От Artur Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 21.12.2008 13:45:59 Найти в дереве
Рубрики Либерализм; Культура; Версия для печати

Марксизм оставил человека один на один с бесконечностью.

>Жизнеустройство, которое было справедливым по фундаментальным критериям, стали считать несправедливым. Блага, о которых именно всегда мечтала интеллигенция - возможность заниматься сложным творческим делом, не бегая за фетишами, иметь досуг для размышлений, интеллектуальное общение и уважение масс - поменяли на банальные симулякры, достойные идеалов лавочника. Выть-то приходится от стыда за такую пошлость целого сословия образованных людей.


В СССР не сложился до конца собственный механизм антропологического воспроизводства. Значит у элит не было естественных тормозов, связанных с реакцией населения, значит позиция элит была очень важна для динамики общественных процессов.
А среди элит более или менее независимой были партийные элиты, элиты спецслужб и армии, часть науки и конструкторов, важных для армии. Говорить о независимости элит гуманитарных сфер не приходится, представители естественных наук в гуманитарной сфере не могли иметь адекватной позиции. Получается, что представители интеллигенции в лице науки не могли эффективно воздействовать на внутриэлитные процессы.


При таком раскладе реакция общественности определяется общим состоянием философии, которая уже была просто неадекватна уровню развития общества. Марксизм нацеливал человека на саморазвитие, но все предпосылки для развития и саморазвития личности видел в общественных отношениях, т.е вне человека. Но ведь саморазвитие это внутренний процесс. Вот человек и получал неразрешимую проблему - надо саморазвиваться, а как это сделать непонятно, т.к из марксизма никак не вытянешь методов и инструментов внутреннего саморазвития.
Человек, с точки зрения марксизма имеет только внешнюю сторону, связанную с отражением внешнего мира его сознанием. У этого человека нет самостоятельного внутреннего мира, ведь этот внутренний мир тождественен сознанию, которое есть отражение внешнего мира.
Эта философия поставила каждого человека в центр сложнейших вопросов, и оставила его там одного, один на один с вечностью. И мы удивляемся тому, что столько людей этого не выдержали.