От Михаил Едошин Ответить на сообщение
К Лом Ответить по почте
Дата 12.07.2002 18:49:22 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Версия для печати

Не совсем так

Давайте попробуем основательно размежеваться.

Принцип методики, называемой коммунарской (а также коллективистской, методикой Иванова, методикой коллективных творческих дел и т. п. и являющейся, по сути, продолжением опыта Макаренко) в работе с коллективом как с целым. Процесс заключается в том, что этот коллектив ставит перед собой какие-то задачи и их решает.
Само по себе собирание какого-то количества ребят где-то в одном месте, будь то сад или школа, возможно, и означает "общественное" воспитание, понимаемое как "не-семейное", но никакого отношения к коллективному воспитанию не имеет. Точно также не является коллективным воспитанием совместное выполнение каких-то дел, если мысль провести их исходит не от коллектива, а извне. Только если коллектив (!) сам (!) оценивает ситуацию, принимает решение, осуществляет его, оценивает новую ситуацию и т. д. перед нами процесс коллективного воспитания.

Нетрудно видеть, что процесс этот совпадает с... жизнью. В самом деле процесс оценки, принятия решения, действия и т. п. суть общее описание поведения людей. Отсюда два важных момента:

1). Принципиальное отличие коллективного воспитания (жизни) в том, что в нем оценка ситуации и принятие решений осуществляются коллективом (!); действие осуществляется так, как того требует само действие. Не думаю, что можно углядеть какие-то значительные корни в истории, за исключением разве что очень древних времен; из достоверно известных наиболее ранним опытом коллективного воспитания (жизни) является коммуна им. Горького (хотя, возможно, есть чуть более ранний и очень известный опыт, но тут я пока промолчу --- не владею материалом). В советской школе и советском обществе коллективное воспитание (жизнь) не вышло за рамки эксперимента.

2). Любая жизнь есть воспитание. В СССР коллективная жизнь (воспитание) в целом отсутствовала --- большинство граждан никак не участвовало в коллективной оценка ситуаций и принятии решений. Таким образом, явное воспитательное воздействие книг, фильмов и т. п. явлений, призванных пропагандировать коллективистское мировоззрение только в редких случаях подкреплялось личным опытом "воспитуемых". Личный опыт прямо противоречил явно излагаемым принципам, что приводило к известным эффектам. Что интересно, сейчас и личный опыт, и явное воспитательное воздействие направлены в одну сторону и, например, куда как большие фактические злоупотребления чиновников не вызывают и десятой доли той реакции, которая сопровождала слухи о партийных привилегиях и злоупотреблениях --- дело, видимо, в том, что тогдашний накал страстей был вызван именно разладом между декларируемым и осязаемым.

--

Так вот, разницы между воспитанием и жизнью нет в том смысле, что нельзя жить так, а воспитывать эдак. В частности, не имеет, на мой взгляд, смысла придумывание каких-то технических способов организации школ будущего. Решение не в этом. Можно хоть сейчас начать воспитывать человека будущего из любого "исходного" --- нужно "всего лишь" самим начать жить, как люди будущего. Хотите коллективистов --- живите как коллективисты: коллективно оценивате ситуацию, коллективно принимайте решения, и, если уж чего приняли, выполняйте, даже если лично вам они не по вкусу. Конкретные организационные формы откристаллизуются самой жизнью.