|
От
|
Гегемон
|
|
К
|
Гегемон
|
|
Дата
|
23.06.2005 23:07:32
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
А вот как он перекраивал администрацию
В Московском государстве не существовало единой централизованной системы территориального управления. Страна делилась на уезды (в 1625 г. их было 146), и в этих уездах действовало местное сословное самоуправление.
Представителем государственной власти в уезде был воевода, назначавшийся на несколько лет Разрядным приказом и Боярской Думой и подчинявшийся соответствующему московскому приказу. Однако уездные воеводы менялись часто, а местная власть сохранялась. В подчинении воеводы находились Приказная изба и городовой приказчик (городничий).
Во главе Приказной избы стоял дьяк, в подчинении которого находились подьячие, приставы, надельщики и рассыльщики. В Приказной избе хранились:
1) государевы грамоты и печать;
2) приходные и расходные книги;
3) росписи сборов и податей;
4) казна.
В обязанности воеводы входило:
1) поддержание порядка;
2) борьба с разбоями и воровством;
3) поимка беглых, уклоняющихся от несения тягла или службы;
4) борьба с пожарами и эпидемиями;
5) содержание в порядке дорог и городовых укреплений;
6) командование гарнизоном, учет служилых людей и охрана границы.
Приказная изба была низшей из всех чисто государственных инстанций - все остальное было результатом самоорганизации населения.
В каждом уезде свободные люди избирали из служилых людей губного старосту, заведовавшего губной избой. В помощь ему назначались приносившие присягу целовальники из черных крестьян и посадских. В губной избе был небольшой штат работников: дьяк и подьячие. Губному старосте подчинялись острог, тюремные служители, палач. От населения избирались сотские и десятские. Губная изба была местом следствия, суда и расправы по уголовным делам.
Финансовые дела велись земской избой. Земского старосту избирали на сходах черные крестьяне и посадские из своей среды, в помощь ему назначались целовальники. Земская изба ведала раскладкой тягла, наблюдала за правильностью взимания сборов, вела окладные книги.
В каждом уезде существовала таможенная изба во главе с выборным таможенным головой и целовальниками.
Воеводам запрещалось вмешиваться в дела губного и земского управления. Их функции ограничивались общим надзором за правильностью выполнения указов и военным руководством.
Особый порядок существовал на Украине. В царских, владельческих, монастырских, патриарших владениях не было тяглового населения, а значит и земских органов управления. В царских волостях не назначались воеводы - все вопросы решали государевы приказчики.
Этой системе в глазах Петра были присущи 3 недостатка.
Первый – дробность.
Второй – отсутствие регулярности. "Регулярство" в понимании камералистов означало превращение государства в механизм, функционирующий согласно предписаниям и выполняющий любую волю абсолютного монарха. Для этого требуется, чтобы чиновники занимали все должности, на которых принимают какие-либо решения. Между тем, почти все уездное управление в России было традиционным сословным. То обстоятельство, что то же самое происходило в любой европейской стране, теории не мешало. Значит, нужно было укрепить чиновничий контроль над страной.
Третий недостаток был прямо на глазах: в культурной передовой Европе существуют губернии, провинции, дистрикты, коменданты и полицмейстеры. А в темной необразованной России все учреждения несут отпечаток традиционной обособленности. Это также надо было поломать.
Петровская система губернского управления.
Вернувшись из-за границы, Петр приступил к преобразованиям.
Первая мера по реорганизации уездного управления заключалась в разрушении его единства. В 1699 г. из под власти воевод было выведено городское население. Вместо земского управления в городе учреждалась бурмистерская изба, подчиненная в Москве Бурмистерской палате (Ратуше). Власть воеводы в городе была ограничена военными и полицейскими делами и следствием по государственным преступлениям.
За пределами города воевода управлял служилыми людьми - с ними также происходили стремительные изменения - и крестьянами. В 1702 г. упразднили губных старост - воевода лично брал в свои руки полицейские функции и судебные дела. В помощь ему было предложено избирать 2-4 дворян. (Вот теперь он и вправду оказался неподконтролен)
18 декабря 1708 г. страна была разделена на 8 губерний: Азовскую, Архангелогородскую, Московскую, Ингерманландскую (с 1710 - Петербургскую), Казанскую, Киевскую, Сибирскую, Смоленскую. В 1713 г. создали Рижскую губернию и упразднили Смоленскую, а в 1714 создали Нижегородскую и Астраханскую.
Губернии были органами чрезвычайного военного управления. В пограничных с Швецией и Турцией Петербурге и Азове были назначены не губернаторы, а генерал-губернаторы (А.Д. Меншиков и Ф.М. Апраксин). Губернатору были починены все войска на подведомственной территории.
Губернатор был высшим начальником на подвластной ему земле. Он обладал административными, полицейскими, финансовыми, судебными, военными правами. С созданием губерний в ведение губернатора переходило управление городами, а Ратуша превращалась в сугубо местный московский орган.
Губернатор правил губернией через губернскую канцелярию. Дьяков и подьячих в скором времени переименовали в секретарей. К губернатору назначались вице-губернатор, ландрихтер, обер-комендант, обер-провиантмейстер, обер-комиссар.
Ландрихтер заведовал судебными делами, а также выполнял финансовые, межевые и розыскные поручения. Обер-комендант командовал всеми войсками в губернии. Обер-комиссар руководил сбором денег на казенные нужды. Обер-провиантмейстер занимался заготовлением продовольствия для нужд государства.
С 1710 г. вместо воеводы в уезд назначался комендант. В отличие от своего предшественника он служил бессрочно, личный интерес в управлении уездом у него должен был отсутствовать.
В 1713 г. Петр попытался создать местное сословное коллегиальное управление. В губернии была назначена коллегия ландратов, избираемых дворянами. Губернатор считался президентом этой коллегии с двумя голосами. Здесь однако правительство столкнулось с непредвиденным затруднением: служилые люди, из которых формировалось петровское дворянство, давно уже были поверстаны в различные службы. Ландратов просто некому было выбирать. Это препятствие император преодолел: ландраты были назначены Сенатом и превратились в чиновников. Уже в следующем году их попытались использовать для управления новыми административными единицами - долями. В долю решили включить по 5536 тягловых дворов, а во главе доли поставить ландрата с ландратской канцелярией.
Для проведения подушной переписи требовалось более приближенное к населению административное управление. В 1719 г. все губернии были разделены на провинции - всего их было свыше 50. Отчетность велась в Сенате по губерниям, губернатор оставался военным главой губернии, но реально управлял только губернским городом и прилегающей провинцией.
Провинция была равна приблизительно 2-3 прежним уездам. Во главе ее вновь стоял воевода, которому подчинялась воеводская канцелярия. В отличие от прежней приказной избы канцелярия должна была включать местные органы центральных учреждений. Существовала Контора камерирских дел, ведавшая денежными сборами, рентерея (местная казна) во главе с рентмейстером, контора рекрутских дел, вальдмейстерская контора, осуществлявшая учет корабельных лесов. Действовали полицейские канцелярия розыскных дел и канцелярия свидетельства душ, следившая за прикрепленем крестьян и посадских к земле.
Таким образом прежние уезды увеличились в размерах, но обросли многочисленными чиновниками. В уездах образовали дистрикты, в которых было решено допустить самоуправление - избранных дворянами земских комиссаров, которые теперь руководили остатками прежних выборных органов.
Для обеспечения сбора подушной подати в дистрикты были введены войска и началось строительство полковых дворов. (А это – начало оккупации)
Уже после смерти Петра I нежизнеспособные плоды его административных преобразований были уничтожены.
В 1726 г. вместо дистриктов были вновь введены уезды. В 1727 г. был закрыт Главный магистрат, а местные магистраты преобразованы в ратуши и переданы под власть воевод. В 1727 г. Верховный Тайный совет упразднил разнообразные канцелярии и вывел из провинций войска. В 1729-1730 гг. исчезли фискалы.
Теперь армия на полтора века встала на постой к обывателям.
В Московском государстве не существовало единой централизованной системы территориального управления. Страна делилась на уезды (в 1625 г. их было 146), и в этих уездах действовало местное сословное самоуправление.
Представителем государственной власти в уезде был воевода, назначавшийся на несколько лет Разрядным приказом и Боярской Думой и подчинявшийся соответствующему московскому приказу. Однако уездные воеводы менялись часто, а местная власть сохранялась. В подчинении воеводы находились Приказная изба и городовой приказчик (городничий).
Во главе Приказной избы стоял дьяк, в подчинении которого находились подьячие, приставы, надельщики и рассыльщики. В Приказной избе хранились:
1) государевы грамоты и печать;
2) приходные и расходные книги;
3) росписи сборов и податей;
4) казна.
В обязанности воеводы входило:
1) поддержание порядка;
2) борьба с разбоями и воровством;
3) поимка беглых, уклоняющихся от несения тягла или службы;
4) борьба с пожарами и эпидемиями;
5) содержание в порядке дорог и городовых укреплений;
6) командование гарнизоном, учет служилых людей и охрана границы.
Приказная изба была низшей из всех чисто государственных инстанций - все остальное было результатом самоорганизации населения.
В каждом уезде свободные люди избирали из служилых людей губного старосту, заведовавшего губной избой. В помощь ему назначались приносившие присягу целовальники из черных крестьян и посадских. В губной избе был небольшой штат работников: дьяк и подьячие. Губному старосте подчинялись острог, тюремные служители, палач. От населения избирались сотские и десятские. Губная изба была местом следствия, суда и расправы по уголовным делам.
Финансовые дела велись земской избой. Земского старосту избирали на сходах черные крестьяне и посадские из своей среды, в помощь ему назначались целовальники. Земская изба ведала раскладкой тягла, наблюдала за правильностью взимания сборов, вела окладные книги.
В каждом уезде существовала таможенная изба во главе с выборным таможенным головой и целовальниками.
Воеводам запрещалось вмешиваться в дела губного и земского управления. Их функции ограничивались общим надзором за правильностью выполнения указов и военным руководством.
Особый порядок существовал на Украине. В царских, владельческих, монастырских, патриарших владениях не было тяглового населения, а значит и земских органов управления. В царских волостях не назначались воеводы - все вопросы решали государевы приказчики.
Этой системе в глазах Петра были присущи 3 недостатка.
Первый – дробность.
Второй – отсутствие регулярности. "Регулярство" в понимании камералистов означало превращение государства в механизм, функционирующий согласно предписаниям и выполняющий любую волю абсолютного монарха. Для этого требуется, чтобы чиновники занимали все должности, на которых принимают какие-либо решения. Между тем, почти все уездное управление в России было традиционным сословным. То обстоятельство, что то же самое происходило в любой европейской стране, теории не мешало. Значит, нужно было укрепить чиновничий контроль над страной.
Третий недостаток был прямо на глазах: в культурной передовой Европе существуют губернии, провинции, дистрикты, коменданты и полицмейстеры. А в темной необразованной России все учреждения несут отпечаток традиционной обособленности. Это также надо было поломать.
Петровская система губернского управления.
Вернувшись из-за границы, Петр приступил к преобразованиям.
Первая мера по реорганизации уездного управления заключалась в разрушении его единства. В 1699 г. из под власти воевод было выведено городское население. Вместо земского управления в городе учреждалась бурмистерская изба, подчиненная в Москве Бурмистерской палате (Ратуше). Власть воеводы в городе была ограничена военными и полицейскими делами и следствием по государственным преступлениям.
За пределами города воевода управлял служилыми людьми - с ними также происходили стремительные изменения - и крестьянами. В 1702 г. упразднили губных старост - воевода лично брал в свои руки полицейские функции и судебные дела. В помощь ему было предложено избирать 2-4 дворян. (Вот теперь он и вправду оказался неподконтролен)
18 декабря 1708 г. страна была разделена на 8 губерний: Азовскую, Архангелогородскую, Московскую, Ингерманландскую (с 1710 - Петербургскую), Казанскую, Киевскую, Сибирскую, Смоленскую. В 1713 г. создали Рижскую губернию и упразднили Смоленскую, а в 1714 создали Нижегородскую и Астраханскую.
Губернии были органами чрезвычайного военного управления. В пограничных с Швецией и Турцией Петербурге и Азове были назначены не губернаторы, а генерал-губернаторы (А.Д. Меншиков и Ф.М. Апраксин). Губернатору были починены все войска на подведомственной территории.
Губернатор был высшим начальником на подвластной ему земле. Он обладал административными, полицейскими, финансовыми, судебными, военными правами. С созданием губерний в ведение губернатора переходило управление городами, а Ратуша превращалась в сугубо местный московский орган.
Губернатор правил губернией через губернскую канцелярию. Дьяков и подьячих в скором времени переименовали в секретарей. К губернатору назначались вице-губернатор, ландрихтер, обер-комендант, обер-провиантмейстер, обер-комиссар.
Ландрихтер заведовал судебными делами, а также выполнял финансовые, межевые и розыскные поручения. Обер-комендант командовал всеми войсками в губернии. Обер-комиссар руководил сбором денег на казенные нужды. Обер-провиантмейстер занимался заготовлением продовольствия для нужд государства.
С 1710 г. вместо воеводы в уезд назначался комендант. В отличие от своего предшественника он служил бессрочно, личный интерес в управлении уездом у него должен был отсутствовать.
В 1713 г. Петр попытался создать местное сословное коллегиальное управление. В губернии была назначена коллегия ландратов, избираемых дворянами. Губернатор считался президентом этой коллегии с двумя голосами. Здесь однако правительство столкнулось с непредвиденным затруднением: служилые люди, из которых формировалось петровское дворянство, давно уже были поверстаны в различные службы. Ландратов просто некому было выбирать. Это препятствие император преодолел: ландраты были назначены Сенатом и превратились в чиновников. Уже в следующем году их попытались использовать для управления новыми административными единицами - долями. В долю решили включить по 5536 тягловых дворов, а во главе доли поставить ландрата с ландратской канцелярией.
Для проведения подушной переписи требовалось более приближенное к населению административное управление. В 1719 г. все губернии были разделены на провинции - всего их было свыше 50. Отчетность велась в Сенате по губерниям, губернатор оставался военным главой губернии, но реально управлял только губернским городом и прилегающей провинцией.
Провинция была равна приблизительно 2-3 прежним уездам. Во главе ее вновь стоял воевода, которому подчинялась воеводская канцелярия. В отличие от прежней приказной избы канцелярия должна была включать местные органы центральных учреждений. Существовала Контора камерирских дел, ведавшая денежными сборами, рентерея (местная казна) во главе с рентмейстером, контора рекрутских дел, вальдмейстерская контора, осуществлявшая учет корабельных лесов. Действовали полицейские канцелярия розыскных дел и канцелярия свидетельства душ, следившая за прикрепленем крестьян и посадских к земле.
Таким образом прежние уезды увеличились в размерах, но обросли многочисленными чиновниками. В уездах образовали дистрикты, в которых было решено допустить самоуправление - избранных дворянами земских комиссаров, которые теперь руководили остатками прежних выборных органов.
Для обеспечения сбора подушной подати в дистрикты были введены войска и началось строительство полковых дворов. (А это – начало оккупации)
Уже после смерти Петра I нежизнеспособные плоды его административных преобразований были уничтожены.
В 1726 г. вместо дистриктов были вновь введены уезды. В 1727 г. был закрыт Главный магистрат, а местные магистраты преобразованы в ратуши и переданы под власть воевод. В 1727 г. Верховный Тайный совет упразднил разнообразные канцелярии и вывел из провинций войска.
Теперь армия на полтора века встала на постой к обывателям.
С уважением