для ориентировки я воспроизведу структуру ветки целиком.
исходный постинг Сысоя. дальше струкутра отражна не в виде дерева,
поэтому
читать надо соответственно времени постинга. Начало - внизу
re: В копилку(*) - Pout 01.12.2000 16:47:00 (2424 b)
В копилку - Сысой 01.12.2000 15:02:00 (2048 b)
подтверждение-вопросы остаются - Pout 29.11.2000 16:13:00 (3634 b)
re: Где взять хорошие книги и статьи?Ищем - Pout 28.11.2000 18:02:00
(2626 b)
Спасибо, теперь стало проясняться ... - Сысой 28.11.2000 15:37:00 (104
b)
re: про 1930 хоть фрагментами (3) - Pout 28.11.2000 14:38:00 (4112 b)
про 1930 хоть фрагментами (2) - Pout 28.11.2000 14:28:00 (5859 b)
про 1930 хоть фрагментами - Pout 28.11.2000 14:22:00 (5058 b)
Разъяснения - Сысой 27.11.2000 19:43:00 (4601 b)
Голоса из прошлого - Pout 27.11.2000 18:53:00 (2737 b)
Прокурорство - не моя цель ... - Сысой 27.11.2000 11:46:00 (3025 b)
Угроза Хладомор - Константин 25.11.2000 23:19:00 (430 b)
re: Так значит не было солидарного общества ... - Константин 25.11.2000
23:06:00 (1275 b)
Камни надо собирать, а не кидаться ими - Pout 24.11.2000 16:57:00 (5069
b)
Камешек в огород Кара-Мурзы - Роман Ш. 23.11.2000 20:11:00 (119 b)
re: Так значит не было солидарного общества ... - Pout 23.11.2000
17:17:00 (4729 b)
re: Так значит не было солидарного общества ... - Pout 23.11.2000
17:05:00 (4588 b)
Читал, мой друг, читал ... - Сысой 23.11.2000 17:42:00 (832 b)
Как, как... - Георгий 23.11.2000 16:56:00 (908 b)
Так значит не было солидарного общества ... - Сысой 23.11.2000 14:50:00
(1752 b)
много гитик. Too many gitiks - Pout 23.11.2000 13:47:00 (2858 b)
=================
выделю моменты
...
Жестко написан тандемом Хлевнюк-Дэвис в этом сборнике раздел. Про
_продолжение_того что я тут прокинул в 31-32 там по-моему впервые на
арх.данных - о голодных бунтах и забастовках особенно в провинции, в
мелких городах(напр.Ивановской губ в 32). Все выглядит еще суровей, чем
по публицистике по одним крестьянам. Кстати, по рабочим, строителям. по
переселенцам пока мало объективки вкинуто , у меня есть на примете еще
несколько малотиражных источников. По принуд. труду тоже не все так
линейно тупо, как изображают"конквесты". На шахтах Кузбасса
спецпереселенцы давали в самом голодном 1933 120-130проц выработки от
плана, а вольняшки - 110 и меньше. С кнутом над ними не стояли.
Сложная фактура - русский трудяга. И елей, и дерьмо на него налили, а по
делу - раз два и обчелся работ и авторов.
...
"Тонкая структура"процесса все же требует аккуратного, неверхоглядского
и квал. подхода, а без него не выходят(или выходят
прямолинейными)подлинные ответы на "проклятые" и принципиальные для
доктрин вопросы."Дьявол прячется в деталях". Заболтать тему проще всего.
Широкие обобщения на слабом актуальном основании, которыми тут напр
Роман увлекается, это дешевый путь замазывания или обфыркивания важных
категориальных и концептуальных вещей. ОНИ ДЕШЕВО НЕ ДАЮТСЯ, горбатиться
надо. И при требовании - карты на стол. А то струйками брызгать на
"несуразности"да"нелепицы"концепции, выдвигая вместо этого глобальные
карточные домики - не серьезный диспут взрослых людей, а возня самолюбий
в песочнице с бросанием совочками друг в друга.
Просмотрел Дэвиса-Хлевнюка(выходные данные их работы подтверждаю и
рекомендую). Две страницы отведено "дискуссии вокруг работы
А.А.Барсова". Работа"Балансы стоимостного обмена между городом и
деревней"1969г. как пишут ХД, поначалу воспринята (на Западе)как
апологетика и заказная работа брежневского периода. Потом началась
дискуссия с участием"грандов"вроде Алека Ноува. Ноув"принял"данные
Барсова, но "отверг"трактовку. Читаю - потом "дискуссия потеряла
актуальность" и заглохла. Интере-эсно...
Вот тут и зацепка. Никому видно не стало надо обсуждать тему(напомню
суть - см. у Милова и Бокарева по моим постингам то же)"неэквивалентного
обмена меж городом и деревней". Вопрос не закрыт, а забит досками.
Неубиваем , дублен всеми ветрами русский крестьянин, всегда находит
возм-сть выжить, вытащить семью, тащить ношу всего необходимого и
прибавочного производства. Как, за счет чего...черт его пока
"Пахаря"советского не напишут, поймешь.
Барсов утверждает в самых общих словах что даже в 28-32 по массе, сумме
деревня не проигывала городу в обмене, а в33-37 даже выигрывала
===========
http://vif2ne.org/nvz/forum/archive/4/4833
Россия совсем недавно была традиционным (это безоценочный термин),
"патерналистским"(тоже термин) обществом. Тип его развития в 20в. Шанин
например считает модельным для всех"развивающихся обществ".В годы ГВ
социальная структура была полностью разрушена. Потом - образовалось
нечто вроде "кастовой системы"(термин из традиц.обществ. Индию помните).
В период проведения индустриализации совокупный управленец обперся
на маргинализующийся предпролетариат, который поставляла разрушающася
традиционная деревня. Эти слои были носителем традиц.сознания,
они ждали и даже требоввали от государства попечительства,
предоставления гарантий для труда, быта и существования ("минимизация
страданий для большинства"- реализованная затем цель ). Они были
согласны
на минимум таких гарантий, и востребовали деспотическую
"отеческую"власть.
В сфере производственных ( и социальных отношений) клеточками были
произв.коллективы("КОММУНАЛЬНАЯ"СИСТЕМА" по Зиновьеву)и клиентеллы
(отношения типа патрон-клиент, с времен 15-16в -
см.Алексеев,"Клиентеллизм в рус.государственности". В сфере морали и
права - это наследие традиц.морали и правосознания("общинного", хотя оно
тоже разное бывает).
Напр. есть такое к юбилею Соввласти(50 лет) фундаментальное исследование
"менталитета" (тогда так еще не называли)советских тружеников. (проект
1967г "Черты поколения"). Люди в свободной
форме давали ответы о соем жизненном опыте, о том, что считают важным в
жизни. Знаете, что больше всего ценили и о недостатке чего больше всего
сожалели "простые"люди? Об образовании . Это было едва ли не главным
ориентиром . Неплохая центральная ценностная установка, не так ли. И
бином традиционное-модернизированное тут не при чем, и не чисто
крестьянская это установка. И реализовывались эти установки в период
массовой восходящей мобильности у огромного кол-ва людей и семей.
А исследователи по результатам этого вполне репрезентативного
исследования нарисовали сводный портрет советского народа. Мало чего
общего он имеет с тем, который недоброжелательно рисуют нынешние не
слишком далекие "знатоки совка".
Нелицеприятных черт у поколения дедов-отцов - достаточно, но главное и
стержневое - это были труженики. Трудовая мораль у них была, на которой
как на корню держалась страна .
Труд, работа в коллективе, опять же в традиционном русском смысле(см. у
Милова)но в новых условиях модернизирующегося общества был основой жизни
и мировоззрения.
===================
...И ПРОСТУПАЮТ ЧЕРТЫ ПОКОЛЕНИЙ
В. А. БЫКОВ, Новосибирск
ПЕРЕД ВАМИ-СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ, САМО СТАВШЕЕ ИСТОРИЕЙ. ДО ЛЕТ НАЗАД.
К 50-ЛЕТИЮ ОКТЯБРЯ. ГРУППА МОЛОДЫХ НОВОСИБИРСКИХ СОЦИОЛОГОВ ОПРОСИЛА 650
РОВЕСНИКОВ РЕВОЛЮЦИИ, ЖЕЛАЯ ПОЛУЧИТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПЕРВОГО
ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОГО ПОКОЛЕНИЯ. РУКОВОДИЛ РАБОТОЙ КАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
НАУК Е. Г. АНТОСЕНКОВ. НЫНЧЕ ОН-ДИРЕКТОР НИИТРУДА, ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ
НАУК И ЧЛЕН РЕДКОЛЛЕГИИ "ЭКО". НА ОСНОВЕ СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА МЫ
ГОТОВИЛИСЬ НАПИСАТЬ КНИГУ, НО СДЕЛАТЬ ЭТО НЕ УДАЛОСЬ, ВСЕ ОГРАНИЧИЛОСЬ
БЕГЛЫМИ ГАЗЕТНЫМИ ПУБЛИКАЦИЯМИ. СЕГОДНЯ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЕРНУТЬСЯ К
ТОМУ ОБСЛЕДОВАНИЮ ПРИ НОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ - РАЗВИТИИ ГЛАСНОСТИ И
ВСЕОБЩЕМ ЖЕЛАНИИ ЗНАТЬ О СЕБЕ ПРАВДУ.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МЕТОДИКЕ. ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ БЫЛИ ВЫБРАНЫ ПО СПИСКАМ
ИЗБИРАТЕЛЕЙ ВСЕ ГРАЖДАНЕ НОВОСИБИРСКА 1917 ГОДА РОЖДЕНИЯ, КАЖДОМУ ПЯТОМУ
ПОСЛАНА АНКЕТА. ВЕРНУЛОСЬ 685 АНКЕТ, ИЗ НИХ 650 БЫЛИ ОБРАБОТАНЫ. ЭТО 10%
ВСЕХ ПРОЖИВАВШИХ ТОГДА В ГОРОДЕ РОВЕСНИКОВ ОКТЯБРЯ-ПРОЦЕНТ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ. К ЭТОМУ НАДО ДОБАВИТЬ, ЧТО
ОБСЛЕДОВАННАЯ ГРУППА ПРЕДСТАВЛЯЛА ВСЮ СТРАНУ: ЛИШЬ 6% БЫЛИ УРОЖЕНЦАМИ
НОВОСИБИРСКА, ОСТАЛЬНЫЕ ПРИЕХАЛИ СЮДА ИЗ МНОГИХ ГОРОДОВ РОССИИ, В ТОМ
ЧИСЛЕ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ - В ГОДЫ ВОЙНЫ.
НЕКОТОРЫХ РОВЕСНИКОВ МЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ИНТЕРВЬЮИРОВАЛИ. ОТНОШЕНИЕ ИХ К
ОПРОСУ БЫЛО УДИВИТЕЛЬНЫМ. МНОГИЕ ПЛАКАЛИ И ГОВОРИЛИ: "СПАСИБО, ЧТО ВЫ
НАС ВСПОМНИЛИ И СПРОСИЛИ, КАК МЫ ПРОЖИЛИ ЖИЗНЬ, А ТО ВЕДЬ СОВСЕМ О
ДРУГОМ СПРАШИВАЮТ..."
НЫНЕШНЯЯ ПУБЛИКАЦИЯ ОХВАТЫВАЕТ ЛИШЬ ЧАСТЬ МАТЕРИАЛА И КАСАЕТСЯ ДВУХ ТЕМ:
ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВОЕГО ПОКОЛЕНИЯ И ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ЭТАПОВ. http://vif2ne.org/nvz/forum/files/Presnja/pokol.doc
файл в Копилке. Тут отрывок
...
ЧЕРТЫ АВТОПОРТРЕТА
Вопросы анкеты:
Что Вы думаете о своем поколении, нравится ли оно Вам, довольны ли Вы
его делами?
Какие черты людей Вашего поколения являются наиболее сильными? В чем они
ярче всего проявляются?
Есть ли, на Ваш взгляд, у людей Вашего поколения отрицательные черты,
имеющие широкое распространение?
ОБЩАЯ ОЦЕНКА. Было получено 1680 отдельных суждений о себе и своих
сверстниках. 95% ответивших своим поколением довольны. Мотивы
удовлетворенности: общее чувство гордости за дела поколения; его
трудовой вклад в успехи довоенных пятилеток; большие заслуги в годы
войны; сам факт, что ровесники Октября преодолели неимоверные трудности;
утверждение, что они лучше нынешнего молодого поколения; перечисление
хороших душевных качеств поколения ровесников; акцент на верности делу
революции.
Достойное поколение... Пришлось много трудиться, чтобы сделать свою
Родину могучей и передовой. Этого добились! (Плавильщик).
Нравится, доволен. На любом участке жизни видна сильная рука моего
поколения. (Главный кондуктор).
Да. Мы много сделали для Родины. (Домохозяйка).
Мне нравится мое поколение. Мы труженики, мы не избалованы легкой
жизнью, наоборот, на наше поколение очень - много выпало тяжелого,
поэтому мы и закаленные, не боимся работы и трудностей. (Маляр).
Да. В 21-м году-голод, в 33-м году-голод, в 41-м году- война... В нужде
и лишениях все годы. Горжусь, что принадлежу к этому стойкому поколению.
(Проводник вагонов).
Люди стойкие, жадные до работы, многое умели делать. Было трудное время,
но люди не вешали голов. Мое поколение умело довольствоваться тем, что
имело. А имело оно немного. (Бухгалтер).
В других ответах ровесники Октября достаточно суровы к себе. Но на
вопрос, поставленный в общей форме, они не могли ответить иначе.
Частности - потом. О поколении в цепом они отозвались с твердым и
мотивированным одобрением.
ОБЩАЯ ПАЛИТРА КРАСОК. Не стесненные схемами и ограничениями, опрошенные
включили в автобиографические признаки и черты характера, и ценностные
ориентации, и уровень образования, и проявления нравственного склада
личности. Сам факт ничем не ограниченного выбора этих черт
представляется крайне важным. Он выявил реально существующий в обыденном
сознании набор признаков, характеризующих сложное социальное явление -
одну возрастную группу общества. Уместно предположить, что опрошенные
испытывали при этом влияние стереотипов, сложившихся в печатной и устной
пропаганде. Но, как показывает все совокупность ответов, их стиль, их
лексика, это влияние не было решающим. В основном ответы опирались на
личный жизненный опыт.
Прежде, чем дать слово ровесникам, приведем общий перечень черт, которые
они признали необходимыми и достаточными для характеристики своего
поколения. Мы сгруппировали их по нескольким условным признакам
однородности ради облегчения восприятия.
Трудолюбие, скромность, уважение к старшим, справедливость,
бескорыстие, честность, правдивость.
Партийность, идейность, общественная активность, энтузиазм,
непримиримость к недостаткам, интернационализм, принципиальность,
бдительность, коллективизм.
Бюрократизм, равнодушие, аполитичность, догматизм, зазнайство,
карьеризм, политическая слепота.
Пьянство, аморальность, пережитки частнособственнической, психологии,
нерадивость, недоверие к молодежи, слепая любовь к детям, религиозность,
предательство в годы войны.
Мужество, стойкость, выносливость, сила воли, терпеливость, упорство,
настойчивость, целеустремленность, смелость, жизнелюбие,
организованность, дисциплинированность, добросовестность.
Стремление к знаниям, низкий уровень образования
Мечтательность.
ПОДВИЖНОСТЬ КРИТЕРИЕВ. Легко заметить, что приведенный набор носит ярко
выраженные признаки времени и подтверждает известное положение об
изменчивости нравственных ценностей. Первое же поколение, выросшее при
Советской власти, отбросило многие оценки, за которыми стоят черты,
считавшиеся при жизни их отцов совершенно необходимыми для человека, в
частности, черты христианской морали - благонравие, смирение,
благонадежность. Интересно, что в своде черт поколения нет многих
качеств, которые реально существуют, но недостаточно широко проявляются:
предприимчивость, бережливость, хитрость, скупость, расчетливость.
Не упомянуты и некоторые важные черты, провозглашаемые в литературе как
обязательно присущие человеку социалистического общества: единство слова
и дела, достоинство, благородство, свободомыслие потребность в
творчестве. Авторы анкет в своем поколении видят их достаточно редко.
Это подтверждает реализм и строгость подхода опрошенных к самооценкам.
Ровесники Октября рисуют себя такими, какими видят в жизни, не принижая
и не идеализируя.
Итак, рассмотрим черты, признанные в анкетах главными, доминирующими в
автопортрете.
ТРУДОЛЮБИЕ. На первое место среди нравственных ценностей его поставили
42% интеллигенции, 40% неквалифицированных рабочих, 37% служащих, 33%
квалифицированных рабочих, 26,% пенсионеров и 50% домашних хозяек.
Наиболее сильные черты моего поколения проявляются в трудолюбии.
(Автоматчица).
Да, наше поколение хотя без образования, но трудолюбивое.
(Шофер).
Намерение к работе. Всем нам работу надо, работу... (Няня).
Трудолюбие и умение переносить трудности. (Пенсионерка).
Труженики они. У всех есть интерес к работе. (Закройщица).
Неужели неприязненного отношения к труду нет ни у кого из опрошенных?
Ведь многие из них заняты работой однообразной, неквалифицированной и
бесконечно далекой от творчества. Интервью показали: есть. Не всякая
работа нравится. Но она воспринимается как естественная и важнейшая
часть жизни, а ее тяжесть или неприятный характер - скорее как личное
невезение, ни в. коем случае не как признак, характерный для всего
поколения. В этой связи любопытны ответы на вопрос <Какая деятельность
приносит Вам максимум удовлетворения?> 9% ответили - семья и дети, 6 % -
чтение, 4 % - общественная работа, 20% -отдых. А 60% -трудовая
деятельность!
Я работу свою люблю. Да какая бы она ни была, ее любить надо! Человек
без работы что! Да ничего он без нее! (Путевая рабочая).
Даже в выходной день мне хочется работать. (Главный механик).
К концу отпуска скучаю по работе. (Заместитель директора завода).
В работе. Я вот два дня проболела - чуть с ума не сошла:как там мои.
(Техничка).
В работе получаю наслаждение. (Хромировщик).
Конечно, моя работа. Без работы я не мог бы жить. (Бригадир).
Однако не надо забывать, что лишь малая часть опрошенных мотивировала
свое удовлетворение участием в творческом процессе:
Творческая работа инженера. Административная деятельность директора не
приносит удовлетворения. Ищу <окна> и занимаюсь делами сугубо
инженерными, творческими. (Директор завода).
Конструкторская работа. (Инженер-конструктор).
Изобретения. (Слесарь).
Сочинение музыки. (Преподаватель музыки).
Творческая. Счастлив, когда удается удачно решить какую-нибудь
техническую задачу. (Научный работник).
За исключением одного все подобные ответы поступили от интеллигенции. В
то же время мы имеем в 5 раз больше ответов об удовлетворенности
трудовой деятельностью, поступивших из групп неквалифицированного
труда. Да и в других социальных группах мотивы трудолюбия много проще,
чем у интеллигенции: привычка, возможность общения с людьми, сознание
своей полезности, чисто материальные соображения. За ними стоит
невысокий уровень социальных притязаний.
Я так привыкла трудиться, что с удовольствием иду на работу.
(Станочница).
Больше всего люблю свою работу, где забываю все. (Медсестра).
Занятость в работе. (Бухгалтер).
Я выполняла разную работу, безразлично какую. Все равно она - главное в
жизни. (Кастелянша).
Мы вправе говорить о трудолюбии как явлении в большей мере
психологическом, чем социальном. Как элементе сознания, а не
производственных отношений. Превращение трудолюбия в первый критерий
нравственности само по себе прекрасно, но у данного поколения это
качество сформировалось на основе невысокой требовательности к
содержанию труда: о. его творческом характере заявили лишь 2,5%о
опрошенных.
Эта непритязательность уже доживала последние годы. На смену шли новые
поколения, которым стало совсем не безразлично, какую работу выполнять.
ПАТРИОТИЗМ. ЕДИНСТВО. ИДЕЙНАЯ УБЕЖДЕННОСТЬ. Эти черты называют вслед за
трудолюбием во всех социальных группах, при этом частота высказываний
повторяет средний образовательный уровень каждой из групп,
Преданность Родине. Готовность идти ради нее на любые жертвы.
(Парикмахер).
Патриотизм. Это показала Великая Отечественная война. (Слесарь).
Первая черта моего поколения - это преданность делу, начатому отцами в
борьбе за лучшую жизнь. (Шофер).
Мы видели хорошее будущее в идеях Советской власти. (Плотник).
Мы никогда не хныкали и не были хлюпиками. Голодные, холодные, строили
социализм. Мы верили и победили. (Мастер цеха).
Вера в то, что строим коммунистическое общество. (Заведующий магазином).
Так как мы - ровесники революции, то считаем, что главное-быть в
передовых рядах борное за идеи Ленина.
(Шофер).
Преданность делу товарища Ленина. (Домохозяйка).
75% таких ответов принадлежат беспартийным. Встающая за ответами картина
могла бы показаться несамостоятельной, заимствованной у средств массовой
информации, не будь в анкетах иных высказываний - об аполитичности,
безразличии к общественной жизни, развивающемся стремлении к наживе,
бюрократизме, пьянстве и слепом преклонении перед авторитетами. Не надо
забывать, что эти ответы давались в 1967 г., когда было бы странно
прочитать в газетах о перечисленных и многих других негативных чертах,
присущих целому поколению советских людей! Это обстоятельство поможет
нам с доверием отнестись к высоким словам о самих себе, с гордостью
сказанным ровесниками Октября. Но продолжим обзор.
СКРОМНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ. Эти черты отметили все социальные
группы, несколько чаще - неквалифицированного труда. 75% таких ответов
поступили от женщин. Здесь напрашиваются два замечания. Во-первых, сама
нравственная категория скромности как сознательного отказа от
неоправданно высоких претензий и амбиций очень важна для нашего общества
и его развития по социалистическому пути. По мнению опрошенных, это
качество достаточно прочно сформировалось в их собственном поколении. Но
дальше, на их глазах, произошла переоценка многих ценностей. И в ответах
о поколении своих детей (в статье мы не касаемся этого раздела
исследования) они начисто отказывают следующему поколению в скромности,
подчеркивают растущую требовательность своих детей к условиям жизни и
труда. Во-вторых, каждый пятый опрошенный уже тогда, в конце 60-х годов,
начал с сожалением осознавать чрезмерную непритязательность своего
поколения.
Мы очень много уделяли внимания работе и очень мало себе. (Старший
инженер).
Мало заботились о себе и своем счастье. (Учительница).
Эти мотивы позднего сожаления особенно характерны для женщин. Наиболее
четко их сформулировала интеллигенция.
ЧЕСТНОСТЬ, ПРАВДИВОСТЬ. СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Эти черты в анкетах выступают
чаще всего вместе.
Честность, справедливость, не любят, кто плохо работает и т. д.
(Инженер).
Честность, правдивость, добросовестность, проявляющиеся в труде, в
жизни, в быту. (Ревизор).
Интересная деталь: все утверждения о справедливости как черте, присущей
поколению ровесников, поступили от квалифицированных рабочих и
интеллигенции. Работники неквалифицированного труда пишут о
справедливости в категории долженствования.
Всюду бы надо оплачивать по труду, как у нас пишется, только не
делается. (Техничка).
Если кто поступает честно и справедливо, это наиболее яркие черты,
которые необходимы для человека коммунистического общества. (Судомойка).
Важно, чтобы всюду была справедливость как всеобщая черта поколения.
(Охранник).
...