У меня в институте на днях был показан спектакль "Копенгаген" о встрече Нильса Бора с Вернером Гейзенбергом в сентябре 1941 года в Копенгагене.
Цели этой поездки Гейзенберга до сих пор толком не выяснены (Гейзенберг был одним из главных исполнителей в немецком урановом проекте), а пьеса еще добавила шуму и неясностей. Бора сыграл известный актер Ян Махульский (знаменитый Квинта в знаменитом "Ва-банке").
Несколько лет назад "Копенгаген" был выставлен и во МХАТе, Бора сыграл Олег Табаков, а Гейзенберга - Валерий Плотников. Вот материал об этом спектакле на сайте МХАТа, там же есть ссылки на газетные рецензии:
Но для интересующихся темой более интересными, по-моему, будут две рецензии на Переплете.Ру (там же приводится и неотправленное письмо Бора Гейзенбергу, написанное в 50-е годы):
Кроме того, весной нынешнего года немецкий журналист-историк Райнер Карлш выпустил книжку "Бомба Гитлера", она тут на ВИФе немного обсуждалась на основе газетных рецензий (а я ее даже сподобился купить).
Книжку, в общем-то, серьезные физики подразругали - в ней говорится, в частности, о немецких ядерных испытаниях в конце войны, а также приводятся кое-какие другие подробности о немецких работах по урановому проекту. Критики склонились к тому, что испытания были максимум испытаниями "грязной бомбы" - обычный взрыв с разбрасыванием радиоактивного вещества, - поскольку у немцев не было достаточного для нормального ядерного заряда количества урана-235 или плутония-239.
Оказалось, однако, что Райнер Карлш немного серьезнее, чем просто искатель сенсаций. В июне он вместе с американцем Марком Уолкером (Уокером) опубликовал в уже вполне авторитетном журнале "Physics World" статью "Новое о бомбе Гитлера" - о своих дальнейших изысканиях, вот адрес статьи (на английском языке):
А в новой публикации в "Physics World" Карлш и Уолкер, в общем-то, наиболее, скажем так, оптимистично оценивают шансы немцев на бомбу в конце войны. Они рассказывают о совсем недавно обнаруженном новом немецком или австрийском документе, написанном сразу после войны и содержащим, в частности, интересную картинку-схему атомной бомбы. Вероятно, автор что-то знал и о американских исследованиях, поскольку "элемент-94" (так он назывался в войну у немецких физиков) у него уже назван плутонием. В качестве критической массы для плутониевой бомбы приведено значение 5 кг, близкое к правде (подобной оценки не было в подготовленном по горячим следам официальном американском отчете по Манхэттенскому проекту - он был оперативно опубликован и на русском языке, где-то есть в Сети, по-моему). Из документа следует также, что немецкие теоретики были весьма продвинутыми и по части водородной бомбы - с запалом из атомной бомбы, если по-простому.
К счастью для остального мира, немцам все-таки не удалось.
Вот не очень взрачная картинка из упоминаемой статьи: