|
От
|
Евграфов Юрий
|
|
К
|
А.Никольский
|
|
Дата
|
22.08.2005 12:37:08
|
|
Рубрики
|
Современность; ВВС;
|
|
Re: Про малый военный бизнес
С уважением!
Нисколько не оспаривая полезность Вашей заметки, и более того всячески приветствуя Ваши усилия, хочу заметить, что прблему малого военного бизнеса Вы копнули как-то "с боку". Потому что первое препятствие на пути его развития - это преславутый "откат" (грубое, но, к сожалению, основное проявление нашего "бюрократического капитала"), а второе - СРПП ВТ, т.е - действующая система разработки и постановки на производство военной техники.
Последнее поясню на примере - фирма, в которой работаю, во время "активной фазы" Второй чеченской имела касательство к оснащению одного из наших подразделений артиллерийской разведки современными средствами связи и приборами, профинансированному спонсором - крупным промышленным предприятием по ходатайству местной администрации. Замечу, что половина персонала фирмы - офицеры запаса, так что к делу мы отнеслись со всей серьёзностью. Например, все поставленные нами изделия были исполнены по зарубежным военным стандартам и полностью вписывались в наши системы.
И что в итоге? Из округа последовал такой рёв, как посмели использовать предметы, не принятые официально на вооружение, что все тут же разбежались.
Что самое интересное, так это то, что формально Округ был совершенно прав.
Здоровья и успехов!
>Извините, что хвастаюсь, но тут реально, как мне кажется, интересную тему затронул, что бывает крайне редко. Там, конечно, немного переврано - нааши военные к тренажеру МАКа интерес все же проявляет, Эниксу кредиты дают и правительство Татарстана из бюджета подсобило, цитату Сергея Сокута переврал немного (он имел ввиду, что ряду наших малых бизнесменов крупняк перекрывает кислород с помощью генералов и чиновников, такая история была в БПЛАстроении)
>В тени больших
>Алексей Никольский
>Ведомости
>19.08.2005, №153 (1434)
>ЖУКОВСКИЙ — Малый военный и авиационный бизнес представлен на МАКСе десятками компаний. У большинства из них схожие проблемы — отсутствие доступных кредитов и слабый интерес военных к их продукции. Между тем они успешно разрабатывают технологии, находящиеся на острие военной “моды”.
>Московская фирма “Авиаконверсия” прославилась на весь мир в 2003 г., когда Госдепартамент США обвинил ее в поставке в Ирак джаммеров — устройств для подавления сигналов спутниковой навигационной системы GPS. “Мы подорвали американскую концепцию неядерного стратегического нападения”, — говорит директор “Авиаконверсии” Олег Антонов, до 1992 г. — заведующий лабораторией ГосНИИ авиасистем. Если сигналы GPS не принимает головка наведения ракеты или бомбы, то большая часть американского высокоточного оружия перестает быть таковым. Тем не менее Минобороны не закупает продукцию у “Авиаконверсии”, “наоборот, наша работа вызывает бешеную ненависть у Минобороны и "Рособоронэкспорта", поскольку наши разработки — это наша собственность и мы можем продавать их самостоятельно”, жалуется Антонов. Не получается у компании и сотрудничество с банками: “Мы пытались брать кредиты, но поняли, что наши банки дают их только на неделю”.
>Аналогичные проблемы испытывает гендиректор компании “Модернизация авиационных комплексов” (МАК) Вячеслав Красножен. “Для нас долгосрочные кредиты тоже недоступны”, — признается он. Инвестиции в проекты идут за счет собственных средств учредителя — компании “Полигон”, торгующей военной одеждой. МАК разрабатывает тренажеры танков и боевых вертолетов, состоящих на вооружении Российской армии. Экономия от тренажера при подготовке экипажа одного танка — $50 000 в год, а в нашей армии их несколько тысяч. “Реально ни танкистов, ни пилотов вертолетов не учат стрелять управляемыми ракетами — слишком дорого, однако в результате они не боеготовы”, — поясняет Красножен. Но пока российское Минобороны интереса к тренажерам не проявляет, а, например, белорусские военные их уже закупают. Казанская компания “Эникс” разрабатывает беспилотные летательные аппараты, которые в мировой военной авиации являются вместе с высокоточным оружием самой модной темой. По словам ее конструктора Ильдара Якупова, у них есть госзаказ от военных, а часть продукции продается через “Рособоронэкспорт”. Но банковские кредиты из-за их дороговизны малодоступны и для “Эникса”.
>“Мы берем умеренные комиссионные в 6-7% и готовы сотрудничать с малыми компаниями, — говорит источник в "Рособоронэкспорте". — Но, к сожалению, у нас часто нет уверенности в том, что малые компании просуществуют больше, чем срок службы их изделий”. Впрочем, руководитель агентства по промышленности Борис Алешин признает, что во всем мире на военных работает множество малых инновационных фирм, и обещает подумать над тем, как поддержать эти компании в России.
>“Проблема малых компаний все же не в госпосреднике, — считает авиационный эксперт Сергей Сокут. — Самую большую угрозу для них представляют крупные компании ВПК, которые всячески препятствуют их контактам с генералами и чиновниками”. А эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко напоминает, что американская венчурная компания Atomics стала одним из важнейших подрядчиков Пентагона, разработав беспилотный самолет Predator. “Однако, несмотря на то что тренажеры и беспилотные аппараты — это современный военный хайтек, при существующем отношении генералов и чиновников к венчурному военному бизнесу ничего похожего в России не произойдет”, — предсказывает эксперт.
>С уважением, А.Никольский