От Scavenger Ответить на сообщение
К IGA
Дата 17.06.2007 16:55:45 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Re: Слишком драматично.

>Скажу сразу, что книга меня потрясла. Вот некоторые черты идеального общества, как его представляет Томас Мор.

>Все города Утопии устроены одинаково, все граждане носят одинаковую одежду и живут в одинаковых домах.

Эта черта проистекает из стремления уничтожить вражду и раздор между людьми. Мол, если они будут носить одинаковую одежду - они не будут завидовать друг другу и не будет преступлений на этой почве.

>Каждый здоровый утопиец, за редким исключением, занимается одним из 4 основных занятий: земледелие, ткачество, строительство, ремесло (первые два занятия обязательны для всех). Упомянутое исключение делается для духовенства, начальства всех сортов и обслуги оного начальства. При надобности начальство мобилизует народ для срочных работ - например, для починки дорог или борьбы с разными бедствиями.

Да, там аристократическое устройство общества, этакая аристократическая республика. А никто и не утверждал, что первые социалисты были демократами.

>Все работают 6 часов в день, спят с 8 вечера до 4 утра. Едят совместно трижды в день. Дети во время совместной трапезы "или прислуживают сидящим, или, если не могут этого по своим летам, всё же стоят тут, и притом в глубоком молчании."

Это-то понятно. Дети должны уважать старших.

>Покидать рабочее место можно только с разрешения начальства. "Если кто преступит свои пределы по собственному почину, то, пойманный без грамоты князя, он подвергается позорному обхождению: его возвращают как беглого, и жестоко наказывают. Дерзнувший на то же вторично - обращается в рабство...

Т. Мор предвидел, что если установить 6 часовой рабочий день, это может спровоцировать людей на леность. Леность наказывается рабством.

>А если у кого появится охота побродить по окрестностям своего города, то он не встречает на то запрета, если у него есть позволение отца и разрешение его супружеской половины. Но в какую бы деревню он ни пришел, он не получает никакой пищи, раньше чем не закончит предварительно полуденного рабочего задания."

Правильно. "Кто не работает, тот и не ешь".

>Каждая деревенская семья имеет не менее двух приписанных к ней рабов. Стругацкие в своей пародии ("Понедельник начинается в субботу") ничего не выдумали! Рабы комплектуются из военнопленных, а также из особо тяжких преступников - например, прелюбодеев, еретиков или беглых рабочих. "Все работы, связанные с чрезмерной грязью и трудом, исполняются рабами." Например, убийство скота, разделка туш, уход за скотом.

В принципе, налицо попытка регулировать жизнь общества и возложить тяжелый труд на тех, кто провинился, кто обществу приносит вред, а не пользу, вместо того, чтобы убивать этих людей (как и делалось) - пусть служат обществу.

>Одну занятную деталь вполне можно считать прозорливым предвидением наших дней:
>"У всех опозоривших себя каким-либо преступлением... на пальцах золотые кольца, а шею опоясывает золотая цепь".

Это - чтобы вызвать отвращение к золоту.

>Особо интересны семейные ценности. Обычно сын изучает то же занятие, что и его отец, но если он выбирает иную профессию, градоначальство переводят его в более подходящую семью и оформляет усыновление. Перетасовка семьи возможна и в иных случаях: если семья имеет более 16 человек, то лишние "перечисляются" в малолюдную семью, а если менее 10 человек, то, наоборот, семья пополняется. Аналогично регулируется численность городов.

Эта утопическая характерна для всех утопий эпохи Возрождения. Обобществление личности доходит до регулирования семьи.

>И такому человеку отрубили голову за веру в нерушимость семейных уз!

Но ведь семейные узы он действительно считал нерушимыми и был верующим католиком. А выше описал как раз ситуацию, когда семья физически не может воспитать своих детей, что было в принципе гуманно для того времени, когда не было никакой контрацепции. Еще гуманнее было бы воспретить половые отношения семейным парам, которые имеют уже по 16 детей, чем производить "перетасовки".

>Об отношении к соседям:

>"Ну, а если народная масса увеличится более надлежащего на всем острове, то они выбирают граждан из всякого города и устраивают по своим законам колонию на ближайшем материке, где только у туземцев имеется излишек земли, и притом свободной от обработки; при этом утопийцы призывают туземцев и спрашивают, хотят ли те жить вместе с ними. В случае согласия утопийцы легко сливаются с ними, используя свой уклад жизни и обычаи; и это служит ко благу того и другого народа... В случае отказа жить по их законам утопийцы отгоняют туземцев от тех пределов, которые избирают себе сами. В случае сопротивления они вступают в войну. Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает всё же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от нее."

А это уже подмеченный Мором закон геополитики - если ты не пользуешься своей территорией, то ее берет сильнейший. Фактически - грамотно описанная стратегия ассимиляции населения. Русские кстати, так и поступали - приходили и жили среди других народов, а если те мешали - вступали в войну. При чем тут империализм...

>О ведении войн:
>"Они никогда не начинают войны зря, а только в тех случаях, когда защищают свои пределы, или прогоняют врагов, вторгшихся в страну их друзей, или сожалеют какой-либо народ, угнетенный тиранией, и своими силами освобождают его от ига тирана и от рабства; это делают они по человеколюбию... Но особенно яростно действуют они тогда, когда их купцы, где бы то ни было, подвергаются, под предлогом справедливости, несправедливому обвинению."

Иными словами, защищают экономические интересы. Ну да, это уже черта империалистическая. Хотя тут Т. Мор просто не избежал общей для культуры католического Запада направленности на "смирение силой" туземцев и экспансию.

>Об отношении к тяжелобольным:
>"Если болезнь не только не поддается врачеванию, но доставляет постоянные мучения и терзания, то священники и власти обращаются к страдальцу с такими уговорами: он не может справиться ни с какими заданиями жизни, неприятен для других, в тягость себе самому и, так сказать, переживает уже свою смерть; поэтому ему надо решиться не затягивать долее своей пагубы и бедствия, а согласиться умереть."

Эвтаназия-с. Или "альтруистическое самоубийство" по Дюркгейму. Кстати, критик Мора видимо не знает, что у некоторых племен, живущих первобытным укладом, оно практиковалось и без Мора.

>Мне теперь кажется, что Генрих VIII был более последовательным гуманистом, чем Мор. Наверное, будь Библия написаны ближе к нашим дням, она содержала бы дополнительную заповедь: "Коммуниста не оставляй в живых".

Автор ненавидит коммунистов и не снисходителен к Мору, который не мог осуществить свою утопию на практике. А если бы (что тогда было почти невозможно) начал осуществлять, многие абсурдные вещи отпали бы сами собой, при сопротивлении им граждан.

С уважением, Александр