От Fed0r700 Послать личное сообщение Ответить на сообщение
К Fed0r700 Информация о пользователе
Дата 22.05.2022 08:32:53 Позвать санитаров Версия для печати
Рубрики Межвоенные конфликты; Части и соединения; Персоналии; Игнорировать ветку Найти в дереве

11-я и 29-я АВИАБРИГАДЫ

Интересные моменты подсобрал по 11-й имени Промкооперации и 29-й авиабригадам и попытался сложить все в один пазл.

Получается, что 11-я авиабригада все же была сформирована не ранее октября 1929 года (интересно было бы узнать точную дату, номер приказа о формировании) в составе Московского военного округа. Формировалась без специализации в г. Воронеже.
В конце 1920-х годов в Воронеже начал создаваться крупный авиационно-промышленный центр. По мере его развития вводились в строй промышленные предприятия, строились аэродромы, формировались новые войсковые части, открывались учебные заведения.
В городе Воронеже, в середине двадцатых годов, на его юго-западной окраине, был создан и затем интенсивно расширялся Воронежский авиационный узел из двух больших «А» и «Б» и малого, под названием «Пятачок», военных аэродромов. ОСОАВИАХИМ заполучил свое летное поле. Имелся также и полигон для стрельб и бомбометания.
В апреле 1929 года на XVI партийной конференции, утвердившей первый пятилетний план развития СССР, принято решение о начале производства бомбардировщика ТБ-1 на Воронежском авиационном заводе.
Учитывая этот момент, командование ВВС РККА, перейдя на новый уровень организации подразделений, осенью 1929 года приступило в Воронеже к формированию первой авиабригады нового типа с присвоением ей номера 11 и имени Промкооперации. Авиабригаду планировали вооружить бомбардировщиками ТБ-1, которые стали производить на местном авиазаводе. Особым аргументом выступил тот факт, что при освоении новой техники заводские специалисты могли оказать весьма действенную помощь.

Первоначально, в 11-ю авиабригаду вошли ранее сформированные авиационные части ВВС Московского военного округа, дислоцированные на территории г. Воронежа:
- управление авиабригады (г. Воронеж);
- 12 РАЭ (Р-1) г. Липецк;
- 1 КАО (Р-1) г. Воронеж;
- 41 КАО (Р-1) г. Воронеж;
- 30-й авиационный парк (г. Воронеж).
Для бомбардировщиков ТБ-1 дополнительно в составе бригады сформировали три эскадрильи тяжелых бомбардировщиков: 51, 53 и 59-ю.

Пока экипажи ожидали поступления ТБ-1, в Воронеж перегнали три стареньких «Голиафа», что позволило в какой то мере ознакомить с пилотированием двухмоторных машин молодых летчиков, обучавшихся в летных школах полетам только на одномоторных Р-1.
Первым командиром 11-й авиабригады, с октября 1929 года, стал участник бывший капитан царской армии, а затем начальник 41-й стрелковой дивизии РККА, Александр Маркович Осадчий (в июле 1930 года погиб при аварии самолета ТБ-1 в районе г. Саратов).

К окончанию формирования в 1929 году в 11-ю авиабригаду входили:
- Управление бригады;
- 51-я ТБАЭ (самолеты ТБ-1);
- 53-я ТБАЭ (самолеты ТБ-1);
- 59-я ТБАЭ (самолеты ТБ-1 + ФГ-62 «Голиаф»);
- 28-й ОРАО (самолеты Р-1);
- 29-й КАО (самолеты Р-1);
- 30-й авиационный парк;
- 40-й авиационный парк;

Первые серийные ТБ-1 перегнали в Воронеж в начале весны 1930 года. ТБ-1 оказался вполне доступным самолетом для летчиков средней квалификации и был довольно быстро освоен личным составом: уже 1 мая 1930 года бомбардировщики из Воронежа участвовали в первомайском параде в Москве.

На 1 января 1930 года в авиабригаду входили:
- Управление бригады;
- 51-я ТБАЭ (самолеты ТБ-1). Однако есть информация, что в ноябре 1931 г. эту эскадрилью перебросили в г. Москву на а/э «Монино», а в декабре 1931 г., эту же эскадрилью, включавшую 12 ТБ-1, в разобранном виде (завод. №№ 612, 620, 626, 635, 647, 648, 656, 667, 670, 701, 703, 718) перебросили в г. Омск. В марте 1932 г. 51-ю ТБАЭ перебросили на а/э г. Хабаровск и в апреле 1932 г. передали Морским силам Дальнего Востока;
- 53-я ТБАЭ (самолеты ТБ-1);
- 59-я ТБАЭ (самолеты ТБ-1);
- 61-я ТБАЭ (самолеты ТБ-1);
- 28-я ОРАО (самолеты Р-1);
- 29-я КАО (самолеты Р-1).
- 30-й авиационный парк;
- 40-й авиационный парк.

В июле 1931 года в 11-ю авиабригаду входили:
- Управление бригады;
- 51-я ТБАЭ (самолеты ТБ-1);
- 53-я ТБАЭ (самолеты ТБ-1);
- 59-я ТБАЭ (самолеты ТБ-1);
- 61-я ТБАЭ (самолеты ТБ-1);
- 34-я ОРАЭ (самолеты Р-1);
- 28-й ОРАО (самолеты Р-1);
- 29-й КАО (самолеты Р-1);
- 30-й авиационный парк;
- 40-й авиационный парк.
Командир бригады И.И. Карклин (08.1931 г. – 07.1933 г.)

В ноябре 1931 г. для усиления авиации Отдельной краснознаменной дальневосточной армии (ОКДВА) из Москвы в Омск перебросили 51-ю отдельную тяжелобомбардировочную авиаэскадрилью (ТБАЭ), включавшую 12 ТБ-1 (завод. №№ 612, 620, 626, 635, 647, 648, 656, 667, 670, 701, 703, 718). Опасаясь аварий при перелете, самолеты перевезли разобранными по железной дороге. Уже 25 декабря эскадрилья разместилась на Ново-Омском аэродроме и, согласно докладу командования, приступила к работе.
В апреле следующего 1932 г. 51-я эскадрилья тяжелых бомбардировщиков (ТБАЭ) из 11-й ТБАБр, имевшая 12 бомбардировщиков ТБ-1, была переброшена в г. Хабаровск. Эскадрилья прибыла полностью в г. Хабаровск 14 апреля 1932 года и вошла в состав ВВС Отдельной Краснознамённой дальневосточной армии (ОКДВА).
Однако, уже в июне 1932 г., 51-ю ТБАЭ передислоцировали в Приморье, где передали Морским силам Дальнего Востока (МСДВ). Там она стала 1-й минно-торпедной авиаэскадрильей (МТАЭ), так как самолеты ТБ-1 предполагали использовать в качестве торпедоносцев. Это была одна из первых торпедоносных авиаэскадрилий советского флота.

По состоянию на 2 января 1932 года в авиабригаду входили:
- Управление бригады;
- 51-я ТБАЭ (самолеты ТБ-1);
- 53-я ТБАЭ (самолеты ТБ-1);
- 54-я ТБАЭ (самолеты ТБ-1) - ??????;
- 59-я ТБАЭ (самолеты ТБ-1);
- 61-я ТБАЭ (самолеты ТБ-1);
- 34-я ОРАЭ (самолеты Р-1);
- 28-я ОРАО (самолеты Р-1);
- 29-я КАО (самолеты Р-1);
- 30-й авиационный парк;

Осенью 1932 года первые 6 самолетов-гигантов ТБ-3 поступили на вооружение воронежской 11-ой авиабригады. А затем началось всеобщее перевооружение тяжелобомбардировочной авиации – замена устаревших ТБ-1 на новые ТБ-3

По состоянию на 1 октября 1932 года в авиабригаду входили:
- Управление бригады;
- 51-я ТБАЭ (самолеты ТБ-1);
- 53-я ТБАЭ (самолеты ТБ-1);
- 59-я ТБАЭ (самолеты ТБ-1);
- 34-я ОРАЭ (самолеты Р-1);
- 28-я ОРАО (самолеты Р-1);
- 29-я КАО (самолеты Р-1);
- 30-й авиационный парк;

В конце 1932 г. – начале 1933 г. произошла смена нумерации подразделений авиабригад.
На 1 января 1933 года в 11-ю авиабригаду уже входили:
- Управление бригады;
- 41-я ТБАЭ (бывшая 51-я ТБАЭ) самолеты ТБ-1 + ТБ-3;
- 42-я ТБАЭ (бывшая 53-я ТБАЭ) самолеты ТБ-1;
- 43-я ТБАЭ (бывшая 59-я ТБАЭ) самолеты ТБ-1;
- 44-я ТБАЭ (бывшая 61-я ТБАЭ) самолеты ТБ-1;
- 21-я КРАЭ (бывшая 98-я КРАЭ) самолеты КР-6;
- 18-я ДРАЭ (бывшая ? ДРАЭ) самолеты Р-6

18 июня 1938 года на основании приказа Народного Комиссара Обороны, сформирован 42-й дальнебомбардировочный авиационный полк в составе 5-ти бомбардировочных эскадрилий и одной истребительной, на базе 41,42,43 и 44 тяжелобомбардировочных, 21 крейсерской и 18 дальнеразведывательной эскадрилий, входивших в состав 11-ой авиабригады.

Что касается 29-й авиационной бригады:

Из открытых источников известно, что 29-я авиационная бригада – это якобы бывшая 11-я воронежская авиабригада, которую перебросили на Дальний Восток и там перенумеровали:
- весной 1932 г. 11-я авибригада в полном составе перебазирована в Амурскую область, на аэродром «Бочкарёво» (севернее г. Благовещенска) и вошла в состав ОКДВА (?).
- летом 1932 года 11-я авибригада перебазировалась в г. Нерчинск, Забайкальский край, управление и части дислоцировались на аэродроме «Уккурей» г. Нерчинск Забайкальский край (ОКДВА) (?).
- с 1 апреля 1933 г. переименована в 29-ю тяжелобомбардировочную авиационную бригаду (ТБАБр), управление и части дислоцировались на аэродроме «Уккурей» г. Нерчинск Забайкальский край (ОКДВА, позже Забайкальский ВО).
Командиром 29-й авиабригады значится И.И. Карклин с июля 1933 года по июнь 1934 года. До этого, И.И. Карклин командовал 11-й ТБАБр (22.08.1931 – 07.1933 г.)

Много нестыковок.

Изучая личные дела летчиков ВВС РККА, установил, что в июле 1933 года некоторых летчиков из авиационных эскадрилий, числящихся в составе 11-й авиабригады, дислоцированной в г. Воронеже, переводят в авиационные эскадрильи, входящие в 29-ю авиационную бригаду. Например:
«… с июля 1931 года проходил службу в 11-й авиабригаде ВВС МВО в должностях пилота 34-й авиаэскадрильи, младшего летчика 61-й авиаэскадрильи, старшего летчика 59-й авиаэскадрильи. В июле 1933 года был переведен на должность старшего летчика в 115-ю авиаэскадрилью 29-й авиабригады. В августе 1933 года бригада была передислоцирована в ЗабВО, где в ноябре 1933 года назначается командиром корабля в этой эскадрилье. В декабре 1936 года он переведен в 113-ю авиаэскадрилью, здесь был командиром авиаотряда…».
Получается, что 29-я авиационная бригада до своего появления на Дальнем Востоке, дислоцировалась в г. Воронеже.
Посему вопрос: это новая свежее сформированная авиационная бригада ли же все таки это переименованная 11-я ???
На 1 января 1933 года в г. Воронеже дислоцируется 11-я авиабригада ВВС Московского военного округа в составе:
- Управление бригады;
- 41-я ТБАЭ (бывшая 51-я ТБАЭ) самолеты ТБ-1 + ТБ-3;
- 42-я ТБАЭ (бывшая 53-я ТБАЭ) самолеты ТБ-1;
- 43-я ТБАЭ (бывшая 59-я ТБАЭ) самолеты ТБ-1;
- 44-я ТБАЭ (бывшая 61-я ТБАЭ) самолеты ТБ-1;
- 21-я КРАЭ (бывшая 98-я КРАЭ) самолеты КР-6;
- 18-я ДРАЭ (бывшая ? ДРАЭ) самолеты Р-6

В июле 1933 года в г. Воронеже так же дислоцируется 29-я авиабригада ВВС Московского военного округа в составе:
- Управление бригады;
- 113-я ТБАЭ (бывшая ?-я ТБАЭ или новая ?) самолеты ТБ-1 + ТБ-3;
- 114-я ТБАЭ (бывшая ?-я ТБАЭ или новая ?) самолеты ТБ-1 + ТБ-3;
- 115-я ТБАЭ (бывшая ?-я ТБАЭ или новая ?) самолеты ТБ-1;
- ?-я ТБАЭ (бывшая ?-я ТБАЭ или новая ?) самолеты ТБ-1;
- 57-я КРАЭ (бывшая ?-я КРАЭ или новая ?) самолеты КР-6;

В августе 1933 года 29-я авиационная бригада передислоцируется на аэродром г. Нерчинск Забайкальского края и входит в состав ВВС Забайкальского военного округа.

А что же тогда за 40-я авиабригада дислоцировалась весной – летом 1932 года в Амурской области, на аэродроме «Бочкарёво» (севернее г. Благовещенска) в составе ВВС ОКДВА.
На 1 января 1933 года в 40-ю авиабригаду входили:
- Управление бригады;
- 29-я ОИАЭ (самолеты И-5);
(упоминается в книге Маслова про самолеты И-2, И-3, И-5)!!!
В составе этой авиабригады так же числятся 113-я ТБАЭ и 114-я ТБАЭ !!! А командиром указан И.И. Карклин (!!!).
40-я – это бывшая 11-я ТБАБр или 29-я ТБАБр, которая весной 1932 г. прибыла из Московского ВО (г. Воронеж), сначала разместилась в Амурской области на аэродроме «Бочкарёво» (севернее г. Благовещенска) и вошла в состав ВВС ОКДВА. Однако, летом 1932 года вновь была перебазирована, на а/э «Уккурей» г. Нерчинск, Забайкальский край (??????).

И как быть с 41-й, 42-й, 43-й и 44-й тяжелобомбардировочными, 21-й крейсерской и 18-й дальнеразведывательной эскадрилий, входивших в состав 11-ой авиабригады, на базе которых 18 июня 1938 года сформирован 42-й дальнебомбардировочный авиационный полк?