От И.Т. Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 17.05.2008 01:15:26 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Автор прислал улучшенный вариант статьи со списком литературы

и попросил его выложить.

О новой филисофии жизни . Делёз и Гватари "Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип"


Французские философы Ж.Делёз и Ф.Гватари в 1972 году опубликовали свой совместный философский труд "Анти Эдип" (первую книгу из диалоги авторов "Капитализм и шизофрения". В философии жизни этот труд является углублением марксизма, разработанный на основе шизоанализа. Это последнее философское сочинение, которое можно поставить в один ряд с "Метафизикой" Аристотеля, "Государством", "Рассуждениями о методе" Р.Декарта, "Критикой чистого разума" И.Канта, "Феноменологией духа" Г.В.Ф.Гегеля, и др. великих философов.

Наша идеология сложилась под воздействием изученного нами марксизма, построенного на классовом анализе развития общества.
Общество развивается на основе классовых противоречий. Капитализм падет в борьбе с пролетариатом, частная собственность, рождающая главные противоречия перейдет народу и воцарится коммунизм - вот перспектива развития мира по Марксу.
Но вот в конце XX века исчез пролетариат, как класс - движитель революции, могильщик капитализма. Пролетариат (рабочий класс) из беднейшего слоя населения превратился в современном машинном производстве в класс с материальной обеспеченностью выше среднего. Он стал частичным собственником, владея, хотя и незначительной, долей акций производства. Он потерял, свойственное рабочему классу стремление к революции - насильственной экспроприации собственности. В результате в капиталистическом обществе остался один класс - класс крупных собственников -- буржуазия.

В 1972 году французские философы Ж.Делёз и Ф.Гватари опубликовали свой научный труд -- новую философию общества, основанную не на классовом анализе, а на психоанализе (шизоанализе). В русском переводе он появился в августе 2007 года.

Чтобы понять их учение необходимо сказать несколько слов о психоанализе в самом упрощенном изложении.
Австрийский невропатолог, психиатр и психолог Зигмунд Фрейд в 1900 году создал учение "Психоанализ", которое анализирует структуры психики человека и их взаимовлияние. Суть психоанализа в самом кратком изложении заключается в следующем.
Действия человека мотивируются сознанием, связанным с комплексным процессом деятельности психики человека. Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика человека состоит из 3 структур: 1.Бессознательное ("ОНО" или "ЭГО"), 2.Сознательное ("Я"), 3. Воспитанное "Сверх--Я". Есть ещё переходное временное состояние "Предсознательное", которое может восприниматься человеком как сознательное (если оно осмысливается) или проходит мимо внимания и оказывается вне нашего сознания -- остаётся в сфере бессознательного.
Бессознательное называется так потому, что оно создано природой в живом существе, как необходимое защитное средство существования и воспроизводства - поглощать пищу, освобождаться от внутреннего балласта и размножаться. Эти функции человеческого организма присущи всему животному миру, включая одноклеточной амёбы. Человеком они обнаруживаются, как желание.
Бессознательное "ОНО" (желание) изолировано от внешнего мира и связано с ним через личное сознание.
Сознательное "Я" и воспитанное "Сверх Я" оказывают влияние на бессознательное "ОНО"-усиливая его напряженность (силу) или ослабляя. Обе эти структуры являются поэтому вторичными в стимулировании поступков человека. В то же время на сознание "Я" воздействуют три силы: "ОНО", "Сверх Я" и общество.
Вот пример взаимовлияния структур психики.
Одной из форм бессознательного является страх. Он связан с желанием сохранить собственную жизнь.
Но вот Коран действуя на "Я" убеждает мусульманина в счастливой загробной жизни и сознательное "Я" усиливает противоестественное желание, толкая его к преодолению бессознательного и самопожертвованию. Другой пример. Александр Матросов под воздействием идеи общества своим сознанием и воспитанностью возбудил в себе желание пожертвовать своей жизнью ради спасения своих товарищей, преодолел своё природное желание боязни и пожертвовал своей жизнью.
Желание каждого человека может совпадать с желаниями массы людей. Тогда такое общее желание может стимулировать движение масс, т.е влиять на социальную жизнь общества.
Это положение и явилось началом их философии.
Выводы из этого учения важны для понимания поведения человека. Вот один из них.
Сознание формируется на ценностях, которые утвердились в обществе. Эти ценности, если они выработаны в результате исторической борьбы общества за выживание, как правило, соответствуют естественным желаниям бессознательного, связаны с внешней средой, с природой.
Действия человека или общества направленные на ослабление защитных функция человека (противостоящие бессознательному желанию) не могут расцениваться, как нормальные, соответствующие здравому смыслу. Такие действия и поступки могут вызывать психические отклонения и, в конечном результате, могут привести человека к самоуничтожению. Они тождественны шизофрении.

Как характеризуются социальные процессы в мире философией Делёза и Гватери на основе психоанализа?
По этому учению "классовый анализ Маркса не отменяется, но оказывается второстепенным по отношению к логике самого желания: классовый анализ ограничивается "предсознательным интересом" в то время, как желание относится к более глубокому бессознательному пласту. Буржуазия рассматривается при этом как единственный класс капиталистического общества, которому противостоит не пролетариат, а "группа слияния" (термин Сартра) или "состоявшийся шизофреник" (он не осознает свое истинное положение). Революционный потенциал сосредотачивается на полюсе маргинальных групп (интеллигенции, молодежи, пенсионеров), а не на полюсе классов".

Уже рождение капитализма произошло помимо желания общества. Капитализм складывался из двух составных частей, отвергаемых обществом. С одной стороны -- капитала, рожденного ростовщичеством, отрицавшимся религией и идеологией всех предшествующих формаций. Делёз назвал капитал в своей модели философии раскодированным (не могут быть описаны в связной системе, непонятным, нежелаемым, невозможным для объединения) потоком денег. В докапиталистических формациях деньги служили только в качестве эквивалента труда при товарообмене, а при капитализме они приобрели виртуальный характер.
Другой составной частью капитализма стала детерриторизованная свободная рабочая сила, отрицавшаяся всеми предыдущими формациями и рабовладельцами и феодалами (детерриторизованный поток рабочей силы - потерявший свою "оседлость").
"Капитализм сложился, таким образом, на провале всех ранее существовавших общественных кодов и территориальностей".

Все жизненные процессы ("потоки" по модели Делёза), протекающие в капиталистическом обществе "раскодированы". Но для того, чтобы общество функционировало капитализм все жизненные потоки желаний подверг аксиоматике. (подменил жизнеутверждающие ценности, соответствующие природному желанию, фальшивыми ценностями, желания которых ведут человечество к вымиранию, являются фальшивками ). Такие потоки фактически раскодированы. Такими фальшивыми ценностями являются нажива, безудержное потребительство, эгоистичная свобода, приоритет денег, конкуренция и "борьба всех против всех" и др.
"Капитализм функционирует как аксиоматика, аксиоматика раскодированных потоков. Все остальные общественные формации функционировали на основе кодирования и территориализации потоков. И между капиталистической машиной, которая вырабатывает аксиоматику раскодированных и детерриториализированных потоков как таковых, и другими общественными формациями существует различие по природе, которое обуславливает то, что капитализм является негативным других обществ".
"Капитализм и шизофрения роднятся общим - и капитализм и шизофрения постоянно пропускают, испускают, перехватывают и концентрируют раскодированные и детерриторизованные потоки. Шизофреник, с его спотыкающейся походкой, делает то же, что и капитализм. В этом завязывается природная тождественность капитализма и шизофреника".

Капитализм навязанными обществу своих ценностей привёл общество к всеобщему кризису.
Этот кризис является системным. Капитализм создал тупиковую ситуацию в отношениях человека к самому себе, между людьми и людей с природой. Этот комплекс противоречий, здравомыслящим людям даёт право категорически сказать "Так дальше жить нельзя". Человечество поставлено перед выбором или фундаментально изменить эти отношения или сгинуть. Углубился раскол общества. Этот раскол касается не только политических или идейных, но более фундаментальных мировоззренческих его основ. Он связан с пониманием того, что такое человек, что такое мир, что такое собственность, каковы идеалы, человеческие ценности и т.д. Этот кризис обострился после поражения СССР и превращения мира в однополярный.
Капитализм разделил мир на сверхбогатый "центр", купающийся в роскоши и "периферию", живущую в 100 раз беднее "центра".
Капитализм безрассудно уничтожает иссякающие ресурсы Земли. Поколение, которому уже не хватит ресурсов, чтобы иметь еду, деньги и работу, родилось. Капитализм, как система, неукротимым ростом производства и потребления уничтожает экологию и не реагирует на предупреждения ученых о возможных катастрофических последствиях.
Капитализм узурпировал СМИ, чтобы деформировать сознание людей, убеждая в безальтернативности рыночной экономики - важнейшего рычага кризисных явлений. На упоминание о достижениях другой цивилизации (советской) им наложен запрет.
Капитализм насаждает глобализацию в своём понятии, уничтожая разнообразие национальных культур и цивилизаций. Всеми формами информации насаждает свои ценности, обеспечивающие его существование.
Капитализм породил и побуждает к разрастанию явление терроризма, вселяющий людям постоянный страх за свою жизнь, за сохранение собственности человека, своего жилища, мира в регионе, стране.
Сегодня трудно назвать сферу нашей повседневной жизни, удвлетворяющую наши элементарные потребности. Кризисом охвачены даже международные структуры, созданные капитализмом. Недавно (!4 апреля) в программе "Особое мнение" фанатка капитализма и рыночной экономики госпожа Евгения Альбац заявила -- "Сегодня + практически все мировые институты находятся в кризисе глубочайшем".
Но никто из "капитализаторов и рыночников" не желают задаваться вопросом и, тем более, ответить - "В чём корень сегодняшнего зла, кто или что несет кризисные явления в мире?" На этот вопрос очень убедительно отвечают Делёз и Гватари в своём философском труде "Капитализм и шизофрения".

Родившийся при капитализме рабочий класс, желающий по примеру СССР экспроприировать частную собственность, принудил капиталистов прибегнуть к мерам гашения этого желания.
Капитал, создал новейшие машины, технологии, которые позволили колоссально повысит производительность труда рабочего, значительно повысить уровень материального обеспечения рабочего класса, втянуть его в совладельцы производства, создал профсоюзы, отстаивающие материальные интересы рабочих и этим самым приглушил желание рабочего класса вести политическую борьбу (раскодированный поток аксиоматизирован !).
Производительность труда рабочего в современном производстве настолько велика, что не может быть сравнима с фактической затратой человеческой энергии рабочего для производства продукции без применения современной технологии. Это произошло потому, что прибавочная стоимость созданная рабочими стала складываться с "машинной прибавочной стоимостью". При этом капитал, имея колоссальную прибыль, под влиянием экономической борьбы и революционного опыта СССР вынужден был повысить стоимость рабочей силы.
Чем же обусловлена такая высокая производительность труда рабочего, которая повлияла на повышение стоимости переменного капитала? Рождением машинной прибавочной стоимости, которая зависит прямо не от самих науки и техники, но от капитала. Но капитал это концентрированный труд общества, присвоенный капиталистом, поэтому в прибавочную стоимость современного рабочего входит стоимость созданная трудом всего общества (труд создателей машин, которыми управляет рабочий, труд обслуживающего персонала производства, труд персонала обучившего рабочего и т.д.). В этом аксиоматика потока распределения.
При таком анализе обостряется и ставится под сомнение (кризисное состояние) система распределения во всём современном капиталистическом обществе. Этот раскодированный поток распределения пока не нашел своей аксиоматики. Этот кризис изменяет положение маргинальных групп общества (не участвующих непосредственно в сфере материальнго производства). Маргинальные группы зачастую переходят из среднего класса (по материальному обеспечению) в класс малоимущих. Особенно это касается работников бюджетной сферы ( содержащейся за счёт налогов с производства). Так средняя зарплата по Украине составляет 986 гривен, а рабочего Запорожстали 2-3 тысячи гривен. Зарплата бюджетного врача и педагога примерно равна средней зарплате по Украине, то есть 900 - 1000 гривен.
Вскрывается суть капиталистической эксплуатации -- капитализм эксплуатирует не только и не столько рабочего, но трудящуюся интеллигенцию, бюджетную сферу. Поэтому и сделан авторами труда вывод о переносе революционного потенциала на маргинальные (периферийные) группы. Естественно, при изменении расстановки политических сил в современном капиталистическом обществе должна измениться идеология партии трудящихся, её программа, выбор движущих сил революции, тактика борьбы. Сохраняется лишь стратегическая задача, обозначенная Марксом -- построение справедливого общества на коллективистской основе с общественной собственностью на средства производства. Образно об этом обществе сказал С.Кара-Мурза -" жить семьёй, а не рынком".

В связи с выводами этой философии о роли интеллигенции (маргинальной группы) в преобразовании общества нельзя не восхищаться предвидением А.Грамши, который в своих "тюремных тетрадях", написанных в фашистских застенках еще в 1937 году утверждал роль этой маргинальной группы в расшатывании "культурного ядра", как необходимого условия революции. Именно она, интеллигенция, должна нести народу новые ценности, возбуждающие (в том числе и забываемые нами, старые) желания народа, необходимые для революционных преобразований. И она - интеллигенция под руководством партии трудящихся, как организованной группы, не только может, но и обязана это сделать во имя светлого будущего человечества. Тем более у неё есть горький опыт свержения Советской власти.
Для осуществления революции теперь не банки являются первостепенными объектами захвата революционерами, а средства массовой информации. И не силой, как это пытались сделать москвичи в 1993 году. СМИ находятся в руках власти, а властью владеет собственность. Частная собственность на средства производства вот главный объект революции. Это нужно глубоко осознать тем коммунистам, которые планируют строительство социализма с рыночной экономикой - основой частной собственности, забыв о "Коммунистическом манифесте коммунистической партии".
Главным средством для свершения революции, очевидно, является направленная на сознание каждого человека информационная работа всеми доступными средствами - от легальной борьбы за доступ к СМИ, опираясь на провозглашенную капитализмом свободу слова, до расширения своей печати (на народные средства), легального и нелегального распространения самиздатов. И, конечно, важнейшим оружием с прицелом на будущее является - просветительская работа интеллигенции с народом, особенно с обучающейся молодёжью.
Делёз и Гватари не открыли своей философией двери прогноза на будущее. Но сама жизнь, следуя их методу, подсказывает, что выбор пути должен обосновываться психологическим фактором - желанием человечества.
Превращение единого желания в кодированный поток сегодня, когда мир стремительно движется к самоуничтожению может осуществиться только через утверждение в обществе желаний, основанных на жизнеутверждении, на "идеологии здравого смысла", соответствующим нашему русскому менталитету, такие как:
1.Сохранение жизни человечества
2.Бережное отношение к Земле, как к своему жилищу, к природе, к окружающей среде.
3.Биологическое здоровье и восстановление иммунной системы человека
4. Отношение к воспроизводству жизни человечества, как к биологически естественному процессу.
5.Развитие жизнеутверждающей культуры человечества
6.Обеспечение личной свободы человека в коллективе и через коллектив.
7.Взаимоотношения между людьми на основе братства, дружбы, взаимопомощи.
И др.
Стержнем всей просветительской, информационной и идеологической работы с людьми должно быть разьяснение важности жизнеутверждающих ценностей, которые возбуждают желания человека и общества, как его движителя.

Источники: Интернет. Поисковая машина Google
1.Коды и капитализм -лекция Делёза 16 ноября 1971года
2.Природа потоков - лекция Делёза 21 декабря 1971 года
3. Машины желания
4. Шизоанализ.Википедия. искать "капля" . "Капитализм и шизофрения" -русский перевод

23.04 08г. Юдин В.И. г.Запорожье