От Fed0r700 Послать личное сообщение Ответить на сообщение
К All Информация о пользователе
Дата 03.03.2023 22:32:02 Позвать санитаров Версия для печати
Рубрики Гражданская война; Межвоенные конфликты; Фотографии; Части и соединения; Игнорировать ветку Найти в дереве

Фотография строя самолетов Де Хавалиндов (D.H.9s) РКККВФ

Всем здравствовать!

Примерно года полтора - два назад, в нескольких группах, на различных площадках сети Интернет, посвященных авиации и истории авиации, обсуждалась фотография, на которой изображен строй самолетов Де Хавалиндов (D.H.9s) с довольно интересным рисунком на руле направления – орел сидящий на букве «Э», с двумя вертикальными линиями.

https://vk.com/club210902225?z=photo-210902225_457239101%2Fwall-210902225_99

Точно такое же фото размещено в книге Г.Ф. Петрова «Покаление Чкалова» (стр. 81)
По фотографии видно, что это самолет De Havilland D.H.9s с 6-ти цилиндровым двигателем Siddeley-Deasy Puma, который однозначно принадлежит одному из подразделений Красного Воздушного флота.
И скорей всего, исходя из стилистики рисунка, самолеты принадлежали подразделению (отряду, а может эскадрилье) имеющей порядковый номер №2.
Но я не помню, чтобы тогда нашли ответ к какому подразделению РККВФ принадлежали данные самолеты. Если уже установили это, поправьте меня, подскажите где об этом написано.

В общем, на днях изучая архивные документы по авиации периода Гражданской войны в Российского государственного Военного архива, в одном из дел за 1918 год, обнаружил интересный документ с длинным названием «Ведомость учета убытков от аварий, недостачи и порчи имущества … Военно-воздушных сил СССР», датированный декабрем 1925 года.
Самым последним пунктом (№39) шла интересная запись – авария самолета DH.9 №210 при полете военлета 2-й отд. Раз. Эскадрильи т. Окуневич. Акт №2223 от 28 марта 1924 года. Основанием признания убытка стране указана Выписка из решения трибунала СКВО от 24 ноября 1924 года.

https://vk.com/club210902225?z=photo-210902225_457239102%2Fwall-210902225_99

Запись интересна тем, что в ней идет речь о самолете De Havilland D.H.9 с заводским номером №210 из 2-й Отдельной разведывательной авиационной эскадрильи.
Данный заводской номер, исходя из информации указанной в книге Ленарта Андерсона (Советские самолеты и авиация), а так же книги Михаила Маслова про самолет Р-1, «пробивается» и принадлежит самолету De Havilland D.H.9s с двигателем Siddeley Puma, который в 1923 году (в октябре?) был доставлен компанией Arcos из Великобритании в СССР, вместе с остальными одиннадцатью D.H.9s и еще десятью D.H.9A.

Однако, 2-я Отдельная разведывательная авиационная эскадрилья, по имеющимся данным была сформирована в октябре 1923 года в составе Воздушного флота Западного фронта и дислоцировалась в г. Витебске, позже в г. Орше. Данной эскадрильей, по официальным даным, в период с октября 1924 года по июнь 1924 года командовал Васильченко Николай Николаевич. Это указано в истории Витебской авиабригады.

Возникает вопрос – причем здесь тогда трибунал Северо-Кавказского военного округа?

В моих записях правда имеется любопытная и странная информация, что Васильченко Н.Н. командовал 2-й ОРАЭ, в 1923 – 1924 годах, которая находилась в г. Баку. Откуда я это взял, к сожалению не помню, пометок об этом не оставил. Но логически вяжется с дальнейшей судьбой Васильченко - по просьбе руководства Персии с июня 1924 г. он находился в этой стране в качестве авиационного инструктора. И только с апреля 1927 г. – он «засветился» в Белорусском ВО, как помощник начальника ВВС Белорусского военного округа.

Интересный ребус получился. Город Баку к Северо-Кавказскому военному округу никакого отношения не имеет. Да, в г. Баку дислоцировалась эскадрилья с номером №2, но она была истребительной и сформирована только в 1930 году, из 70-го отдельного истребительного авиаотряда.

В общем, я склонен считать, что на фотографии все же самолеты 2-й ОРАЭ, исходя из информации указанной в книге Ленарта Андерсона (Советские самолеты и авиация), самолеты De Havilland D.H.9, в том числе и с двигателем Siddeley Puma стояли на вооружении данной эскадрильи.
А если взять информацию про 2-й ОРАЭ в городе Баку либо СКВО, то логичным тогда становится и изображение «птицы» - орла (грифа).

Конечно, достоверную информацию об аварии самолета De Havilland D.H.9 с заводским номером №210 из 2-й Отдельной разведывательной авиационной эскадрильи можно узнать только из аварийного акта, который точно должен находится в РГВА. Но в какой описи и деле искать этот акт?

Может кто подскажет, где аварийные акты по самолетам в РГВА? Ни как не могу их найти.

Ну и искать данные в архиве, что это за 2-я ОРАЭ Северо-Кавказского военного округа. Ошибки в нумерации не может быть, однозначно. Ибо до 1926 года самый большой номер разведывательной эскадрильи был номер восемь.

Про военлета Окуневича пока узнать ничего не получилось

Может кто знает, кому же все таки принадлежат самолеты на фотографии? Поделитесь информацией.