|
От
|
C.КАРА-МУРЗА
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
12.03.2002 11:28:19
|
|
Рубрики
|
Образы будущего;
|
|
Тезисы о ВТО: есть ли что существенного добавить?
1. Президент В.В.Путин заявил о желании России вступить в ВТО – Всемирную торговую организацию. В настоящее время переговоры об этом входят в решающую стадию. Решение это было принято исполнительной властью без малейших признаков общественного диалога и даже без обсуждения Государственной думой. Подавляющее большинство граждан России не имеют представления о том, что означает для страны принятие норм ВТО. Более того, большинство хозяйственных руководителей не могут оценить выгод и потерь, которые понесет от вступления в ВТО хотя бы их собственное производство.
Китай, находясь на этапе быстрого и мощного развития, 15 лет готовился к вступлению в ВТО и вел скрупулезные переговоры по тысячам позиций, этой работой там было занято около полутора тысяч специалистов. Россия, находясь в тяжелом экономическом положении, в состоянии неустойчивого равновесия, готовится сделать судьбоносный шаг, последствий которого не знает ни общество, ни верховная власть. В стране нет человека, который хотя бы один раз прочитал весь текст обязательных соглашений по ВТО.
СМИ, ведущие пропаганду намерений правительства, дезинформируют общество как о сути готовящегося решения, так и о ходе переговоров в Женеве.
2. Политики и СМИ, агитирующие за вступление в ВТО, делают упор на торговых аспектах экономики. Это глубокое заблуждение или сознательная подмена сути проблемы. Ограничивать дело только тарифами и пошлинами было бы фатальной ошибкой. ВТО - один из главных инструментов глобализации. Участие в ВТО снизит или полностью устранит барьеры, защищающие хозяйство России от мирового рынка – в момент, когда наше хозяйство больно, а большинство производств неконкурентоспособны.
При обсуждении потерь и выгод для России от вступления в ВТО должно быть рассмотрено и оценено системное воздействие на хозяйство страны, а влияние на торговлю является всего лишь одним и далеко не главным элементом этого воздействия.
3. Главное воздействие нормы ВТО окажут на отечественную производственную систему. Основная часть промышленности, за исключением сырьевой, а также значительная часть сельского хозяйства после вступления России в ВТО обанкротятся и должны будут быть ликвидированы.
Обязательной нормой ВТО, которая не подвергается обсуждению, является отказ государства от избирательной поддержки отдельных отраслей или предприятий посредством субсидий, дотаций, льготных цен, налогов и т.д. Такая поддержка государства позволяет отечественному производителю выдержать конкуренцию более сильного зарубежного производителя. Если бы Россия в ее нынешнем состоянии действительно выполнила это условие, она моментально потеряла бы все современные, технологически передовые отрасли производства. А значит, она утратила бы всякие шансы на выход из кризиса и восстановление народного хозяйства.
Любая страна, претендующая на статус независимой, вынуждена сохранять ядро современной производственной системы, даже если в коммерческом отношении ее ключевые отрасли неэффективны или даже убыточны. Следовательно, необходимость для государства поддержки некоторых отраслей и предприятий вызвана не экономическими соображениями, а самыми главными национальными интересами страны. Целый ряд отраслей абсолютно необходимы для обеспечения выживания страны. Выживание страны есть категория более фундаментальная, нежели выгода отдельного производства. Сам по себе производственный потенциал представляет главную часть национального достояния, независимо от его рентабельности в данной конкретной конъюнктуре. Подвергать ослабленное кризисом хозяйство убийственному удару конкуренции равносильно национальной измене.
Жизненно необходимыми для России являются те отрасли, которые обеспечивают нашу военную безопасность и с развитием которых мы связываем надежды на возрождение страны - области наукоемкого производства, в которых могут быть использованы унаследованные от СССР преимущества в системе образования и наличие пока еще значительного контингента квалифицированных кадров. Кроме того, именно в этих отраслях могут быть в существенной мере компенсированы повышенные издержки производства в России, связанные с холодным климатом и большими расстояниями. Именно эти отрасли, а не «труба», станут тем локомотивом, который вытянет наше хозяйство из разрухи.
Мы обязаны защитить и сохранить отечественную промышленность, построенную на костях наших отцов и дедов, оплаченную невероятными усилиями нескольких поколений, источник хлеба и тепла для наших детей и внуков. Банкротство российской промышленности после вступления в ВТО означало бы социальную катастрофу, беспрецедентную в истории человечества.
4. Другим обязательным условием ВТО является уравнивание внутренних и мировых цен на топливо и электроэнергию, а также транспортных тарифов.
Одно это изменение сделало бы неконкурентоспособным почти всякое производство в России и невозможным физическое выживание большой части населения. Издержки производства резко возросли бы уже потому, что только на отопление жилищ и помещений в России расходуется в среднем 4 тонны условного топлива, а другие страны этих расходов не несут. При наших расстояниях повышение транспортных тарифов до мирового уровня просто разрушило бы всю производственную ткань страны. От того, что производственная деятельность в России была бы таким образом заморожена, выгадал бы только внешний рынок, на который без помех были бы переключены потоки нефти, газа и электроэнергии. На доходы от их экспорта смогла бы выжить лишь очень небольшая часть нынешнего населения России.
Вступление в ВТО в настоящий момент означало бы прямой геноцид народов России.
5. Нормы ВТО окажут прямое воздействие на научно-техническую деятельность. Исключение этого вопроса из рассмотрения при вступлении в ВТО абсолютно недопустимо.
Воздействие норм ВТО на исследования и разработки выходит далеко за рамки коммерции с наукоемкой продукцией. Они определяют саму возможность производить в стране такую продукцию. Дело не только в запрете государству поддерживать ту или иную наукоемкую отрасль (например, авиастроение) с помощью субсидий, но и в обязательствах страны-члена ВТО привести свое патентное законодательство в соответствие с соглашением ВТО об интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Прежде всего, непосредственное воздействие на многие отрасли российской промышленности окажет введенная ВТО возможность принудительного лицензирование патента, если его держатель в течение трех-пяти лет не начал промышленного производства и свободного экспорта продукта или если он производит его с завышенной, по сравнению с конкурентами, себестоимостью. Нынешние возможности быстрого и эффективного внедрения результатов отечественной науки в России настолько сократились, что западные конкуренты смогут выпускать на рынок запатентованные Россией продукты раньше наших товаропроизводителей, лишая их интеллектуальной ренты. В этих условиях произойдет полное свертывание отечественных исследований и разработок. Восстановить их будет очень трудно.
Второе положение, подрывающее наше наукоемкое производство, заключается в том, что, согласно ТРИПС, патентная защита технологического процесса распространяется теперь и на продукт. При этом бремя доказывания при спорах по интеллектуальной собственности переносится на ответчика. Ранее значительная часть продуктов (лекарства, материалы и композиции, например, смазочные масла) производились в обход патентов путем изменения в технологическом процессе, и истец обязан был доказать, что продукт получен способом, слишком близким к запатентованному. Приняв нормы ВТО, правительство России подвергнет товаропроизводителей риску, что их просто затаскают по судам – при полном отсутствии в России современной системы правовой защиты. Создание такой системы потребует очень больших денег и времени.
6. Вступление в ВТО нанесет тяжелый удар по национально-государственной системе России.
Россия – сложное многонациональное государственное образование с исключительно неравномерным размещением производительных сил по территории. Поддерживать равновесие в такой системе в принципе невозможно без государственного («внерыночного») перераспределения ресурсов. Уход государства от этой функции сразу вызывает резкое и нарастающее расслоение регионов по экономическим и социальным показателям. Это вызывает межнациональную напряженность, а иногда и конфликты. Правила ВТО запрещают государству избирательную поддержку географических зон и расположенных в них производств. Для многонациональных государств это может иметь фатальные последствия.
Примером должен служить опыт Чехословакии и Югославии. Приняв в 1990-1991 гг. программу структурной стабилизации МВФ, запрещающую отраслевые и региональные государственные дотации, эти страны сразу же испытали всплеск сепаратизма и распались, причем Югославия прошла при этом через тяжелейшую гражданскую войну.
Никакие гипотетические выгоды от несколько более свободной внешней торговли, которые может дать вступление в ВТО, не компенсируют того риска дестабилизации, с которым будут сопряжены эти выгоды.
7. Вступление в ВТО ставит крест на стратегической доктрине интеграции стран СНГ и укрепления союза России и Белоруссии.
Объективным условием такой интеграции являются привилегированные отношения России с этими странами как в области тарифов и пошлин, так и в ценах, особенно на сырье и энергоносители. Стратегические выгоды, которые при этом получает Россия, с лихвой окупают некоторые потери коммерческой выгоды. Принятие норм ВТО резко и необратимо разрывает налаженные связи и рассыпает структуры взаимовыгодного сотрудничества.