|
От
|
Ostgott
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
12.09.2005 10:35:40
|
|
Рубрики
|
WWI; Флот;
|
|
Минный линкор 1913 г. (рисунки 0,3 Мб)
Из книги «Последние исполины Российского Императорского Флота». С.Е. Виноградов, СПб, «Галерея Принт» 1999 г.
Новый линкор - борьба мнений.
В ряде крупных флотов (германский, американский) в начале 10-x гг. активно прорабатывалась идея создания крупного, быстроходного, хорошо защищенного надводного корабля, несущего большое число "минных" (торпедных) аппаратов и условно называемого поэтому "минным линкором". Основная идея подобного корабля состояла в нанесении массированного торпедного удара по колонне вражеских линкоров в дневном эскадренном бою главных сил.
Эта идея была вызвана к жизни фактом быстрого совершенствования в начале XX столетия "самодвижущихся мин", которые получили новые, намного более сильные двигатели, механизмы устойчивости на курсе, а также несли значительно более мощный боевой заряд. Существенное повышение скорости, дальности действия и эффективности торпед сопровождалось резким ростом их размеров и веса, что ограничивало их применение на эсминцах. Поэтому предполагалось, что крупный броненосный корабль за счет отказа от всей тяжелой артиллерии мог быть оснащен значительным количеством бортовых подводных торпедных аппаратов и защищен особо толстой броней (борт до 400 мм КЦ). Высокая скорость, превышающая эскадренный ход колонны противника, должна была позволить "минному линкору" приблизиться к ней на дистанцию 10-15 кб и скрытно произвести прицельный залп по площадям с особо высокой плотностью "веера". Подобный одновременный залп 40-50 торпед (или даже вдвое более мощный при использовании пары подобных кораблей) практически неизбежно должен был привести к серии попадании в линейные корабли противника, что как минимум могло сопровождаться тяжелыми повреждениями многих из них и, как следствие, потерей инициативы в бою. В качестве меры оборонительного характера против неприятельских легких крейсеров и эсминцев "минный линкор" предполагалось вооружить 10-12 7"-8" орудиями в поворотных башнях с большими углами обстрела. На гребне тогдашнего быстрого развития торпедного оружия - роста скорости, мощности, дальности и совершенствования методов торпедных стрельб - корабль подобной концепции новаторски вписывался в схему дневного боя линкоров, и мог стать неплохим подспорьем для тактического маневрирования линейной эскадры в сражении. Даже сам по себе выход в скоротечную торпедную атаку двух подобных кораблей означал необходимость немедленной смены курса для неприятельской колонны, что неизбежно сопровождалось для атакующей стороны целым рядом важнейших преимуществ - временной потерей противником инициативы, ВИРа, необходимостью новых серий пристрелки и т. п. Хорошо бронированный "минный линкор" мог не опасаться артиллерийского огня неприятельских легких крейсеров, прикрывающих линейные корабли, а также вспомогательного калибра последних, что касается тяжелых орудий линкоров, они не представляли неизбежной угрозы как из-за их участия в артиллерийском бою главных сил, так и по причине относительной медленности стрельбы, трудности быстрого переориентирования и пристрелки к внезапно появившейся быстроходной цели.
Эти и подобные предпосылки для углубленной проработки концепции "минного линкора" стали основой для более пристального внимания к этому вопросу со стороны МГШ, особенно возросшему в преддверии подготовки новой судостроительной программы во второй половине 1913 г. Корабельному инженеру Ревельского судостроительного завода П.В.Янькову было поручено разработать подробный эскизный проект к нескольких вариантах. Начиная с весны 1914 г. этот проект интенсивно оценивался МГШ в многочисленных тактических играх, выявивших в целом высокую эффективность данной идеи. Однако, поскольку постройка подобных кораблей могла стать целесообразной только после введения в строй новой эскадры первоклассных линкоров и линейных крейсеров, идея "минного линкора" к июлю 1914 г. в целом не вышла за рамки проектно-тактических проработок. Начавшаяся война заставила на время забыть о ней, а послевоенный ход развития морских вооружений и кардинально изменившиеся приемы борьбы на море перечеркнули окончательно.

основные характеристики проекта минного линейного корабля П.Б.Янькова, 1913 г.
Длина (наибольшая), м: 203,4
Длина (по ватерлинии), м: 200,0
Ширина, м: 25,5
Осадка (нормальная), м: 8,20
Водоизмещение (нормальное), т: 23000
Вооружение: 84 450мм подводных торпедных аппарата, 12 7"/52 орудий в четырех башнях
Бронирование, мм:
главный пояс 400 (в оконечностях 150)
тыльная броня 50
средняя палуба 75+10
нижняя палуба 20+20
траверзы 300
рубка 450 (стенки), 250 (крыша), 200 (пол, труба)
барбеты 125-75
дымоходы 100-125-75
Котлы: 15 нефтяных ("Ярроу")
Турбины: 4 активно-реактивных («Парсонс») 2 вала
Мощность механизмов ( л.с): 72000
Скорость хода: 28 узлов
Дальность плавания: 1250 морских миль (полным ходом)

"Минный линкор" в доке. Длинный ряд крупных отверстий в подводном борту являлся главной внешней отличительной особенностью большого боевого корабля нового типа, об идее которого много говорили перед первой мировой войной. Основным предназначением подобных тяжелых единиц должна была стать массированная торпедная атака неприятельской колонны линкоров, осуществляемая этими быстроходными и хорошо защищенными крупными кораблями специальной постройки.
Рисунок В. С. Емышева.
Хотелось бы услышать мнение о возможном применении подобных кораблей в WWI&II. Например русского (за счет "Измаилов") в Моонзундской операции, аналогичного немецкого (за счет "Байернов") при Ютланде и в планировавшемся финальном ночном бою 1918 г. (тут уже возможно за счет "Саксонии", "Вюртемберга", "Макензенов" и "Эрзац Йорков"), японцами при битвах у Гуадалканала и Лейте, американцами там же.