Физическая экономика для социализма по Побиску Кузнецову - 1 июня секция
Товарищи коммунары, завтра будет заседание секции"Физическая экономика", начало в 15 час. Докладов будет несколько,темы заявлены впечатляющие.
Приходите по указанному адресу послушать. Чем лаяться с ниткиным, устраивающим тут регулярную профанацию науной работы, экономистский бал кроликов, лучше тратить силы на разработку социалистически-ориентированной политэкономии, основанной на неколебимых физических принципах (а не на стоимостных-прибыльных). Кузнецов не единственный представитель направления, есть еще ЛаРуш и другие.
Можно прийти чуть раньше.
на сайте итоговая книга книга П.Г.Кузнецова пока выложена без формул. Вдобавок, из нее почищены важные аспекты, которые есть в работах периода 80х годов.
Файл в моем брифкейсе доступен по адресу
Там два документа.
Ниже отрывки из первого и второго
(1)
из кн.
Эффективность научно-технического прогресса.
(стр. 26-40)
...
Чтобы сделать методику оценки эффективности средством отбора прогрессивных научно-технических, планово-экономических и организационных решений, средством обеспечения высоких темпов строительства и прироста промышленного производства, необходимо дополнить действующую систему показателей экономической эффективности новыми показателями, более полно отражающими перечисленные факторы. Таким показателем, в частности, может служить срок удвоения, разработанный и обоснованный советским ученым П. Г. Кузнецовым. (См.: Гвардейцев М. И., Морозов В. П., Розенберг В. Я. Специальное математическое обеспечение управления. М.: Сов. радио, 1978, с. 137—138.)
С точки зрения технологии и организации каждого производственного процесса существенным является одновременно большое число различных показателей и величин, однако лишь немногие из них (чаще всего одна величина) выражают физическую сущность процесса, его роль в достижении конечного результата производства. Например, линия электропередачи характеризуется общей длиной, диаметром сечения проводов, высотой и весом опор и т.д., но для понимания физического содержания процесса и анализа его эффективности решающее значение имеет величина мощности, которая может быть передана по линии потребителю.
Понимание физической сущности основного процесса, умение задать размерности основных величина правильно выбрать из них те, которые служат основой для построения меры эффекта и эффективности, обязательны не только для инженера и техника. Понимание «физики» процесса много дает и проектировщику, и экономисту, и специалисту в области организации и управления. Например, долгое время не удавалось наладить работу морского транспорта в ряде портов и пароходств. Произвольные изменения в экономике и организации процесса не приводили к успеху и лишь запутывали вопрос, не улучшая по существу работу. Положение удалось изменить, лишь когда к решению вопроса были привлечены специалисты по системному анализу. Четкое определение границ основного процесса (флот—порт—судоремонт) и анализ его физического содержания позволили выявить главный размерный показатель его реализации — скорость продвижения единицы груза в системе, т. е. не только в процессе перевозки на судах, но и во всех вспомогательных операциях -— перевалки грузов на железнодорожный транспорт, погрузки, разгрузки, вынужденного ожидания, временного хранения и т. д. Только когда удалось поставить все показатели и экономические рычаги в соответствие основной физической мере эффекта, положение начало реально улучшаться.
Приведем еще один пример, показывающий важность понимания «физики» процесса для эффективного управления им. Мы уже говорили, что для оценки работы транспорта (в частности, грузовых автомобилей) используется условный показатель, представляющий собой произведение массы перевезенного груза на пройденный путь (размерность [L4T-2]) и выражаемый обычно в тонно-километрах. Производительность работы транспорта находится путем деления этого показателя на время работы. Например, чтобы найти часовую производительность грузового автомобиля, нужно число тонно-километров, наработанных им, скажем, за смену, разделять на длительность смены в часах. Размерность производительности получается [L4T-2]:[T] = [L4T-3]. Посмотрим, насколько хорошо отражает этот показатель сущность процесса перевозки грузов, а значит, и какова его пригодность для управления процессом.
Разумно предположить, что величина производительности является для данного транспортного средства, скажем грузового автомобиля, величиной постоянной, полностью характеризующей его возможности как средства транспортировки грузов: ведь на основе известных величин производительности для всего наличного парка транспортных средств решаются вопросы планирования перевозок, распределения транспорта по линиям, стройкам и т. п. Теперь предположим, что грузоподъемность автомобиля решено повысить вдвое (например, с помощью прицепа). Если исходить из неизменности величины производительности, скорость доставки грузов при этом должна уменьшиться также вдвое. В действительности же этого не происходит. Значит, его производительность, выраженная показателем размерности [L4T-2] не может считаться постоянной.
Непонимание физической стороны процесса отражается и па организационно-экономических вопросах управления процессом. Система экономической оценки результатов работы и стимулирования, ориентирующаяся на показатель, выраженный в тонно-километрах, в отдельных случаях может дать «ложные срабатывания»: например, перевозка груза по более длинному, нерациональному маршруту увеличивает величину тонно-километров.
Правильнее исходить из постоянства величины мощности для каждого транспортного средства (с размерностью [L5T-5]). Работа автомобиля — безразлично, едущего или стоящего на месте — представляет собой произведение мощности на время и имеет размерность [L5T-5] [T]= [L5T-4] Если же автомобиль движется, то в предположении постоянства используемой мощности произведение работы (или затраченной энергии) на скорость есть величина постоянная. Действительно, при маршруте той же длины уменьшение скорости, скажем, вдвое увеличит вдвое длительность поездки, а следовательно, приведет к увеличению вдвое затрат энергии. Произведение работы на скорость имеет размерность [L5T-4] [L1T-1]= [L6T-5] и называется транспортной мощностью. Эта величина используется для характеристики мощности любых транспортных средств, осуществляющих горизонтальное перемещение грузов. Использование транспортной мощности заданной величины в течение определенного времени характеризует работу, выполненную транспортом по перемещению грузов. Ее размерность получается умножением размерности транспортной мощности на размерность времени [L6T-5] [T]= [L6T-4]. (Эту величину предложено называть тран. См.: Смирнов Г. Числа, которые преобразили мир. — Техника,—молодежи, 1981, № 1. )
....
=========
(2)
(2)
Гвардейцев М. И., Морозов В. П., Розенберг В. Я. Специальное математическое обеспечение управления. М.: Сов. радио, 1978, с. 135—138, 421-428)
Если суммировать произведения потока энергии на соответствующие коэффициенты полезного действия, то мы получим величину полного потока, умноженную на обобщенный коэффициент полезного действия. Эта величина в принципе поддается измерению и может служить мерой физической возможности общества, как целого...
На базе социалистической собственности формируется, функционирует и развивается плановая экономика. а это означает, что на каждый производимый продукт имеется заранее известный потребитель. Этим самым создаются условия для ощутимого сокращения, а в принципе полного прекращения всех видов бесполезных для общества работ. Причем под "бесполезными" работами здесь понимаются не только бесполезно затрачиваемый живой труд, но и труд овеществленный, воплощенный в сырье, материалах, зданиях, машинах и механизмах и т.д., которые или плохо используются, или не используются совсем, портятся, расхищаются, растрачиваются попусту, с чем мы, к сожалению, еще встречаемся в нашей повседневной жизни. Иными словами, речь идет об экономии, сбережении времени, затрачиваемого на производство материальных и духовных ценностей»1.
Сформулированный подход может служить основой для выбора критериев, оценивающих влияние на результаты труда, как технологии производства, так и организации управления.
...
=========