>>Да там много планов модернизации Т-55 и Т-62 было. И тут рождается ВТОРОЕ ПОЧЕМУ! Почему в конце 1970 – начале 1980-х было принято решение о нецелесообразности модернизации танков Т-54 – Т-55 – Т-62?
>да, это интересный вопрос, надо знать как считали...
>почти цитата: "... теоретик подсчитал, что есть ненулевая вероятность, что контроллер войдет в тролейбус на каждой остановке, поэтому дешевле ездить на такси...".
>Хотя ведь проводили модернизацию Т-62 -- усы на башню налепили, экраны бортовые навесили. Планировалась еще более глубокая модернизация?
Конечно. И по вооружению
1. Сохранение 115-мм и введение АЗ "Жолудь" (22 выстрела в барабане), причем с выбором типа снаряда в любой момент
2. Перевооружение на 125-мм с ручным заряжанием и установкой прицела-дальномера оптического типа
3. Перевооружение на 125-мм с АЗ типа «СКАТ» (Жолудь-2)
Я уже молчу про новые кумулятивные боеприпасы и в частности про реактивные управляемые снаряды в конструктиве 100-мм и 115-мм выстрелов с прицелом-системой наведения оных, что прошло испытания
И по двигателю
1. Установка дизельмотора типа В-46
2. Установка дизельмотора В-84 и новых бортпередач
И по бронированию
1. Установка дополнительных панелей ПЗ для защиты носа корпуса
2. Установка блоков ДЗ для защиты корпуса и башни с передних ракурсов.
3. Установка системы «Дрозд»
>>Дак хотели. Но примерно с 1953-го Нижний Тагил НЕ ИМЕЛ ПРАВА ЗАКАЗЫВАТЬ СЕБЕ НОВЫЙ ТАНКОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. Ибо они имели право заниматься только СОПРОВОЖДЕНИЕМ и МОДЕРНИЗАЦИЕЙ Т-54 и Т-34. И все. Да и сам И. Я.
>да уж...
А кто вообще занимался разработкой двигателей?
В Харькове, в Омске и завод им. Климова по ГТД. и все?
Для ТАНКОВ? Еще в Питере на заводе «Турбодизель» была группа. В Ярославле для легких машин бюро работало. Что-то где-то читал про Сталинград. Но я не вполне в курсе всех двигательных бюро.
>можно было заказать разработку на Челябинском заводе?
Вы понимаете, ОФИЦИАЛЬНО они не могли заказать ничего, так как разработка должна была попасть в план, а это допускалось только с ободрения «сверху».
>похоже тут возникает проблема большого количества связей, при плановой экономике надо назначать кооперацию предприятий волевым решением, что может становиться большой проблемой. Похоже управленцы уже не справлялись со сложившейся системой.
Вообще-то у меня есть впечатление, что Старовойтов СПЕЦИАЛЬНО обрубал УВЗ все потуги и при этом пестовал Харьков.
>>Тут скорее Васи вам полезны будут. Чобиток и Фофанов. Правда, если научатся слушать друг друга :)) И прощать … :))
>
>Господа, товарищи, Чобиток и Фофанов - пожалуйста, поделитесь своими соображениями :) очень хочется иметь перед глазами "карту" танкостроения, чтобы в общем можно было его оценить.
Да пока они только чуть-чуть приоткрывают свои точки зрения и те в схватках друг с другом…
>З.Ы.
>В порядке офф-топика, довольно давно читал книгу в 2-х томах по теории систем американского автора. Про принятия решений, про системный анализ. Очень меня тогда поразило как это развито в США. Как они пытаются все учесть: и пособия по безработности, и цену недвижимости. как формулируют требования к ЛПР (лицу принимающему решение). У нас в СССР это все не было развито :(
>В результате, даже посмотреть как мы создавали морские баллистические ракеты. ПЛ сначало дизельные, потом - атомные, все последовательно, через опыт и "шишки". Шараханье с ракетами - от жидкостных к твердотопливным, с проектом 941 - "водовозом".
>Скорее всего в танкостроении такая же "фигня" была, просто это не так очевидно, наверное.
>Не умели мы похоже управлять страной :(
Вы знаете, Л. Лорлицкий хорошо сказал: «Сейчас все ругают Сталина, но во время его правления экономика была правильной. Мы все знали, что задарма никто платить не будет и рвались побыстрее и получше выполнить задание, так как это для нас выражалось в реальные деньги… А во времена Хрущева-Косыгина все перевернули с ног на голову. Теперь можно было просиживать штаны и получать свои гроши… От тебя уже ничего не зависело. Главное, чтобы у тебя был Главный Конструктор, имеющий друзей «наверху»
А вот как на эту тему в своих воспоминаниях высказался Л. Карцев: «Сейчас все неудачи в экономике и отставании в техническом прогрессе связывают с созданной Сталиным административно-командной системой.
На первый взгляд покажется странным, но до 1965 г. она работала четко и давала положительные результаты. Тогда ежегодно в феврале директивным порядком ужесточались нормы выработки на 15%. Если за изготовление какой-то детали платили, например, один рубль, то с 1 марта уже 85 копеек, а в следующем году 72 копейки и т.д.
Анатолий Васильевич Колесников как-то при очередном снижении расценок пошутил: "Я уже много лет работаю на заводе, нормы каждый год ужесточаются, теперь завод за танки должен еще доплачивать, а не получать деньги". Чтобы завод работал с прибылью, шли двумя путями: снижали трудоемкость изготовления за счет внедрения нового, более производительного оборудования или внедряли в производство новые образцы, закладывая в нормы "жирок" для их дальнейшего ужесточения.
Например, трудоемкость изготовления танков Т-55 и Т-62 была практически одинаковая, а в связи с улучшением боевых характеристик последнего цена на него была на 15% выше, чем на танк Т-55.
Сталинскую административно-командную систему начали разрушать в 1965 г., когда объявили так называемую косыгинскую реформу. Когда ее обнародовали, Окунев сказал: "Теперь промышленность поползет вниз".
По этой реформе отменялось ежегодное директивное снижение трудоемкости, нормативная прибыль на военную продукцию увеличивалась с 3 до 14 процентов. У директоров появились денежки, которые потом рабочие стали выкачивать за сверхурочные часы, за работу в выходные дни и т.д.
В связи с этим вспоминается один разговор с заместителем начальника сборочного цеха по производству Е.Е. Мачневым. До этого он работал начальником механического цеха. "Захожу я как-то в цех, - рассказал он, - у станков полно заготовок, рабочие стоят, курят, работать не начинают. Я спросил: "Почему не работаете?" Один рабочий ответил: "Успеем. В конце месяца поднажмем, нам дополнительно заплатят. Наконец-то мы взяли власть в свои руки, что хотим, то и делаем".»
Не правда ли, после внимательного прочтения оного кое-что становится понятнее с другого бока? Понятно почему и УВЗ рвался заниматься новыми разработками и почему народ в 1960-е жить стал лучше, а купить стало не чего, и цены на ТНП понемножку в 1970-е вверх поползли. И откуда дефицит попер...