От Одессит Ответить на сообщение
К Begletz Ответить по почте
Дата 04.11.2005 14:33:50 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Re: И еще...

Добрый день

>Кто в кого начал 1й стрелять, КА в них или они в нас?

А это смотря по тому, насколько расширительно толковать понятие "мы". Если в него включать АЛ - то однозначно начали мы.

>Были ли директивы из Лондона от пр-ва в эмиграции открывать огонь по КА?

Не было. И быть не могло, так как по союзникам-освободителям стрелять по понятиям не полагается. Было другое.
командование АК готовилось к вступлению Красной Армии на бывшую польскую территорию и постепенно уменьшало интенсивность диверсионных операций против железных дорог на западе страны, перенесенных на восток для снижения темпов наступления СССР. Первым эту тенденцию зафиксировал функабвер, отметивший участившиеся указания лондонского центра о сокращении числа нападений на подразделения вермахта и усилении подготовки к сопротивлению Красной Армии. В Москве это тоже не осталось незамеченным. Из перехваченного радиоразведкой в 1943 году совершенно секретного приказа главного командования АК стало известно, что оно рассматривает советское наступление как новую оккупацию Польши. В приказе ставились долговременные задачи проникновения в органы образуемого для управления освобожденными районами Временного правительства, завоевания влияния, сохранения в подполье штабов, документации, радиоаппаратуры и складов оружия, теоретически подлежащих сдаче с установлением мирной жизни. В Москве были сделаны соответствующие выводы, после которых на территории СССР начала создаваться польская дивизия, переформированная затем в корпус, а позднее в армию. В Лондоне тоже понимали, что открытая конфронтация не приведет ни к чему хорошему, и согласились на создание объединенного органа власти ─ Национального народного совета (КРН) с участием левых группировок и АЛ.
Лондонским политикам постепенно становилось ясно, что открытое противодействие распространению советского влияния является задачей самоубийственной, поэтому ставка была сделана на продолжение подпольных форм борьбы. 16 декабря 1944 года штаб АК получил указание организовать агентурную сеть на включенной в состав СССР бывшей польской территории, сделав при этом особый упор на ведение политической разведки. В январе 1945 года ставшую одиозной в глазах советского руководства АК распустили, тем более, что ее сохранение уже нельзя было обосновать необходимостью оказания сопротивления оккупационным войскам. Хотя АК и лондонское правительство полагали таковыми советские войска, открыто заявить об этом было совершенно немыслимо. На базе Армии Крайовой формировалась еще более законспирированная организация “Независимость” (“Не”) во главе с генералом Окулицким, задачами которой являлись ведение разведки, осуществление диверсионных операций и террористических актов, а также подготовка к вооруженному восстанию против ПКНО. Эта деятельность была быстро пресечена, а все руководство организации в марте 1945 года арестовано. Затем лондонское правительство создало в стране руководимую бывшим первым заместителем коменданта “Не” полковником Яковом Жепецким (“Ожуг”, “Презес”) Делегатуру вооруженных сил (ДСЗ), предназначенную для организации вооруженного сопротивления установлению власти левых сил, вплоть до убийств активистов из числа местного населения, саботажа, диверсий и ведения пропаганды. Не все командиры АК подчинились указу о ее роспуске и начали формировать собственные военные структуры, число которых в 1945 году исчислялось десятками. Среди них выделялись Гражданская национальная армия (ОАК), делавшая особый упор на террор против сотрудников государственной безопасности Временного правительства, довольно сильные Народные вооруженные силы (НСЗ) и особенно влиятельное в районе Ченстохова Национальное военное объединение. В феврале 1945 года подпольным организациям удалось восстановить уничтоженные ранее руководящие уездные центры, организовать мощные партизанские отряды и подразделения Помощи особой деятельности (ПАС), ставшие боевыми единицами для выполнения специальных операций. Помимо актов политического террора, на их счету значилось немало ограблений банков, государственных учреждений и предприятий. Невозможно перечислить все боевые операции этих структур, полностью дезорганизовавшие обстановку в стране и повлекшие сотни и тысячи жертв, зачастую совершенно не связанных с властями или орга-низациями ППР. Кроме того, по Польше бродили остатки частей вермахта, СС и РОА, отряды ОУН и просто уголовные банды. В совокупности только за период с 1 сентября 1944 по 1 сентября 1945 года они произвели 12746 налетов, в том числе 7889 грабежей и 4885 актов политического террора. За период с 22 июля 1944 по 1 января 1946 года действия подполья и различного рода отрядов и банд привели к гибели 7372 человек .

С уважением