От Сергей Стрыгин Ответить на сообщение
К dp Ответить по почте
Дата 07.08.2005 18:30:21 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Не баян. Это давно известный факт.

В 1940 г. и в первой половине 1941 г. германское правительство через свое посольство в Москве неоднократно официально запрашивало Советский Союз о передаче Германии военнопленных бывшей польской армии немецкой национальности (так называемых фольксдойче).
Всего таковых по персональным запросам было передано германским властям 562 человека (вместе с рядовыми и инвалидами).
Единственное, что требует уточнения - это цифра "71 офицер".
Дело в том, что офицеров советская сторона передавала Германии крайне неохотно, а фактически саботировала такую передачу.
Этнических немцев-офицеров, на передаче которых немецкая сторона могла настаивать, среди военнопленных Козельского, Старобельского и Очсташковского было всего 16 человек (12 армейских офицеров в Козельском и Старобельском лагерях плюс четверо офицеров и приравненных к ним военнопленных в Осташковском лагере).
Какое-то количество польских офицеров-немцев дополнительно могло поступить в СССР после присоединения Литвы и Латвии летом 1940 года, но и там счет максимум мог идти лишь на единицы.
Кроме того, военнопленных-инвалидов Советский Союз передал Германии довольно быстро и без проволочек, рядовых военнопленных солдат-немцев передавал немецкой стороне значительно менее охотно, а вот с офицерами, как мог, всячески тянул резину до последнего.
Даже когда к запросам германского посольства прикладывались копии недавних писем военнопленного офицера своим родственникам в Германию или на контролируемую немцами территорию Польши из конкретного советского лагеря военнопленных (в частности, из Грязовца), советские представители давали формальные отписки, что, мол, возможно, этот военнопленный офицер уже переведен в другой лагерь, или до последней возможности тянули время, прося уточнить фамилию, год рождения, национальность и т.д.
Фактически Германии по персональным запросам родственников были переданы только три польских офицера-немца - капитан Р.Бауэр, поручик А.Глезер и поручик Г.Стегеман, да и то, всех троих передали лишь после многочисленных требований и дополнительных напоминаний с немецкой стороны.
Скорее всего, остальные 68 - это подофицеры или польские офицеры-этнические поляки, попавшие на контролируемую Германией территорию в октябре-ноябре 1939 года в числе переданных Советских Союзом 42.492 рядовых польских военнопленных, уроженцев западных областей Польши.