нет ли еще какого-то смысла в отказе от стадии наземных испытаний, кроме экономии средствв благодаря "творчческому подходу к испытаниям раакетных комплексов"?
В последнее время очень много ведется разговоров о новом ракетном комплексе "Булава", о нем говорили президент РФ и министр обороны. Ваш полигон имеет отношение к испытанию этой ракеты?
- Имеем, и самое прямое.
- "Булаву" называют ракетой XXI века. И алгоритм испытания этих ракет отличается от предыдущих. Я имею в виду отказ от наземных стартов, переход сразу на бросковые испытания с лодки. В этом какой-то риск вообще был?
- Это говорит о том, что наши ученые стали более творчески подходить к созданию новых ракетных комплексов для подводных лодок, минуя этап наземных испытаний. Это, во-первых, огромная экономия финансовых средств. И во-вторых, сокращение времени принятия ракет на вооружение. То есть, ракеты второго, третьего поколения, как правило, испытывались путем запуска 15-18 ракет с наземного стенда, а затем переходили к испытаниям с кораблей и подводных лодок. Минуя старт с наземных стендов, мы выигрываем во времени до 3 лет. Я считаю, что это решение грамотное, расчеты проведены верно. И прошедшие испытания с подводной лодки из подводного положения подтвердили правильность теоретических расчетов.
- А вас, как испытателя, не смутило то, что фактически сухопутную ракету, пусть и переработанную, ставят на подводную лодку? Раньше как-то все раздельно у нас было.
- Мы к этому были готовы, потому что, во-первых, наша первая ракета, поступившая на вооружение подводных лодок, была взята из Сухопутных войск, модернизирована и принята на вооружение, это Р-11ФМ. Во-вторых, у наших испытателей установлены самые тесные контакты с разработчиками нового ракетного комплекса - ФГУП "МИТ". Прежде чем выйти в море на бросковые испытания, стартовая команда во главе с капитаном 2 ранга О.Ю. Коломиным прошла теоретическую подготовку в ФГУП "МИТ". Многократно отработала свои действия в различных ситуациях совместно с ведущими специалистами предприятия, с экипажем подводной лодки и, в принципе, была готова к любым возможным ситуациям при испытаниях.