От buka Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 11.08.2005 11:21:57 Найти в дереве
Рубрики Флот; Версия для печати

Тральщик-вертолетоносец пр. 923

Упоминается в известной книге Кузина и Никольского:

«Во второй половине 1970-х годов в Западном ПКБ началось проектирование невиданного доселе ни у нас, ни за рубежом специального эскадренного ТЩ-вертолетоносца по пр. 923. Этот корабль, помимо многочисленного “штатного” противоминного вооружения, включавшего даже самоходные искатели-уничтожители мин, должен был иметь отряд из пяти вертолетов-тральщиков, разработку которых предполагалось вести на базе корабельного вертолета нового поколения Ка-252 (при поступлении на вооружение получил обозначение Ка-27). Однако после этапа техпроекта, пр. 923 был остановлен. Главными причинами этого явилась высокая стоимость корабля, потенциально малая серийность и, что самое существенное — отсутствие подходящего свободного завода-строителя. С позиции сегодняшнего видения создание корабля по пр. 923 вряд ли можно было бы считать оправданным. Рациональнее, видимо, было размещать, в случае необходимости, отряды вертолетов-ТЩ либо на АВК, либо на УДК (такие как пр. 11780) или транспортных судах-доках (типа “Анадырь”) либо на мобилизуемых торговых судах (это тоже прорабатывалось). Однако вертолетная фирма им. Камова, получив информацию о закрытии пр. 923, с радостью забросила и вариант Ка-252ПМО, поскольку не справлялась с другими вариантами этой машины. Флот в этой ситуации просто промолчал. Руководство ВМФ продолжало смотреть на вертолеты как на элемент вооружения специального корабля и не рассматривало их как универсальное и эффективное вооружение.»

В книге Ю.В. Скорохода «Отечественные противоминные корабли (1910—1990)» приводится краткая история проектирования этого чуда-юда. Возможно, кому-то это будет интересно.

«Морской ТЩ-вертолетоносец пр. 923 явился развитием нереализованного программой 1946—1955 гг. ЭТЩ пр. 259. Необходимость в кораблях, предназначенных для противоминного обеспечения своих сил и за пределами их баз, особенно возросла в середине 1960-х годов с появлением БДК пр. 1171 и планами строительства еще более крупных БДК по пр. 1174 и 1178. Опыт войны в Корее 1950—1952 гг. показал, что успешность высадки десанта в значительной степени зависит от противоминного обеспечения и что для этой цели наиболее целесообразно использование корабельных вертолетов, решающих следующие задачи ПМО: ведение минной разведки, уничтожение якорных мин в смешанных заграждениях и пробитие с помощью ШЗ полос высадки десанта. ТТЗ на проектирование корабля-носителя вертолетов ПМО было выдано ЦКБ-50 в 1972 г. В ходе проектирования корабля требования к нему возрастали, что в конечном итоге привело к увеличению водоизмещения до уровня кораблей, строившихся на СЗ первой категории, стапельные места на которых строго лимитировались. Учитывая, кроме этого, трудности, связанные с разработкой вооружения корабля, работы по проектированию были прекращены в 1979 г.

...

Плановому проектированию корабля предшествовал большой объем НИР, выполненных 1-м и 30-м институтами МО, ЦНИИ-45 и Западным ПКБ. Результаты этих НИР позволили в 1966 г. рекомендовать следующий состав вооружения корабля: пять вертолетов типа Ка-25, приспособленных для целей ПМО (т. е. оборудованных тралами ОКВТ и бортовой оптической поисковой системой “Кедр”), 1x1 76-мм и 2x6 30-мм АУ с общей системой ПУС, два ПЗРК “Стрела-2М”, партия боевых пловцов (17 человек), специализированных на ПМО, с двумя резиновыми надувными моторными шлюпками, два МРГ “Огонек”, ГАСМ МГ-89 и ГАС МГ-7 (два комплекта), РЛС общего обнаружения “Линь”, РЛС привода вертолетов “Привод-В”, НРЛС “Миус” и РЛС госопознавания “Пароль”. В качестве главных двигателей предлагалось использовать два дизеля типа 68 (мощностью по 8000 л. с.). Полное водоизмещение такого корабля составило бы около 3000 т, скорость хода 22 уз, дальность плавания 14-угловым ходом около 6000 миль, автономность 30 суток, экипаж около 130 человек. Постройка корабля могла бы быть осуществлена на Выборгском или Калининградском СЗ. Предложение было одобрено руководством ВМФ и МСП, и решением ЦК КПСС и СМ СССР от 01.09.1969 проектирование корабля (проект № 923) было включено в кораблестроительную программу 1971—1980 гг. В ходе разработки ТТЗ требования к кораблю уточнялись и дополнялись. Так, вместо вертолета Ка-25 оговаривалось использование его новой модификации — Ка-252, вместо ГАСМ МГ-89 — ГАСМ “Серна-2”, вместо РЛС “Линь” — РЛС “Топаз”, вместо НРЛС “Миус” — два комплекта НРЛС “Волга”, дополнительно принимались два комплекта противоминного комплекса “Гюрза” и два шестиствольных 30-мм автомата, а также требовалось рассмотрение катамаранного варианта, значительно увеличивалась численность команды и повышались требования к условиям обитаемости. Согласно ТТЗ, выданному Западному ПКБ в 1972 г., разработка эскизного проекта предусматривалась в два этапа. На первом этапе следовало рассмотреть три варианта корабля (обычной архитектуры с двумя вертолетами и двумя дизелями по 8000 л. с., катамаранной архитектуры с пятью вертолетами и двумя дизелями по 12000 л. с. и катамаранной архитектуры с двумя вертолетами и двумя дизелями по 12000 л. с.) и выбрать из них наиболее приемлемый. На втором этапе надлежало отработать выбранный вариант. Окончание работ по первому этапу планировалось в 1973 г., по второму — в 1974 г. Результаты работ по первому этапу, фиксирующие изменение ТТХ корабля при вариациях архитектурного типа и ЭУ, приведены ниже.


Разница между ТТХ вариантов корабля пр. 923 (эскизные проекты)

1-й вариант
Водоизмещение 2950 т
Главные размерения 113(102)x15,0x3,85 м
Скорость полного хода 23 уз
Дальность плавания 14-узловым ходом 6200 миль
Экипаж 200 человек

2-й вариант
Водоизмещение 3900 т
Главные размерения 103(93)x24,8x4,4 м
Скорость полного хода 22 уз
Дальность плавания 14-узловым ходом 6500 миль
Экипаж 230 человек

3-й вариант
Водоизмещение 2800 т
Главные размерения 88(76)x21,7x4,1 м
Скорость полного хода 23,5
Дальность плавания 14-узловым ходом > 7000 миль
Экипаж 220 человек


Рассмотрение в МСП выполненных Западным ПКБ проработок показало, что отрасль не располагает ни отработанной технологией постройки кораблей-катамаранов требуемого водоизмещения, ни стапельными местами для их строительства и что решение требуемой задачи приведет к существенному увеличению как стоимости серийных кораблей, так и сроков их постройки. Заказчик отметил целесообразность расширения круга задач, решаемых кораблем, возложив на него также борьбу с противолодочными минами “CAPTOR” (включая боевое дежурство на противолодочных рубежах) и постановку сигнальных буев космических объектов. Для указанных целей на корабль предлагалось принять глубоководный трал КТК-1 и усилить зенитное вооружение, приняв еще два комплекта “Стрела-2М”. Поскольку верхняя палуба была занята вертолетами, то установку КТК предлагалось осуществлять со второй палубы. От этого намерения пришлось отказаться ввиду невозможности обеспечения требования непотопляемости при затоплении кормовых отсеков.

С учетом всего изложенного к дальнейшей разработке был принят корабль обычной архитектуры с пятью вертолетами типа Ка-252 на борту. Разработка такого вертолета в модификации ПМО была включена в план работ МАП со сроком сдачи головного вертолета в 1978 г. Кроме того, были приняты решения о разработке для корабля новой ГАСМ “Кабарга” с большим радиусом действия и самоходных искателей-уничтожителей мин (вместо партий боевых пловцов ПМО).

В ходе разработки проекта подтвердилась потребность ВМФ в кораблях типа пр. 923: для ведения минной разведки в водах залива Акаба в 1974 году отбыл противолодочный крейсер (вертолетоносец) “Ленинград” (пр. 1123) с наскоро приспособленными для целей ПМО вертолетами на борту.

Разработанный по второму этапу эскизного проекта корабль имел следующие характеристики: полное водоизмещение 9600 т, главные размерения 130x16,2x5,1 м, мощность дизельной ЭУ 2x12000 л. с., скорость хода 22 уз, дальность плавания 18-узловым ходом 5000 миль, автономность 30 суток, экипаж 225 человек, вооружение: пять вертолетов Ка-225 ПМО, 1x1 76-мм АУ, 2x6 30-мм АУ, два ПМК “Гюрза”, четыре СИУМа, семь запасных комплектов ОВКТ, по шесть комплектов трала ВТАМ и ВШЗ, два комплекта вертолетного электромагнитного трала “Подъем Т”, 12 тральных вех, 38 мин (в перегруз), два МРГ “Огонек”, ГАСМ “Кабарга”, РЛС “ТОпаз-1”, НРЛС “Волга” (два комплекта), “Привод-В” и “Пароль”.

Рассмотрение материалов проекта показало, что массогабаритные характеристики корабля обусловливают возможность его постройки только на СЗ первой категории, стапельные места на которых строго лимитированы. Поскольку размерения корабля оказались близкими с размерениями БПК пр. 1155, то было принято решение о дальнейшем проектировании корабля пр. 923 в корпусе БПК пр. 1155.

В ходе разработки технического проекта выяснилось, что МАП не принимает (ввиду малосерийности) заказ на разработку противоминной модификации вертолетов (Ка-252 ПМО); разработка СИУМов не вышла из стадии поисковых работ; разработка дизеля типа 80 еще не начата и что разработки ПМК “Гюрза”, АПКР “Удав-1” и ГАСМ “Кабарга” находятся в начальной стадии. Технический риск создания корабля в сложившихся условиях и, тем более, при остром дефиците стапельных мест был бы неоправданным и в 1979 г. проект 923 был закрыт.


Морской тральщик-вертолетоносец пр. 923 (шифр “Гранат”)

Проектант: ЦКБ-363
Главный конструктор: Н. П. Пегов и В. П. Мишин
Главный наблюдающий ВМФ: И. М. Шелевахо, Н. А. Андреев, М. М. Дымыкин
Завод-строитель: планировался СЗ “Янтарь”
Годы проектирования: 1972—1979
Водоизмещение:
стандартное 7200 т
полное 7800 т
Главные размерения: 163x19,0x5,4 м
Главная энергетическая установка: ГТУ (2x22000 + 9000 л. с.)
Скорость хода:
полная 30 уз
экономическая 18 уз
Дальность плавания 14-узловым ходом 5600 миль
Автономность 30 суток
Экипаж 231 человек
Вооружение:
авиационное: 5 вертолетов Ка-252ПМО
зенитно-ракетное (общее число ракет): 2 ЗРК “Кинжал” (64)
артиллерийское: 2x1 100-мм, 4x2 30-мм, 1x2 25-мм
противоторпедное: АРПК “Удав-1”
противоминное вертолетное: 12 комплектов ОВКТ, 12 комплектов ВШЗ, 2 комплекта ВТАМ, 2 комплекта “Подъем Т”, 12 вертолетных тральных вех (на каждом вертолете установлена бортовая аппаратура обнаружения мин “Скат-В”)
противоминное корабельное: 4 СИУМа
противодиверсионное: 2 гранатомета “Огонек”
гидроакустическое: ГАСМ “Кабарга”, 2 комплекта переносной ГАС “МГ-7”
радиолокационное: “Топаз-1”, “Привод В”, “Волга” (2 комплекта), “Пароль”