От Евгений Путилов Ответить на сообщение
К eugend Ответить по почте
Дата 08.11.2005 17:08:48 Найти в дереве
Рубрики WWII; Современность; Флот; Армия; Версия для печати

бывших военнопленных отправляли не влагеря, а в т.н. запасные полки

Доброго здравия!
>>Доброго здравия!
>
>>>Несмотря на всю свою ненависть к НКВД-шниками Новобранец нигде не упоминает о избиениях со стороны проверямых, а вот наоборот -- когда проходящие госпроверку избивали офицеров-контрразведчиков очень много...
>>
>>Моего деда при проверке после освобождения из лагеря избивали. Так он говорил мне когда-то в 70-х. Но проверка закончилась быстро, и потом он отправился не в Сибирь, как избиваемые по идее должны были поехать, а работал переводчиком в комендатуре в Дрездене. И хотя войну встретил на границе и быстро попал в плен, будучи сержантом, осталась его фотка лета или ранней осени 1945 из Дрездена, где он уже в форме младшего лейтенанта. Про это подробностей уже не знаю.
>
>А моего не избивали - наоборот, проверяющий оказался земляком и устроил ему пропуск, чтобы дед поехал домой. А основная масса поехала таки на работы в Сибирь, но ненадолго и не в лагеря. Один из дедовых соседей вернулся через 2 года.

>А другой, двоюродный дед, попал на Урал, на строительство цементного завода - но опять же далеко не в лагерь.
>В общем-то там он потом через 3 года и остался, так как жизнь на Урале пусть в небольшом, но городе, была все-таки получше, чем в полуголодной послевоенной тамбовской деревне. Была бы это ссылка (или концлагерь) - уж наверное он бы вернулся на родину.

Эти полки действительно занимались хозяйственными вопросами. По пути в СССР летом 1945 их останавливали в западных районах СССР и распределяли по колхозам помогать убирать урожай (там ведь мужиков не было, и тракторов тоже). Они только отмечаться должны были регулярно, а жили и перемещались совершенно свободно. После уборки по извещению из местных управлений НКВД собирались на указанных станциях и отбывали дальше на восток, строить и т.д. Через 2-3 года их действительно уже всех полностью распустили, так как мужские руки нужны были в хозяйстве и по местам жительства, а для больших работ хватало и осужденных с немецкими пленными. Но все сказанное относится только к рядовым, сержантам и старшинам. У офицеров была иная процедура и иная судьба. Их проверяли более пристрастно и не отпустили вместе с рядовыми.

По поводу земляков. Вот в 1944 при выселении крымских армян вместе с другими крымскими народностями, смершевцы своим соплеменникам тоже помогали, зачисляли их в свои части, где служили в ОО. ИМХО, помощь такого рода заслуживает осуждения, а не оценки особистов как "там тоже были люди". Получается, крымчакам и татарам не повезло, так как в ОО местных гарнизонов не было офицеров их национальности, чтоб справедливость удержалась.
С уважением, Евгений Путилов. e_putilov@mail.ru