расходы на обеспечение мероприятий в сфере наземной, морской, военно-воздушной, противоракетной и космической обороны, на содержание железнодорожных войск и других воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, а также на руководство военной организацией страны, включая расходы на содержание аппаратов военных атташе.
На финансирование расходов по подразделу «Вооруженные Силы Российской Федерации» приходится подавляющая часть всех расходов - 497,8 млрд. рублей (74,6%) раздела «Национальная оборона».
Из всех финансовых средств, проходящих по данному подразделу, 314,6 млрд. рублей (63,2%) приходится на финансирование десяти целевых статей открытой части расходов, и 183,2 млрд. рублей (36,8%) - на закрытые статьи, по которым осуществляются закупка и ремонт вооружения, военной и специальной техники.
Ранжированные по значимости целевые статьи расходов, относящиеся к открытой части подраздела приведены в Таблице 9.
Наиболее крупная целевая статья расходов, аккумулирующая 55% открытых расходов, выделяемых в рамках подраздела «Вооруженные Силы Российской Федерации» - это статья «Воинские формирования (органы, подразделения)». Общий объем финансирования расходов этой целевой статьи составляет в 2006 году 182,8 млрд. рублей, из которых 103,7 млрд. рублей (57%) направляются на выплату денежного довольствия военнослужащим; 47,5 млрд. рублей (26%) – на заработную плату гражданскому персоналу; 21,8 млрд. рублей (12%) – на продовольственное обеспечение личного состава; 8,5 млрд. рублей (почти 5%) – на вещевое обеспечение.
Денежное довольствие военнослужащих
Общий объем расходов на выплату денежного довольствия военнослужащим составляет 122,9 млрд. рублей, которые распределены по разделам 02 «Национальная оборона», 07 «Образование», 08 «Культура, кинематография и средства массовой информации» и 09 «Здравоохранение и спорт» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Определение фонда денежного довольствия осуществлено с учетом планируемой индексации денежного довольствия военнослужащих с 1 января 2006 года на 15 %. Увеличение размеров денежного довольствия военнослужащим предполагает также соответствующее увеличение выплат, зависящих от окладов денежного содержания: выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости, выплаты единовременного пособия в случае гибели (смерти) военнослужащего и в случае досрочного увольнения с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе, а также выплаты по обязательному государственному личному страхованию военнослужащих и приравненных к ним лиц.
В составе фонда денежного довольствия военнослужащих учтены также средства для обеспечения выплаты:
- надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы (службы) дифференцированно пределах установленного размера: военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, - до 200 %; военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в других регионах, – до 120 %;
- ежемесячного денежного поощрения военнослужащим, проходящим военную службу в центральных органах военного управления, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2004 г. № 1258;
- ежемесячного денежного поощрения военнослужащим, проходящим военную службу в войсках, воинских формированиях и органах, в размере одного оклада по воинской должности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.02.2005 г. № 177.
Указанный объем в целом удовлетворяет потребности Минобороны России для проведения установленных выплат личному составу Вооруженных Сил.
В то же время отмечается ряд проблем, которые не нашли разрешения при разработке проекта федерального бюджета на 2006 год.
Во-первых, в 2003 – 2005 годах требования Федерального закона от 7.5.2002 года № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» об установлении денежного довольствия военнослужащих на очередной финансовый год с учетом уровня инфляции не исполнялись, вследствие чего материальное положение военнослужащих за указанный период, по мнению Минобороны России, ухудшилось более чем на 25 процентов. Очевидно, что предлагаемое повышение существенно ниже и не приводит к существенному улучшению проблемы.
Во-вторых, при реализации мер по компенсации военнослужащим транспортных расходов взамен отмененного с 1 января 2005 года права на бесплатный проезд в общественном транспорте не обеспечен дифференцированный подход в установлении размера компенсации с учетом фактической стоимости транспортных услуг в месте прохождения военной службы, удаленности места жительства от места дислокации воинской части, категорий военнослужащих, который позволил бы в надлежащей и равной мере возместить отмену указанной льготы. В настоящее время всем военнослужащим надбавка установлена в максимальных размерах при отсутствии обоснований фактических затрат. В результате офицеры получили одинаковый в процентном выражении размер надбавки, но различную в зависимости от звания и занимаемой должности прибавку к своему денежному довольствию в денежном выражении.
В-третьих, установленные для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, выплаты в размере от 70 до 150 рублей на возмещение расходов по проезду в отдельных регионах значительно ограничивают возможности указанных военнослужащих по поездкам за пределы воинских частей в увольнения, отпуска, при организованных посещениях спортивных, культурных и иных мероприятий.
В-четвертых, не урегулирован должным образом порядок выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной боевой готовности, поступившим на военную службу после 1 января 2005 года, денежной компенсации за санаторно-курортное лечение и проезд к месту использования основного отпуска. Установленных денежных компенсаций в размере 150 рублей в месяц (1800 рублей в год) для проезда к месту отпуска и обратно и 50 рублей в месяц (600 рублей в год) на санаторно-курортное лечение не достаточно для возмещения военнослужащим реальных затрат.
Стоимость одной путевки в санаторий Минобороны России в среднем составляет 5-6 тыс. рублей, а расходы на проезд в отпуск и обратно из отдаленных гарнизонов могут превышать 30 тыс. рублей.
В-пятых, сохраняется сложившийся в результате принятых в 2004 и 2005 годов решений существенный разрыв в оплате воинского труда военнослужащих центрального аппарата Минобороны России и военнослужащих войскового звена, в следствие чего размер денежного довольствия командира батальона практически соответствует уровню денежного довольствия по категории «прапорщик» в центральном аппарате Минобороны России.
Заработная плата гражданскому персоналу
При определении расходов бюджета на выплату заработной платы гражданскому персоналу были предусмотрены средства на ее повышение в 2006 году. Общий объем ассигнований Министерству обороны на указанные цели составляет 66,2 млрд. рублей, что на 21,2% больше, чем в 2005 году.
Вместе с тем следует отметить, что после проведенной с 1 сентября индексации в 1,11 раза заработной платы бюджетников, заработная плата которых рассчитывается по ЕТС, сохраняется 20-и процентный разрыв между размером заработной платы гражданского персонала Минобороны и других ведомств в связи с тем, что в бюджете 2005 года не были предусмотрены средства на проведение индексации заработной платы гражданского персонала Минобороны.
Продовольственное обеспечение
При планировании расходов на продовольственное обеспечение личного состава использовалась стоимость продовольственного пайка:
- для организации питания по месту военной службы (или выдачи продовольственного пайка) по норме общевойскового пайка – 63,6 рубля в сутки;
- для выплат взамен продовольственного пайка – 20,00 рублей в сутки.
Расходы на продовольственное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил в проекте федерального бюджета на 2006 год предусмотрены в размере 21 818,6 млн. рублей, которые включают расходы на продовольственное обеспечение в натуральной форме – 16 107,3 млн. рублей, расходы на продовольственное обеспечение в виде денежной компенсации – 4 142,8 млн. рублей и прочие расходы – 1 568,5 млн. рублей. По сравнению с 2005 годом (20,3 млрд. рублей) увеличение расходов на продовольственное обеспечение военнослужащих составляет 1,5 млрд. рублей, или 7,7%. В то же время в реальном выражении с учетом прогнозируемого уровня инфляции увеличение составит лишь 0,7%, то есть останется на уровне текущего года.
Анализ исполнения бюджета в текущем году и ряде предыдущих лет показывает, что фактический рост цен и тарифов значительно превышает прогнозируемый уровень. Так, в 2005 году по прогнозу, исходя из принятого при формировании бюджета уровня инфляции в 7,5 – 8,5%, стоимость общевойскового пайка должна была составить 56,08 рублей в сутки на одного военнослужащего. Однако из-за опережающего роста цен на продовольственные товары, который по основным продуктам питания составил: мясо – 40,6%, рыба – 24,6%, картофель – 27,6%, реальная стоимость продовольственного пайка в 2005 году составила 59,44 рублей в сутки. Спрогнозированный годовой рост цен на продовольствие существенно превышен. На погашение разницы между прогнозируемым и реальным ростом цен дополнительно к бюджетным ассигнованиям 2005 года на закупку продовольствия требуется 1,4 млрд. рублей. Без решения вопроса о выделении в 2005 году указанных средств на продовольственное обеспечение военнослужащих в 2006 году выделяемых бюджетных средств будет очевидно недостаточно.
Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка в настоящее время более чем 2,3 раза ниже фактической стоимости минимального набора продуктов питания, определяемого в соответствии с федеральными законами № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами. Фактическая стоимость минимального набора в конце июля 2005 года составила в среднем 1401,3 рубля в расчете на одного человека в месяц.
Отсутствие до настоящего времени решения об увеличении размера выплаты приведет к увеличению количества обращений граждан в суд и, как следствие, росту количества и объема взысканий средств с Минобороны России по исполнительным листам.
Справочно.
В 2004 году дополнительные расходы Минобороны России по оплате исполнительных листов по выплате военнослужащим денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере его стоимости составили 140,7 млн. рублей.
Необходимо также отметить, что до настоящего времени не опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 903, которым, в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ), установлен размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка. Это ставит под сомнение правомерность действий органов исполнительной власти по применению указанного постановления, которое затрагивает права военнослужащих и, в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, не может применяться, не будучи опубликованным.
Вещевое обеспечение
Общий объем ассигнований на обеспечение вещевым и инвентарным имуществом составляет 8 524,6 млн. рублей. Эти средства позволяют обеспечить закупки по установленным нормам. Исключение составляют повседневное обмундирование (закупки обеспечены на 52% от потребности) и специальное обмундирование (25% от потребности). Кроме того, предусмотрены средства на выплату военнослужащим в год увольнения денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования.
Для закупки спортивного имущества и специальной одежды для гражданского персонала Минобороны России средств нет.
Специальное топливо и горюче-смазочные материалы
При расчете расходов на специальное топливо и горюче-смазочные материалы за основу взяты потребности на 2005 год без увеличения физических объемов закупок. Расходы по оплате спецтоплива и горюче-смазочных материалов установлены на 2006 год в размере 29 269,2 млн. рублей, что выше уровня 2005 года на 27,4%.
Транспортные расходы
Примененный Минфином России для расчета бюджетных проектировок индекс 1,07 не учитывает прогнозируемый на 2006 год рост тарифов на транспортные перевозки, которые по расчетам Федеральной службы по тарифам могут составить на пассажирские железнодорожные перевозки в купейных вагонах - 1,22, в плацкартных - 1,12. Расчет расходов на грузовые перевозки проведен по индексу 1,08.
С учетом превышения прогнозируемого роста тарифов будут снижены возможности по перевозкам: воинских пассажиров на 68,5 тыс. человек, или на 2,3% от общего количества перевозимых пассажиров; воинских грузов на 5,2 тыс. вагонов (на 2,6% от общего объема перевозимых грузов).
Таким образом, прогнозируемые потребности Минобороны России в транспортном обеспечении составят не менее 19,6 млрд. рублей. Проектом бюджета предусмотрено выделить 19,0 млрд., то есть закладывается дефицит - 0,6 млрд. рублей.