|
От
|
RusDeu
|
|
К
|
Dragoon
|
|
Дата
|
18.06.2005 20:33:27
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Весьма слабая публикация
Стаья в НВГ показывает, что автор, мягко говоря, не совсем в курсе относительно организации и функционирования немецкой пропагандистской машины.
В самом начале статьи следует довольно туманная фраза: «В годы Второй мировой войны в нацистской Германии для этой цели был создан специальный аппарат.» Вообще-то вопросы пропаганды на противника рассматривались задолго до военных действий, а в сентябре 1938 г. OKW (Oberkommando der Wehrmacht) утвердило специальное постановление об «Основах ведения пропаганды во время войны». Здесь однозначно было закреплено, что пропагандой на противника занимаются исключительно соотв. службы вермахта, а министерство пропаганды (Геббельс) или ведомство Розенберга к этому не имеют практически никакого отношения. При OKW 1. апреля 1939 г. было создано Отделение пропаганды (Abteilung für Wehrmachtpropaganda), непосредственно в войсках действовали т.н. пропагандистские роты (Propaganda-Kompanien). К 1943 г. на всех фронтах имелось 23 таких рот. Каждая персонально состояла из 47 офицеров, 57 унтерофицеров и 105 солдат, всего 209 человек (на 1.3.1942).
А такого вот не было: «Специальное управление по ведению пропаганды среди ... населения оккупированных территорий работало при генеральном штабе германской армии». Этим занималось как раз ведомство Геббельса: накануне вторжения при Министерстве пропаганды был создан «Генеральный отдел по Востоку» (Generalreferat Ostraum). Это ведомство координировало и направляло деятельность средств массовой информации на оккупированных оккупированных территориях с помощью т.н. пропагандистских отделов (Propaganda-Abteilungen).
Автор использует идеологически замшелый стиль: «Основные тезисы "листовочной" пропаганды были разработаны фашистами еще до начала...». Как-то не солидно: что, все два миллина «фашистов», то бишь членов национал-социалистической рабочей партии Германии, сидели и разрабатывали тезисы? Может, более корректно было бы написать так: 10 февраля 1941 г. начальник оперативного отдела Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии, генерал Альфред Йодль, вызвал к себе своего подчиненного, начальника Отдела пропаганды, ген.-майора Хассо фон Веделя и сообщил ему важную новость: о запланированной войне с СССР в рамках плана «Барбаросса». Одновременно Веделю были даны помимо всего прочего указания о разработке указаний по поведению войск в отношении большевизма, союзных и зависимых стран и подготовке листовок антибольшевистского содержания для распространения среди населения и Красной Армии.
Или вот аналогично: «Немцы пустились на откровенную фальсификацию.» Так писали в «Красной звезде» в 1943 г., а в претендующей на научность статье 2005 г. это звучит по меньшей мере забавно. Интересно было бы так же сравнить действенность пропагадны обоих сторон в течении всего периода войны, к примеру, сколько было перебежчиков с немецкой на советскую сторону и наоборот, к примеру, в мае или декабре 1943, в марте или ноябре 1944 г.? Естественно, на данном уровне владения материалом трудно в статье ожидать, к примеру, информации о проведении пропагандистских акций со стороны Waffen-SS, об операции «Восточный скорпион» (Skorpion Ost), начатой в мае 1944. В результате этой операции число перебежчиков только в октябре 1944 составило 1.700 чел, и даже в марте 1945 (!) насчиталось 565 перешедших на сторону противника красноармейцев.
Может, Сергей Мошкин – полковник в отставке, сие мне не ведомо, но чувствуется стиль переводных трофейных документов 60-летней давности, по которым зачастую и советские, и ныне российские ученые исследуют те или иные стороны общественной, политической и особенной военной деятельности нацистской Германии. При этом зачастую даже не владея азами немецкого языка и не имея представления о релевантных зарубежных публикациях.