От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 01.11.2005 12:31:10 Найти в дереве
Рубрики Флот; Байки; Версия для печати

когда деревья были большими, а яйца - фаберже


"ОРУЖИЕ" 10/2005
О ЧЕМ ГОВОРИТЬ НЕ ПРИНЯТО

Министр обороны РФ Сергей Иванов наградил вымпелом «За мужество, воинскую доблесть и высокую боевую выучку» 121-й гвардейский Севастопольский Краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиаполк, имеющий на вооружении стратегические ракетоносцы ТУ-1б0.

Недавно на авиабазе Энгельс в Сара­товской области главнокомандующий ВВС РФ генерал армии Владимир Михай­лов по поручению министра обороны вручил вымпел доблестным авиаторам. «Крас­ная звезда» в свое время рассказывала, как экипажи полка выполняли учебные полеты в Арктику, в район Персидского залива и Индийский океан, решали задачи с оперативных аэродромов Дальнего Вос­тока, совершали перелет на военный аэро­дром Мачулищи в Белоруссии.
Интересно было бы, конечно, узнать: за что именно награждались наши летчи­ки? Но об этом пресса, официальные лица молчат. Однако давно известно, что под­тверждают и различные источники, мно­гое я и сам знаю, что за красивые глаза летчиков не поощряют. Вот, что, к примеру поведал нам один морской офицер с крейсера «Суворов», с которым я потом служил на противолодочных кораблях Ти­хоокеанского флота.

«Было это давно, но сейчас не многое изменилось. «Горячей войны» нет, «хо­лодной» вроде бы тоже. Но служба есть служба. Готовность номер 1 для наших военных — железное правило. И еще одно, свое оружие они должны уметь использо­вать не только по прямому назначению, но и в воспитательных, так сказать, целях. Вспоминаю один случай. Мы проводи­ли учения в Индийском океане. Американ­цы, наши нынешние «друзья», здорово мешали. Вклинивались в боевой строй российских кораблей своими фрегатами, корветами, крейсерами. Репитовали (пов­торяли), искажая, естественно, световые и радиокоманды наших командиров. Они вконец обнаглели, когда подошел их авианосец «Джон Кеннеди». Подняв в воз­дух самолеты, американцы, по сути дела, нагло стали срывать учения, производя облеты так низко, так вызывающе, что хо­телось врезать им не только из ракет, но хотя бы из «Барсов»... Ведь облетали они нас на приличных скоростях, многие мо­ряки с боевых постов верхних палуб глохли, из ушей сочилась кровь. Надо было что-то делать. Но не уходить, поджав хвост, сдавшись на милость развеселив­шимся «приятелям» по оружию. Контрме­ры были придуманы быстро. И успокоили американцев российские летчики дальней тяжелой авиации, очень быстро прилетев­шие в район Индийского океана из При­морья... Над авианосцем они устроили на­стоящую плотную низкую карусель. Зву­ком турбин тоже глушили наших «союзни­чков», пролетая далеко не на полной скорости почти над мачтами американ­ских кораблей. Вскоре летчики самолетов с авианосца буквально завопили в эфире: «Уберите свои «Белые сигары», нам надо садиться на палубу авиаматки. Или будем сбивать их!» Тут ощетинился всеми огне­выми средствами наш флот, и американ­цам заявили: «Летите, голуби, летите. А все ваши самолеты, которые будут захо­дить на наши корабли боевым курсом, сбиваем без предупреждения. Авианосец взят на прицел, а ваш надводный флот давно стал ракетными целями. Ввяжутся — тут же свое получат. И от кораблей, и под­водных лодок боевого охранения!».

В небе началась у американцев пани­ка. Один самолет попытался прорваться сквозь карусель, но промахнулся и сел не на палубу «Джона Кеннеди», а привод­нился. Летчик в последний момент ката­пультировался. Тогда янки получили уль­тиматум: убраться из района учений за линию горизонта немедленно! Какое-то время они нас пытались пугать, мол, к нам идет подкрепление. Наши спокой­но отвечают: «Не успеют!». Когда насту­пила критическая минута массового па­дения американских самолетов в океан, командование «условного противника» заявило, что наши требования выполня­ет. Наши бомбардировщики отвалили в сторону и стали облетать боевые кораб­ли американцев, буквально вдавливая их своим ревом в воду. А самолеты, в пос­ледние секунды своего полета буквально плюхались на палубу авианосца с пос­ледней каплей горючего. А наши тяжелые бомбардировщики еще долго сопровож­дали ВМС и ВМФ США почти до кромки горизонты, пока не вытеснили всех аме­риканцев из района наших учений. И мы их провели на отлично! Потом узнали и удивились: наши тяжеловесы еще куда-то слетали, и только затем вернулись к се­бе на базу»

А со мной лично был другой случай. Последняя ночь перед учениями на про­тиволодочных кораблях в Японском море. Знаем, что туда накануне прибыла амери­канская подводная лодка и залегла в рай­оне предполагаемых учений на брадвахту. Понятно, захотели узнать американцы, что мы будем здесь делать, какие упраж­нения и как станем отрабатывать. Рано ут­ром наш МПК поднимают по тревоге, бы­стро выходим с Русского острова в море и со скоростью в 45 узлов летим в точку,
где американскую лодку засекли. Через час мы ее обнаружили. Передали по свя­зи: здесь будут проходить учения, покинь­те опасный район. Ноль внимания, фунт презрения в ответ. Уговаривали полчаса. И все без толку. Тогда по тому же каналу связи командир сообщает: сейчас начина­ет учебно-тренировочные стрельбы из РБУ (установки реактивных управляемых подводных бомб). Молчат американцы. Тогда наши артиллеристы дают залп по периметру «мешка» с одним отверстием для выхода. Нервы у американцев не дрогнули, хотя все было рассчитано так, чтобы их взрывной волной слегка тряхну­ло. Через полчаса даем второй залп, сузив периметр обстрела. Молчат моряки. Мы их мужеству долг уважения отдали. Но служба есть служба. И этот участок моря мы должны очистить от постороннего присутствия в ближайший час. Третий залп дали совсем близко от лодки. Ее тряхнуло так, что на поверхность проб­кой вылетел сигнальный буй, какая-то ве­тошь, банки с краской, деревянные чопы... И только после этого американская лодка рванула в горловину мешка и понеслась под водой от нас прочь. А мы за ней. Чуть ли не до берегов Японии сопровож­дали. Это оказывается было особым зада­нием для нашего корабля по отработке ведения подводной лодки противника, держа ее под прицелом. Пару раз амери­канцы всплывали, что-то осматривали, «факали» в нашу сторону, а мы спокойно ложились в дрейф рядом и наблюдали за ними, комментируя их неудачное дежур­ство на своем родном народном языке, по-русски.

Вот так мы «дружили» в конце шестиде­сятых с американцами. Был в тот же пери­од еще один почти смешной случай. Раз американцы бортами своих боевых кораблей заблокировали выход из одной бухты нашим подводным лодкам. Что делать? Не начинать же войну! Выход нашли такой. В бухте стоял законсервированный дивизион наших очень старых тральщи­ков. Корабли быстро ввели в строй, лишь бы они двигались. В машинные отделения забрались мотористы-добровольцы, отча­янные лейтенанты встали на мостики и по­гнали ржавые, нелепые по абрису посуди­ны прямо на торжественный строй амери­канцев. Видели бы вы, как бравые амери­канские военморы «обрубали» якоря и разбегались в разные стороны от летев­ших на таран ржавых тральщиков. А вто­рым эшелоном пошли подводные лодки, которых американцы попытались запереть в бухте...
Любопытно, что эту базу подводных лодок вскоре перенесли в другое место, так как, спасибо американцам, все уви­дели ее очевидную уязвимость.

Александр КУРБАТОВ, старшина 1-й статьи запаса
Владивосток

Участник тех событий: советский бомбардировщик Ту-95
... и американский бомбардировщик «Джон Кеннеди»


"Бывают такие люди: глаза есть, а посмотри - нету". (c) Дерсу Узала