От Олег Романовский Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 07.03.2011 08:41:27 Найти в дереве
Рубрики Великая Отечественная; Персоналии; Версия для печати

Доклад Комиссии ГКО № М-715 от 11.04.44г.

Добрый день всем.
Есть вот такой Доклад Комиссии ГКО № М-715 от 11.04.44,ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ О НЕДОСТАТКАХ В РАБОТЕ КОМАНДОВАНИЯ И ШТАБА ЗАПАДНОГО ФРОНТА № 5606 от 12 апреля 1944 г. и ПРИКАЗ СТАВКИ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ № 220076 от 12 апреля 1944 г.
Неоднократоно на форуме обсуждался вопрос о том, чем был вызван такой разгром устроенный командованию Западного фронта, предполагалось даже, что это удачная информационная игра, суть которой - введение в заблуждения противника.Но во все это как-то с трудом верилось. Слишком сильными были последствия для персонажей этого приказа (Гордов слетел со всех постов, утратил всякое доверие "Хозяина" в конце концов был расстрелян - но потом реабилитирован. Генерал Камера получил тяжелый инсульт от последствий которого скончался ну и т.д.
Нашел, как мне кажется причину всего этого - прошу к обсуждению.
Из письма полковника Толконюка И.А. начальника оперативного отдела штаба 33 армии Верховному Гланокомандующему Сталину И.В. о боях на Западном фронте с осени 1943 по весну 1944 года.
"С большим рвением и желанием подавляющее большинство генералов и офицеров армии взяли на себя эту миссию, но понеся колоссальные потери, желаемых результатов не добились,— говорилось в письме.— За этот период 33-я армия потеряла только убитыми 20 975 человек, а всего потеряно убитыми, ранеными и пропавшими без вести — 103 011 человек, в том числе убито три и ранен один командир дивизии, убито и ранено 8 заместителей командиров и начальников штабов дивизий, 38 командиров полков и их заместителей, 174 командира батальонов, за этот же период армия потеряла 419 танков и 60 самоходных орудий сожженными и разбитыми артиллерией и авиацией противника непосредственно на поле боя... В результате тяжелых и длительных боев, сопровождавшихся большими потерями, армия имела продвижение от 2 до 13 км в глубину обороны противника, а в некоторых операциях продвижения совсем не имела... Противнику наносились "булавочные уколы"".
А одним из самых слабых мест на протяжении всех боев оставалась артиллерия, выучкой и мастерством которой всегда гордились в русской и Красной армии:
"Продолжительность и порядок артиллерийской подготовки определялись не по какому-либо обоснованному расчету, исходя из характера обороны противника, количества имеющихся артиллерийских средств и отпускаемого лимита боеприпасов, а просто случайно, по избитому и изученному противником шаблону (начало артподготовки, как правило, обозначалось залпом "РС", затем от нескольких десятков минут до часа-полтора проводился так называемый период "разрушения", хотя никто из артиллеристов не знал, что он, собственно, должен разрушать и есть ли что разрушать). Затем проводился 10-20 минутный огневой налет по переднему краю обороны противника и артиллерия стрельбу, как правило, прекращала, а пехота начинала атаковать".
"Операции, как правило, готовились поспешно, разведать оборону противника как следует, никогда не удавалось (фотосхемы часто получались за 1-2 суток до начала операции, а часто и в день начала операции). Войска вводились в бой с неосвоенным и необученным пополнением, составляющим основную массу состава боевых подразделений. Офицерский состав принимал подразделения на ходу и шел с ними в бой, не зная подчиненных ему людей, которые также не знали своих офицеров... Дивизии вступали в бой полувооруженными: автоматического оружия имели мало, станковых пулеметов каждая дивизия имела от 16 до 30 штук, к ручным пулеметам и автоматам имелось по одному магазину. Если учесть, что большинство бойцов было вооружено винтовками и этим, и без того малым количеством автоматического оружия, люди владели плохо, то станет ясно, что огневая мощь дивизии была крайне низкая".
"Необученные подразделения и офицеры,никаких маневров на поле боя не предпринимали, а ложились под огнем противника и давали себя истреблять, окрыляя тем самым врага, который получал удовлетворение, безнаказанно расстреливая нашу лежащую пехоту, которая ко всему прочему даже не имела лопат для окапывания. За один-два дня боя наступающая дивизия теряла почти всю свою пехоту и результатов не добивалась. В полках оставалось пехоты по 10-15 человек, а высокие начальники все требовали наступления и с нетерпением ждали результатов. Потери в живой силе были главным образом от артминометного огня противника. Это подтверждается тем, что из всего числа раненых на осколочные ранения приходится от 70 до 90%. С физическими свойствами человека у нас никто не считался, люди до оцепенения лежали под огнем противника на поле боя и становились совсем недеятельными и безразличными".

С уважением Олег.