От Мак Ответить на сообщение
К Мак Ответить по почте
Дата 04.06.2008 20:47:11 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

В.Бударин из РУСО обсуждает проект программы КПРФ (Правда)

http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda.html#Нужна%20научная

Правда № 59
5 июня 2008 года

Нужна научная строгость
Об общедемократическом этапе общественного развития России

Акцентирование внимания на данном вопросе заслуживает безусловного одобрения. Вместе с тем в проекте Программы КПРФ эта проблема нуждается в развитии и уточнении. Прежде всего следует отметить, что общедемократический этап — задача не какого-то отдаленного будущего, а нынешнего дня России. Этот этап приведёт к установлению подлинного народовластия, формированию правительства народного доверия и национальных интересов. При этом важно определить сущность и содержание вновь возникшей власти. На мой взгляд, это будет революционно-демократическая власть трудового народа, всех патриотических сил во главе с коммунистами. Она будет выражать кровные интересы трудящихся, то есть носить антиимпериалистический, антиолигархический, антикомпрадорский, антикриминальный характер. Но было бы ошибкой полагать, что завоеванием власти завершится общедемократический этап.

Одной лишь политической власти недостаточно для завершения данной стадии и перехода к следующей. Необходимо ещё немалое время хозяйственного, политического, социального, культурного строительства, законодательной и идейно-воспитательной работы, чтобы завершить данный этап.

Не случайно в указанном подразделе, помимо перечисленных задач, значатся также национализация земли и её недр, стратегических отраслей народного хозяйства, поощрение создания кооперативов, народных предприятий. И это естественно, поскольку всё это, в общем-то, общедемократические меры, особенно если учесть, что анклав государственной собственности — это явление, свойственное развитым капиталистическим странам, где жизнь построена на принципах буржуазной демократии.

Особенность данного этапа в том, что он соединяет решение общедемократических и социалистических задач, ибо в условиях народовластия государственная собственность — это одновременно выражение процесса социализации и обобществления труда и производства.

Такое единство решения общедемократических и социалистических проблем обнаруживается по всему периметру общественного движения. Взять такие проблемы, как неотложные первичные меры по повышению жизненного уровня народа, восстановлению его социальных прав на бесплатное образование, медицинское обслуживание, на удовлетворение культурных запросов, его потребностей в патриотическом воспитании, в обеспечении участия широкого круга трудящихся в управлении производством и общественными делами. Или, скажем, возобновление активного участия государства в управлении экономикой, восстановление народнохозяйственного планирования и планирования социальных процессов. Почти все перечисленные задачи значатся в проекте как задачи следующего этапа, который назван “восстановительным”. Но вряд ли следует откладывать данные меры на будущее. Всё это нужно делать на общедемократическом этапе. Иначе можно опоздать и всё потерять. На мой взгляд, не будет никакого отдельного “восстановительного” периода. Все отнесённые к нему задачи должны решаться именно на общедемократическом этапе.

Общедемократический этап, не будучи непосредственно социалистическим, сыграет роль переходного периода к социализму. Обобществлённый сектор народного хозяйства, управляемый революционной властью народа, будет играть в отношении других форм хозяйства ведущую роль. Со временем он превратится в господствующий сектор, что совершенно неизбежно при правильном ведении дела. Это создаст условия для перерастания общедемократической власти в социалистическую государственную власть. С этого момента начнется ранний (или начальный, как его именуют наши китайские коллеги) этап социализма.

Важная отличительная особенность начального этапа состоит в том, что социализм, оставаясь господствующим укладом народного хозяйства, не станет единственным. Об этом свидетельствует опыт Советского Союза, где имелись государственный и колхозно-кооперативный секторы, приусадебное хозяйство колхозников и рабочих совхозов. Имелись мелкие хозяйства в виде артелей “шабашников”, а также лиц, занимавшихся ремонтом квартир и бытовой техники, частных парикмахеров, врачей, практиковавших под вывеской и без таковой и т.д., и т.п.

Правда, советская статистика не занималась учётом этих фактов, что создавало иллюзию их отсутствия. В европейских соцстранах данное явление было распространено гораздо заметнее, особенно в Польше. В азиатских социалистических странах удельный вес мелкотоварного сектора весьма велик до сих пор, и нет пока оснований говорить, что он торопится к нулевой отметке.

Следовательно, народное хозяйство начального (раннего) этапа социализма будет продолжительное время многоукладным. Это порождается тем, что любое общество на первичном этапе своего развития вынуждено использовать те средства производства, которые ему достались от предшествующего общества. Для создания новых, полностью адекватных себе производительных сил, неприменимых в предшествующем обществе, новому строю требуется немалое время. Так, капитализм, прежде чем создать адекватное себе машинно-индустриальное производство, добрых два столетия развивался на базе примитивных ручных средств труда. Ранний социализм, преобразуя производственные и иные общественные отношения, поначалу развивается на базе буржуазных индустриальных средств производства. Но последние по своему характеру не способны охватить всё общество крупными и крупнейшими фабриками и заводами.

Представления о том, что рост концентрации производства на основе индустриальных форм хозяйства приведёт к полному вытеснению мелкого и среднего производства, не оправдались ни для капитализма, ни для социализма. Здесь постоянно остаётся поле деятельности для мелких и средних хозяев и хозяйчиков. Поэтому на раннем этапе социализма, использующем индустриальные средства, мелкотоварное производство объективно неизбежно.

Во многих программных документах КПРФ совершенно правильно говорится о будущем начальном этапе социализма как о “смешанной двухуровневой экономике”. Странно, однако, что это обстоятельство выпало из поля зрения разработчиков нового проекта.

Следовало бы ясно и чётко указать, что мелкий бизнес в условиях начального этапа социализма не только сохранится, но и будут даже улучшены условия его жизнедеятельности. Это обязательно необходимо, если мы хотим сохранить мелкую буржуазию в качестве союзника рабочего класса. В процессе обобществления труда и производства частная собственность мелких производителей экономически отомрёт по мере укрепления социалистических начал.

О программе-минимум

Данный раздел занимает добрую треть объёма. Он выглядит простым и плохо организованным довеском к основному тек-сту. Главный недостаток данного раздела в том, что совершенно не ясно, на каком из этапов какие из намеченных мер будут осуществляться. Так, например, блок мероприятий, намечаемых к решению после завоевания власти, непосредственно предшествует блокам проблем, которые предстоит решать до её завоевания.

При этом странно выглядит ряд обстоятельств. Так, вопрос о принятии закона ренационализации земли ставится в блоке мер до завоевания власти в следующей формулировке: “добиваться принятия закона о земле” (при этом нет ни слова о новых Лесном, Водном, Трудовом, Гражданском кодексах). Так же точно рекомендуется “добиваться” искоренения эксплуатации, повышения уровня жизни народа, обеспечения занятости населения, разработки программ адресной поддержки конкретных отраслей производства, особенно сельского хозяйства.

Всего этого предстоит “добиваться” (судя по тексту) в условиях антинародного режима. А как быть, если до завоевания власти эти меры “продавить” не удастся? Понятно, что их надо будет осуществлять после завоевания власти.

Существенным недостатком проекта является и то, что некоторые из проблемных блоков, включённых в раздел “Программа-минимум”, на минимальных задачах отнюдь не замыкаются. Таковы, к примеру, блоки вопросов, посвященных социальной справедливости, интернационализму и дружбе народов, молодёжной политике. Они далеко выходят за рамки “Программы-минимум”, представляя собой постоянную составляющую всей работы партии на любом этапе развития общества.

Главная задача программного документа — строго и точно указать этапы революционного процесса и их конкретные задачи, выделив также постоянно действующие задачи, независимые от этапов. Это будет рождать ясность и определённость как у коммунистов, так и у сторонников партии.

Всенародное обсуждение проекта подвергнет его справедливой и доброжелательной критике со стороны товарищей по партии и научному цеху. Но не критика опасна, опасно несовершенство наших взглядов и действий. Убеждён, что коллективный разум партии в состоянии преодолеть это препятствие. Он сумеет найти научные и оптимальные решения и формулировки, позволяющие во всю ширь раскрыть грандиозные исторические задачи, стоящие перед партией, показать реальные пути их решения.

Виктор БУДАРИН.

Кандидат экономических наук, доцент, заслуженный работник культуры РСФСР, член президиума ЦС РУСО.