От IGA Ответить на сообщение
К Мигель Ответить по почте
Дата 15.06.2007 01:26:43 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Почему я за Вас должен думать?

Впрочем, извольте.

Сахлинс тоже пишет про торговый баланс в интересующем меня аспекте:

<<<
В ответ на различные импульсы "develop-man" западные торговцы, рыщущие по Тихому океану в поисках меновой стоимости, должны были снизойти к местным потребностям в престижных стоимостях. Однако в конечном счете весь процесс был обусловлен определенными китайскими престижными стоимостями, заложником которых оказалась вся мировая торговля. С самого открытия прямого торгового сообщения с Западом в начале шестнадцатого века, китайцы оставались совершенно равнодушны к европейским товарам, даже с появлением чудес Индустриальной Революции, и мало что брали в обмен на свои товары, кроме драгоценного серебра. В восемнадцатом веке эта аллергия китайцев к западным товарам совпала с возрастающим спросом на чай в Британии и в англоязычных колониях, что вылилось в мощный поток серебра на Восток, эхо которого отозвалось в шахтах Потоши и в африканской работорговле. Как известно, Британия смогла преодолеть невыгодный торговый баланс, приобретенный благодаря зависимости от чая, лишь вызвав у китайцев еще большую наркотическую зависимость от опиума, нелегально импортируемого из Индии. Английская наркоторговля была подкреплена бесславной опиумной войной 1839 года. Не имея английских ресурсов, американцы и австралийцы обшаривали Тихий океан в поисках продуктов, способных заинтересовать китайцев. Так возникла торговля пушниной, перенятая американцами у англичан, а вслед за ней торговля сандаловым деревом и трепангами на островах Южного моря. Шайнберг замечает что хотя австралийцы и "любили потешаться над суеверными китайцами, покупающими сандаловое дерево по высоким ценам, только чтобы жечь его перед своими алтарями", принимая во внимание их собственный торговый баланс, "колониальная привычка к чаепитиям была не менее странной причудой" (9:6).
...
К середине восемнадцатого века привычка пить чай в Британии проникли во все общественные классы и стала, по словам Лорда Макартни, не просто "необходимой роскошью", как другие китайские изделия, а "необходимой жизненной необходимостью" (13:212). Если бы Англия вдруг была лишена чая, заметил секретарь миссии Макартни, сэр Джордж Стантон, это неминуемо вылилось бы в национальнальное бедствие (18 том 1:12). Но с точки зрения истории, чай появился в Англии лишь вчера, около 1650 года (19 том 2:527, 20, 21). Первая партия чая, доставленная в Англию Ост-индской компанией в количестве 148 фунтов и 8 унций, прибыла в 1669 году. Однако к 1740-м годовой импорт чая составлял более двух миллионов фунтов, а к 1800 более 20 миллионов фунтов (22,23).

До начала 19-го века, в течении почти 300 лет Китай был могилой для европейского серебра - ни одного грамма которого не возвращалось в Европу. Таким образом в Поднебесной империи только в восемнадцатом веке "исчезло" около 150 миллионов испанских долларов (реалов). Вскоре британцы (но не американцы или другие западные страны) решили эту проблему благодаря вовсе не промышленным товарам, а частной "деревенской торговле" индийским опиумом и хлопком сырцом, оперирующей по лицензиям Ост-Индской компании. Кредитные процедуры позволяли Компании класть кантонские прибыли от "деревенской торговли" на свой счет. Однако до начала первой Опиумной войны (1839-1842) около 350 миллионов реалов серебром были экспортированы западными торговцами в Китай (25:100). И хотя азиатская и американская торговля Европы очевидно взаимно дополняли друг друга - из Америки поступало серебро, на которое покупался чай, который пил Джон Буль, - Валленштейн находит весь этот бизнес странным, принимая во внимание "страстное сребролюбие" Европы и предлагает исключить его из истории капиталистической мировой системы, очевидно потому что он был организовано на условиях Азии (26:330, но см. 27:89-90).

Интересно, что как и кофе и какао, чай, в стране где он был изобретен, пили несладким, однако на Западе все эти напитки пили с сахаром с самого момента их появления в Европе. Как будто подслащеная горькость напитка представляла вкусу тот тип превращения, который напиток должен был вызвать в морали. И пожалуй ничто не может служить лучшим доказательством социального происхождения этих магических эффектов, чем тот факт, что в Британии чай скоро приобрел физиологические свойства, казалось бы, несовместимые с его химическим составом. В конце концов, он содержит кафеин и раньше рекламировался как возбуждающее средство (20:5-6). Однако в наше время англичане регулярно пьют чай, чтобы успокоить нервы. Но чтобы каталогизировать все свойства, приписываемые этому отвару, его поклонниками потребовалось бы еще одно эссэ. Во истину Чай - Богиня достойная тех жертв, которые мир принес ей.
<<<

Как видите, торговый баланс поправлялся Англией именно тем способом, который я отметил в комментарии.