От А. Решняк Ответить на сообщение
К А. Решняк Ответить по почте
Дата 20.05.2008 16:08:43 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Затраты на разработку А380 составили чуть более 10 млрд долл.

Заметим для сравнения стоимость Sukhoi SuperJet 100 (SSJ-100) - 1,4 млрд долларов и сделаем поправку на КЛАССЫ самолётов - они разные по размерам (классам) и "прямым аналогом" у А380 является Боинг 747 - так что корректно сравнивать затраты с ним как самолёты одинакового класса, все другие сравнения естественно требуют корректировочных поправок на класс самолёта от чего зависит величина трудозатрат на его призводство.

Поставки Superjumbo опять сорваны
Европейский самолетостроительный концерн EDAS вновь скорректировал планы производства А380 Superjumbo 13 мая 2008, 17:00
vz.ru/society/2008/5/13/167621.html

Корректировка планов произошла после решения о переходе от постройки самолетов по индивидуальным техпроцессам (стадия Wave 1) к серийному производству (Wave 2). Тем не менее, после этого заявления акции EDAS на мировых рынках упали незначительно: по сведениям агентства MarketWatch, к закрытию утренних торгов на Парижской бирже падение составило всего 1,1%. Но главный исполнительный директор Airbus говорит, что ситуация уже не выправится.

Вместо планировавшихся к выпуску в текущем году 13 крупнейших в мире авиалайнеров будет построено 12, а планы на 2009 год скорректированы с 25 лайнеров до 21, сообщает сайт Forbes.com. Впервые сведения о возможных задержках производства появились на прошлой неделе в аналитической заметке, опубликованной в германском еженедельнике Wirtschafts Woche.



«Руководство одного из крупнейших покупателей Sperjumbo не исключает, что компания потребует у EDAS компенсацию за срыв поставок» «По окончании пересмотра программы A380 Airbus информирует своих клиентов об изменении графика поставок. Результаты этого пересмотра на данном этапе не влияют на финансовые показатели. Степень финансового воздействия может быть определена лишь в результате обсуждений с клиентами и более точной оценки последствий введения нового графика поставок с 2010 года», − говорится в заявлении руководства концерна.


«Время и средства, необходимые для перехода от стадии штучного производства к стадии серийного, оказались несколько большими, чем ожидалось», − сообщает распространенный во вторник пресс-релиз.


Более того, главный исполнительный директор Airbus Том Эндерс говорит, что положение не выправится и в 2010 году: вместо заявленных 45 самолетов компания-производитель сможет сдать лишь 30−40. Эндерс добавил, что А380 по-прежнему «очень, очень сложный проект, мало уступающий высадке человека на Луне», но настаивает на том, что вторичное заявление не является «возвратом на исходные позиции».


Руководство EDAS не спешит оценивать финансовые последствия своего решения до того, как будут проведены переговоры с клиентами и получена более точная оценка последствий введения нового графика поставок с 2010 года. Однако, как пишет во вторник The Guardian, руководство Air Emirates – одного из крупнейших покупателей Sperjumbo − не исключает, что компания может потребовать у EDAS компенсацию за срыв поставок. Напомним, что ближневосточная авиакомпания, заказавшая 58 машин, является крупнейшим покупателем «Суперджамбо».


Первый А380 был передан заказчику – Singapore Air − с 18-месячным опозданием. Тем не менее, «Сингапурские Авиалинии» рассчитывают получить свой пятый самолет этого типа в срок, в начале июля. Компания заказала 19 «Суперджамбо» в шести различных вариантах.


«Сообщение о задержке поставок, конечно, окажет влияние на наши дальнейшие планы по сотрудничеству с Airbus. Но каково будет это влияние – покажут консультации с руководством EDAS», − сообщил по этому поводу агентству Reuter пресс-секретарь Singapore Air Стивен Форшоу.


Как говорит исполнительный вице-президент программы А380 Том Уильямс, ранее заявлявший, что не предвидит дальнейших задержек, «мы руководствовались достаточно консервативным планом, в котором не было учтено множество непредвиденных обстоятельств». Однако тогда для развертывания программы серийного производства «не было никаких дополнительных заводских мощностей», передает агентство Thomson Financial.

Как, собственно, нет их и по сей день. Под «непредвиденными обстоятельствами» Уильямс, скорее всего, подразумевал несговорчивость руководства компаний, на заводах которых EDAS планировал разместить производство своих суперлайнеров.

Так, сообщается, что на прошлой неделе были приостановлены ведущиеся уже пару лет переговоры с компанией Latecoere о покупке или долгосрочной аренде EDAS двух авиационных заводов во Франции, которые планировалось передать под производство элементов планера А380. Временным решением может стать размещение производства на заводах концерна Guest, Keen and Nettlefolds, который согласен выделить под это большую часть своего предприятия в Филтоне, близ Бристоля, однако и этих мощностей будет явно недостаточно для развертывания серии в первоначально запланированном объеме.


Самое неприятное для руководства EDAS заключается в том, что кризис программы А380 произошел в то время, когда концерн Airbus находится в стадии структурной реорганизации.

Из-за сложившейся конъюнктуры руководство «Эрбас» вынуждено всячески сокращать расходы, урезать зарплаты, а к 2010 году будет вынуждено уволить 10 тыс. сотрудников. Сложившуюся ситуацию руководство объясняет просто: основные расходы концерн несет в евро, а самолеты продаются за доллары.

Тем не менее, высшие менеджеры Airbus полны оптимизма. Как говорит руководитель отдела продаж концерна Джон Лихи, переговоры с клиентами ведутся исходя из того, что некоторым из них суперлайнеры нужны немедленно, а некоторые готовы подождать.

«Я не думаю, что из-за наших трудностей будет отменен хотя бы один заказ. Будущее за такими самолетами, как А380», − заявил Лихи во вторник.

Как полагают эксперты, для возвращения затрат на разработку авиалайнера, которые уже превысили 10 млрд долларов, компании необходимо продать не менее 250 Superjumbo стоимостью около 250 млн каждый (на данный момент портфель заказов составляет 159 А380). Очередные задержки с серийным производством отодвигают эти планы на все более неопределенную перспективу.

Текст: Геннадий Нечаев