От Евгений Дриг Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 03.05.2012 11:43:38 Найти в дереве
Рубрики Части и соединения; Версия для печати

Кавалерия РККА в 1938 г.

У меня уже была статья про организационные мероприятия по кавалерии 1935-36 гг. - http://rkka.ru/cavalry/Spr/org_kav_35_36.html
Решил продолжить тему по предвоенному периоду. Ниже вторая часть про 1938 г. Будет и третья по 1939-41 гг.

Хотя мы и описывали всего лишь организационные мероприятия 1935-36 гг., получился хороший срез истории стратегической конницы Красной Армии на эти годы. В этой статье мы продолжим рассказывать о советской кавалерии в предвоенный период.
В связи с тем, что в предыдущей работе мы не останавливались на описании конницы как рода войск, здесь надо обязательно коснуться этой темы.
По своему назначению конница (к концу 30-х гг. название было почти полностью вытеснено словом "кавалерия") делилась на войсковую и стратегическую.
Войсковая конница предназначалась для выполнения тактических задач в интересах своих дивизий. Наибольшее распространение получила во время гражданской войны, когда многие стрелковые дивизии имели в своем составе кавалерийские полки и бригады. Но к середине 30-х гг. практически полностью исчезла в РККА. Оставались лишь небольшие разведывательные подразделения, такие кавалерийские эскадроны разведывательных дивизионов стрелковых дивизий.
Стратегическая конница (она же фронтовая или армейская) предназначалась для выполнения оперативных задач фронта или армии. Она являлась основным средством развития прорыва, придавала наступательным операциям большой размах, совершала глубокие рейды в тыл противника, широко использовала возможности к быстрому маневру. Именно стратегическая конница получила наибольшее развитие в РККА после гражданской войны. Организационно она состояла из кавалерийских корпусов, кавалерийских дивизий и кавалерийских бригад.
Высшим оперативно-тактическим соединением стратегической конницы являлся кавалерийский корпус, включающий в себя от двух до четырех кавалерийских дивизий. Необходимо отметить, что состав кавалерийских корпусов не отличался постоянством, с завидной регулярностью перед войной их "перемешивали", дивизии переходили из одного корпуса в другой или становились отдельными. Сами корпуса при этом могли передаваться в другие округа.
Основным тактическим соединением была кавалерийская дивизия. С начала 30-х гг., когда началось насыщение конницы боевыми машинами и артиллерией, структура дивизии практически не менялась. Если в 20-е гг. в дивизиях было по три двухполковых бригады, то в предвоенное десятилетие типовая кавалерийская дивизия состояла из четырех кавалерийских полков, конно-артиллерийского и механизированного полков и частей обеспечения.
В условиях горной и пустынной местности использовались горные кавалерийские дивизии, которые были максимально облегчены по сравнению с типовыми кавдивизиями. Они имели только три горных кавалерийских полка, а остальные части (бронетанковые, артиллерийские. саперные, связи) были дивизионной и эскадронной организации.
Кроме них, в разное время создавались отдельные кавалерийские бригады двух- и трехполкового состава.
Особняком среди всех этих частей стоял Особый кавалерийский полк МВО, который стоял в Москве. Полк имел уникальную организацию, так как состоял из дивизионов, а не из эскадронов, как все остальные. В состав каждого из трех сабельных дивизионов входило два сабельных эскадрона, кроме них в полку был автоброневой эскадрон на бронемашинах БА-3 и ФАИ.
В РККА имелось также некоторое количество запасных кавалерийских полков. Если запасные части других родов войск создавались в военное время для переподготовки личного состава запаса, как это видно из названия, то кавалерийские существовали и в мирное время, такие полки служили для ремонтирования конского состава (720 лошадей переменного состава) . Запасные кавалерийские полки военного времени готовили также и личный состав.
В эти годы предполагалось создание крупных объединений в виде конных армий. В 1937 г. было принято положение о полевом управлении конной армии в составе нескольких кавкорпусов, 2-3 мотомеханизированных бригад, 1-2 стрелковых дивизий (моторизованных) и авиации усиления. Конные армии в таком виде в РККА не формировались никогда. Но другие объединения конницы были. Так, например, в июле 1938 г. в составе КОВО была сформирована армейская кавалерийская группа (1-й и 2-й кавкорпуса). Еще одной организационной формой, получившей распространение и в годы Великой Отечественной войны, стала конно-механизированная группа, в составе которой объединялось несколько кавалерийских и танковых корпусов с частями усиления.
Как мы уже писали в первой статье, пика своего развития стратегическая конница РККА достигла в 1936 г. Массовое развертывание наступательных средств, вызванное германской угрозой, в первую очередь отразилось на численности автобронетанковых войск и кавалерии.
Последняя в 1936 г. состояла уже из 7 управлений корпусов, 32 дивизий (в том числе 20 кадровых по 6600, 4 кадровых усиленных по 7600, 3 территориальных по 3500 и 5 горных по 2500 человек), имелось также 2 бригады по 1200 человек и особый кавалерийский полк НКО численностью также 1200 человек.
Штатная численность конницы мирного времени к началу того же года составляла 162385 человек, без учета ряда формирований, проведенных в 1936 году, таких как формирование 13-й кавалерийской дивизии и др.
В 1937 г. крупных организационных мероприятий в кавалерии не проводилось, зато в 1938-м… 1938 год стал годом ее заката.
Но обо всем по порядку. В 1937 г., действительно, никаких серьезных изменений не происходило, но продолжали неспешно выполняться планы 1935-36 гг. Вообще середина 30-х гг. сильно отличается от непосредственно предвоенного периода тем, что корпуса и дивизии в десятки тысяч человек не формировались, как осенью 1939 г., за несколько дней. Так, решение о развертывании 4-й и особой кавалерийских бригад в дивизии было принято еще в 1935 г., а закончились мероприятия только в 1937 г.
К концу 30-х гг. кавалерия потеряла уже свое былое значение. В условиях бурного развития танковых частей и авиации, массовой моторизации армии, конница, конечно, не могла составлять им серьезной конкуренции. Пусть даже и такая современная, насыщенная бронетехникой, артиллерией и средствами ПВО. Началось постоянное целенаправленное ее сокращение. Первый этап этого процесса пришелся на 1938 год.
К 1938 г. конница РККА распределялась по округам следующим образом:
_____Ленинградский военный округ: управление 5-го кавалерийского корпуса, 16-я, 25-я, 30-я кавалерийские дивизии;
_____Белорусский военный округ: управления 3-го и 6-го кавалерийских корпусов, 4-я, 6-я, 7-я, 11-я, 24-я, 27-я и 29-я кавалерийские дивизии;
_____Киевский военный округ: управления 1-го, 2-го и 7-го кавалерийских корпусов, 1-я, 2-я, 3-я, 5-я, 9-я, 14-я, 23-я, 26-я и 28-я кавалерийские дивизии;
_____МВО: Особая кавалерийская дивизия им.Сталина; 3-й запасный кавалерийский полк;
_____ПриВО: 6-й запасный кавалерийский полк;
_____ЗакВО: 17-я горная кавалерийская дивизия; СКВО: 10-я, 12-я и 13-я казачьи дивизии, Горская кавалерийская бригада, 4-й запасный кавалерийский полк;
_____САВО: 18-я, 19-я, 20-я и 21-я горные кавалерийские дивизии;
_____ЗабВО: 15-я и 22-я кавалерийские дивизии, Бурят-Монгольская кавалерийская бригада, 73-й запасный кавалерийский полк;
_____ОКДВА: 8-я и 31-я кавалерийские дивизии.
Первое сокращение, начатое в 1938 году, коснулось лишь недавно созданных соединений. Было расформировано семь из 32 кавалерийских дивизий и два управления кавалерийских корпусов и так сильно пострадавших от репрессий и увольнений. Это были: в ЛВО – 30-я кавалерийская дивизия; в БОВО – 27-я и 29-я кавалерийские дивизии; в КОВО – управление 7-го кавкорпуса, 23, 26-я и 28-я кавдивизии; в СКВО – управление 4-го кавалерийского корпуса и его 13-я казачья дивизия. Все эти соединения были сформированы в 1935-36 гг. во время проведения организационных мероприятий, описанных в первой части статьи ("Сержант" № 44).
Также были расформированы два запасных кавалерийских полка (один в ПриВО, один в СКВО) и один запасный кавалерийский эскадрон ЗакВО.
Кроме того, управление 1-го кавалерийского корпуса и его соединения были переименованы так, что из их наименований полностью исключались упоминания о Червонном казачестве, разгромленном во время репрессий 1937-38 гг. Сам корпус получил номер 4, принадлежавший ранее казачьему корпусу СКВО, а 1-я и 2-я дивизии Червонного казачества – номера 32 и 34 соответственно, ранее никем не занимавшиеся.
Тогда же Особая кавалерийская дивизия имени Сталина из Москвы была передислоцирована в Борисов (БОВО) и тоже приведена к единой системе нумерации конницы РККА, получив номер 36, максимальный из занятых до войны.
Расформирование такого числа соединений вызвал множество других изменений в стратегической коннице, в ее составе и дислокации.
Так, например, в Ленинградском военном округе процесс затронул все имевшиеся на тот момент соединения. 16-я кавалерийская дивизия была передислоцирована из Аракчеевских казарм в Остров на место расформировываемой 30-й кавалерийской дивизии, где в ее состав включались два полка последней, 118-й и 119-й. В свою очередь 66-й кавалерийский полк 16-й кавдивизии был передан в 25-ю, так как ее 100-й полк тоже был расформирован.
Для полноты восприятия той чехарды, что творилась в коннице, необходимо добавить, что конно-артиллерийский полк 16-й кавалерийской дивизии был переформирован в гаубичный артиллерийский полк 16-й стрелковой дивизии, а вместо него в дивизию прибыл 30-й конно-артиллерийский полк. Который был свернут в дивизион, так как к тому времени решено было отказаться от полковой организации артиллерии типовой кавалерийской дивизии. Вместо полков создавались конно-артиллерийские дивизионы трехбатарейного состава. Необходимо отметить, что эти изменения не коснулись усиленных дивизий Забайкалья и Дальнего Востока, сохранивших конно-артиллерийские полки.
Из важных мероприятий 1938 года необходимо отметить также ликвидацию национальных частей, многие из которых были как раз кавалерийскими и дислоцировались на Кавказе, в Средней Азии и в Забайкалье.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 7.03.38 г. № 278-52сс в РККА были ликвидированы национальные части, они переводились на экстерриториальный принцип комплектования, в том числе две кавалерийские бригады – горских национальностей и бурят-монгольская, переименованные в 3-ю и 5-ю кавбригады соответственно и приведенные к типовой организации РККА. В первой при этом сформирован отдельный автоброневой эскадрон, а во второй – конно-артиллерийский дивизион.
Кроме них, переформированы в общесоюзные такие национальный части как: 22-й Армянский кавалерийский полк 17-й горнокавалерийской дивизии; 41-й и 42-й Узбекские и 48-й Казахский кавалерийские полки 19-й горнокавалерийской дивизии; 25-й и 27-й Туркменские кавалерийские полки 18-й горнокавалерийской дивизии; 122-й Хорезмский и 53-й Киргизский кавалерийский полк 21-й горнокавалерийской дивизии; 20-я Таджикская горнокавалерийская дивизия.
В 1938 году были переведены на кадровое положение 10-я и 12-я территориальные казачьи дивизии СКВО. Они содержались в сокращенном составе, общей численностью 2460 человек в каждой.
Из организационных изменений 1938 года необходимо отметить также усиление артиллерийского вооружения горных кавалерийских дивизий. В их конно-горных артиллерийских дивизионах, батареи переведены с 3-орудийного на 4-орудийный состав. Кроме того, в состав дивизионов включались батареи противотанковых орудий на мехтяге. Гаубичные батареи также с конной тяги переводились на тракторную. В целом, этот процесс был характерен для всей Красной Армии, с середины 30-х гг. переводились полностью на мехтягу части РГК и корпусная артиллерия, а за ними и гаубичная артиллерия дивизий.
Весной 1938 г. механизированные дивизионы горных дивизий были переформированы в бронетанковые эскадроны. А из состава типовых кавалерийских дивизий исключались малые плавающие танки Т-37, в механизированных полках они заменялись бронеавтомобилями.
Для усиления противовоздушной обороны в состав кавалерийских корпусов вводились отдельные зенитно-артиллерийские дивизионы.
После всех штатных изменений типовая кавалерийская дивизия мирного времени имела: 5900 человек личного состава, 5515 лошадей, 221 пулемет, 36 артиллерийских орудий, 40 танков, 20 бронемашин и 136 автомобилей. Усиленные дивизии Забайкалья и Дальнего Востока содержались в численности 7616 человек. Управление кавалерийского корпуса с корпусными частями имело численность 885 человек.

В 1938 году была полностью изменена нумерация частей в кавалерийских дивизиях. Если раньше почти все номера полков и других отдельных частей напрямую зависели от номера самой дивизии, то теперь было решено отказаться от такой упрощенной системы, причем не только в коннице, но и в пехоте, и в автобронетанковых войсках. Например, в 3-й кавалерийской дивизии ее 13, 14, 15-й и 16-й кавалерийские полки получили номера: 158, 99, 34 и 60 соответственно. Аналогично, новую нумерацию получили и все остальные части дивизии, которые имели такой же номер, как и она. 3-й механизированный полк, стал 44-м танковым, конно-артиллерийский дивизион – 27-м, отдельный эскадрон связи – 17-м, отдельный саперный эскадрон – 22-м.

Подводя предварительные итоги, отметим, что советская кавалерия начала планомерно и целенаправленно сокращаться, все больше и больше уступая место моторизованным и механизированным соединениям. Этот процесс начался как раз в 1938 г. и продолжался до начала Великой Отечественной войны.

Первый этап этих изменений наглядно демонстрирует таблица ниже:
Январь 1938 г.
Кавалерийские корпуса: 7 (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7);
Кавалерийские дивизии: 27 (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, Особая);
Горные кавалерийские дивизии: 5 (17, 18, 19, 20, 21);
Кавалерийские бригады: 2 (горских национальностей, Бурят-монгольская).

Январь 1939 г.
Кавалерийские корпуса: 5 (2, 3, 4, 5, 6);
Кавалерийские дивизии: 20 (3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 22, 24, 25, 31, 32, 34, 36);
Горные кавалерийские дивизии: 5 (17, 18, 19, 20, 21);
Кавалерийские бригады: 3 (3, 5, 6).

Продолжение следует...

С уважением, Евгений Дриг.
http://tankuniform.ru