От Евгений Дриг Ответить на сообщение
К Alex Ustinov Ответить по почте
Дата 05.07.2005 00:39:44 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; 1941; Версия для печати

Можно.

>>Был малый колесно-гусеничный плавающий Т-34, если мне склероз не врет...
>
>что где и когда? В томе первом справочника "Отеч бронир машины" не видел

Шмелев И. Танки-тезки.

В принятом у нас литерно-цифро-вом обозначении образцов танков ис­пользуется буква «Т» (танк), иногда две, например, «БТ» (быстроходный танк), «ПТ» (плавающий), «АТ» (артиллерий­ский), «ОТ» (огнеметный) и т. д. Встре­чались и именные обозначения, по су­ществу - инициалы: «КВ» (Клим Во­рошилов), «ИС» (Иосиф Сталин) ... Наименьшим литерно-цифровым был Т-10 - тяжелый танк 1950 года. Понят­но, что он не был первым танком оте­чественной конструкции. Первым был танк 1928 года Т-12 (в результате опе­чатки машинистки он долго был изве­стен под обозначением Т-1-12). Наи­высший номер у Т-134 (иначе ОТ-134) - химический (огнеметный) танк на базе легкого танка Т-26 (1940 г.). Од­нако не все номера от 10 до 134 были использованы за 78 лет нашего танко­строения.
Тем более интересно, что имелись танки с одним и тем же «номером».
Первой парой были Т-34. Леген­дарную «тридцатьчетверку» знают все. Но еще задолго до появления знамени­того Т-34, это же литерно-цифровое обозначение получил легкий танк. А дело было так.
В 1934 году (отсюда, может быть, и номер «34») на Московском автоза­воде ЗИС в инициативном порядке, но в большой тайне приступили к конст­руированию легкого танка с боевой массой 4,6 т. Вел конструирование Г.Г.Михайлов. Опыта в танкостроении у ЗИС'овцев не было, и они обраща­лись, в частности, к знаменитому впос­ледствии конструктору наших легких танков Н.А.Астрову. Именно в это вре­мя он был переведен на Московский танковый завод (впоследствии завод № 37 НКСМ им. Г.К.Орджоникидзе). С ним консультировались, в частности, по поводу бортовой передачи, уверяя при этом, что это для какого-то экспе­римента, не имеющего отношения к бронетанковой технике. Конечно, это было смешно, ибо какой-же автомо­биль нуждается в бортовой передаче. И Николай Александрович догадывался в общем к чему бы это. Однако о том, что легкий танк Т-34 был изготовлен в 1934 году, Астров узнал, по его словам только в 1982 году. Так-то тогда секре­тили свои работы даже от братьев-кон­структоров. А результаты таковы: из данной затеи ничего стоящего не полу­чилось.
И автостроители обратились за помощью к «Опытному заводу специ­ального машиностроения им. т. Киро­ва» в Ленинграде, позже известному как завод № 185 (директор Н.В.Бары­ков, начальник конструкторского отде­ла П.Н.Сячинтов). Там-то в 1934 году и построили этот легкий танк Т-34,
который должен был быть вооружен 20-мм автоматической пушкой. Пуш­ки, пригодной для установки в танке, тогда не оказалось, и машина завода №185 получила 7,62-мм пулемет ДТ в башне. В архиве все же имеется фото­графия Т-34 с 20-мм пушкой вместо пулемета в башне (на самом деле всего лишь деревянный ее макет). Была ли эта та же самая машина, но с макетом пушки, или все же был изготовлен вто­рой образец (но кем9 Заводом №185 или на ЗИС'е?), осталось не выясненным. Там, где упоминалось о Т-34 1934 года, обращалось внимание на фару подсветки целей для пулемета при стрельбе ночью, помещенной рядом с ним в башне. Значит, башен все же было две. Нам представляется, что и машин в металле тоже было две.
Опишем вкратце конструкцию Т-34, которая, конечно же, весьма отли­чалась от конструкции легендарной «тридцатьчетверки».
Корпус танка коробчатой конструк­ции. Броневые листы толщиной 10 мм собраны на болтах. Двигатель АМО-3 расположен в кормовой части. Ведущие колеса переднего расположения. Ходо­вая часть состоит из двух тележек по два катка в каждой на борт. Подвеска Хорстмановского типа с цилиндричес­кими пружинами. Башня смещена вле­во. Находящийся в ней пулеметчик (он же командир танка) поворачивал ее вручную. Водитель располагался в пе­редней части корпуса справа. Предпо­лагалось, что танк будет использовать­ся для разведки, но т. к. он не мог пре­одолевать водные препятствия на пла­ву, было сочтено, что для указанного предназначения он не годится.
Но с-номером «34» еще не все. Оказывается, в 1934 году на том же заводе №185 конструировалась ма­шина, получившая обозначение Т-34-1. Впрочем, это был не танк, а самоходная артиллерийская установка, вооруженная 45-мм пушкой обр. 1932 года. Высота линии огня - 1500 м. Фотографий этой СУ не обнаружено. Автор даже не располагает сведениями, была ли эта машина изготов­лена в металле или осталась, так сказать, на бумаге. Одна­ко ее эскизный чертеж изве­стен. По нему можно сказать, что водитель располагался в своего рода будке (рубке), как на танкетке Т-27, слева, а ар­тиллерист - справа. Пушка установлена справа в лобо­вом листе будки. Там же, воз­можно, находился и пулемет ДТ. Одним словом, Т-34-1 очень на­поминала изготовленную в 1936 году СУ-45 на базе легкого танка Т-38.
У Т-34-1 по сравнению с Т-34 было несколько изменено размещение опорных катков. Боевая масса по срав­нению с базовой машиной несколько возросла, а также и мощность двигате­ля, что может означать возможное на­личие другого мотора. Изменились так­же маневренные характеристики.

/Не вычитывал/

С уважением, Евгений Дриг.
http://mechcorps.rkka.ru