От Alex Medvedev
К All
Дата 22.05.2021 19:16:29
Рубрики WWII;

Логистика общевойсковой армии (американская оценка советских операций)

Наткнулся тут на интересную статью
https://www.hgwdavie.com/blog/2020/1/2/logistics-of-the-combined-arms-army-motor-transport

Кто владеет языком - читать оригинал, а я тут выдержки автопереводом дам

---------------------------------
Работы историков транспорта, таких как Дориан Герхольд, показывают, что на пике своего развития в 1820-х годах гужевой транспорт был способен перемещать 2 - тонную повозку с 6-тонным грузом (запряженную восемью тягловыми лошадьми, каждая из которых тянула 1000 кг) по ряду "этапов" или этаппе до 95 км в день или более легкие фургоны с рысистыми лошадьми до 240 км в день. Было установлено, что улучшение дорожного покрытия оказывало лишь минимальное влияние на скорость, где реальным врагом конного гужевого транспорта были крутые уклоны.
----------------------------------
Русский писатель Егор Федорович Канкрин описал, как эта система изменилась около 1800 года с увеличением темпа до четырех-пятидневного марша, покрывающего 115 км в неделю, с отказом как от палаточных лагерей, так и, в значительной степени, от поездов снабжения. Это было достигнуто благодаря изобретению шинели, позволяющей отказаться от палаток, замене хлеба сухарями, разделению армий на корпуса по 30 000 человек и повышению эффективности сельского хозяйства и плотности населения. Используя свой опыт интенданта русской армии, Канкрин установил, что корпус может использовать местную администрацию и сельскохозяйственную инфраструктуру для сбора припасов, если численность населения превышает 25 голов на квадратный километр, или смесь этого и снабжения со складов может быть поддержана на уровне 18 голов на квадратный километр. Это позволило сократить количество перевозок как минимум до 12 с половиной вагонов на тысячу человек
---------------------------------
После 1900 года армии снова оказались под давлением двойной тирании веса, поскольку к их созданию добавилось новое оборудование, такое как пулеметы, телефоны и машины скорой помощи, а спрос на боеприпасы, потребляемые скорострельной артиллерией, превысил количество, которое можно было перевозить на единичном транспорте.36 Немецкий пехотный батальон, который в 1870 году имел 20 лошадей, четыре вагона и четыре вьючных лошади, вырос к 1914 году до 58 лошадей и 19 вагонов, а к 1939 году до 135 тягловых и 37 верховых лошадей, 68 вагонов/повозок и семь мотоциклов. Более тяжелое оборудование, такое как замена 7.7-см полевая пушка FK16 с 10,5-см гаубицей leFH18 подняла нагрузку, подтягиваемую артиллерийскими командами, до более чем 4 тонн.37 В сочетании с увеличением численности армий это имело эффект привязки армий к железнодорожным линиям и снижения темпа операций, отходя от канкриновской модели свободно движущейся армии. Немецкая армия в августе 1914 года прошла 400 км за 20 дней или всего 18 км в день, однако хваленое германское наступление Михаэля в марте 1918 года преодолело только 70 км за 15 дней или в среднем 5 км в день. Расстояние не было проблемой, так как все эти марши были вполне в пределах возможностей в основном конного транспорта, но сочетание веса, слишком много кавалерии, тяжелой артиллерии и оборудования, а также спроса, главным образом в потреблении артиллерийских боеприпасов.
----------------------------------
Советские танковые армии были полностью моторизованными, что позволяло им быстро передвигаться до 30 км в сутки, в то время как конные общевойсковые армии двигались со скоростью 12-15 км в сутки, а железнодорожные войска восстанавливали железные дороги со скоростью 5-12 км в сутки. Это означало, что общевойсковые армии опередили железные дороги через 15 дней, когда стрелковые дивизии продвинулись на 225 км, а железные дороги-на 75 км, разделенные 150 км. Это были темпы наступления, использовавшиеся для планирования в июне 1944 года; однако они были превышены во время Висло-Одерской операции в январе 1945 года, когда танковые армии покрывали от 45 до 70 км в день, а общевойсковые армии-30 км в день.
---------------------------------
В течение первого периода войны первоначальная армия мирного времени была уничтожена, а вновь собранные армии остановили немецкое наступление под Москвой в декабре 1941 года. В то время армия насчитывала чуть менее 9 миллионов человек (45% в полевой армии на фронте) и имела 28 человек на машину, 245 человек на трактор и 6,9 человека на лошадь (полевая армия имела 20 человек на машину, 233 человека на трактор и 6,6 человека на лошадь.) К концу первого периода Красная Армия выросла на полтора миллиона человек личного состава (62% приходилось на полевую армию), однако автопарк рос в соответствии с этим и оставался на уровне 28 человек на одну машину, хотя нехватка лошадей и тракторов привела к тому, что их соотношение упало соответственно до 290 и 10 человек на единицу. Однако высокая концентрация людей на фронте вызвала дефицит транспорта в действующей армии на уровне 25 человек на автомобиль, 312 человек на трактор и 8,45 человека на лошадь.
----------------------------------
В начале третьего периода Красная Армия имела 24 человека на машину, 236 человек на трактор и 12 человек на лошадь, причем около 60% ее живой силы было развернуто в полевой армии, которая имела 22 человека на машину, 208 человек на трактор и 10 человек на лошадь. Неуклонный рост всех этих категорий в течение всего 1944 года, наконец, вернул полевую армию к январю 1945 года к транспортным уровням, которые она в последний раз видела в декабре 1941 года: 18 человек на машину, 201 на трактор и 8,5 на лошадь. В январе 1945 года Красная Армия в целом улучшила свое транспортное положение, имея 21 человека на одну машину по сравнению с 28 в 1941 году, но это было компенсировано более высокой долей личного состава, служившего в полевой армии — 60% по сравнению с 45%. Некоторые исследователи утверждают, что увеличение количества ленд-лизовских машин улучшило транспортные возможности Красной Армии и позволило ей повысить темпы наступления летом 1944 года. Хотя общее количество машин действительно возросло в период с 1942 по 1945 год, это не учитывает увеличение численности Красной Армии в период с 1941 по 1943 год; это добавило 3 миллиона человек личного состава к общей численности и, что более важно, все более высокую долю личного состава, назначенного в полевую армию. Об этом свидетельствует дефицит в количестве машин, от которого страдали даже наиболее привилегированные части, танковые и механизированные корпуса, которые регулярно были на 25-30% ниже численности машин51.

Уровень автомобильного транспорта, развернутого Красной Армией, также не был близок к уровню, используемому англичанами, у которых к июню 1945 года было 7,7 человека на машину — при меньшем количестве войск они использовали больше машин, так как полевые армии во Франции и Италии насчитывали максимум 2,4 миллиона. Красная армия была фактически менее чем наполовину моторизована, чем британские вооруженные силы, и ее недостаток в транспорте был восполнен 791 611 лошадьми (которые после вычетов делаются для кавалерийских частей), что, вероятно, эквивалентно 200 000 грузовиков.
---------------------------------
Соответствующая гвардейская стрелковая дивизия (Штат 04/500) имела более высокую численность личного состава в 10 743 человека с четырьмя дополнительными полевыми орудиями и дополнительными минометами и пулеметами, но сохранила тот же стандарт транспортных средств. Однако следует отметить, что эти советские части никогда не были в установившейся численности, колеблющейся от 5000 до 7000 человек личного состава в начале наступательных операций и снижающейся до 3000 человек, с типичным количеством 100 машин и 900 лошадей к концу наступательных операций, при этом доля лошадей и пехоты обычно оставалась более или менее постоянной.61
Стрелковая дивизия несла 186 тонн боеприпасов (1,5 боевого комплекта), 26,1 тонны продовольствия (2 сутодачи), 11,7 тонны фуража (2,9 тонны зерна и 6,8 тонны сена), 9,9 тонны топлива (0,5 заправки), в общей сложности 233,7 тонны тонн, в то время как автотранспортная рота имела грузоподъемность 129 тонн,62 с остатком перевозились на конных повозках вместе с солдатским багажом. Обычно две трети груза дивизии тащили лошади.
----------------------------------
Важность этой информации очевидна — половина артиллерии армии была запряжена лошадьми, в то время как автомашины были зарезервированы для орудий АТ, гаубиц или зенитных орудий, которые были слишком тяжелы, чтобы тащить их с лошадьми. Также следует помнить, что значительная часть любого советского артиллерийского удара приходилась на минометы, а четыреста одиннадцать 82-мм минометов были переносными, тогда как моторизованными были только сто сорок четыре 120-мм минометы.

Полная разбивка автомобильного парка на 15 мая 1943 года по всей армии, которая охватывает 124 отдельных боевых и тыловых подразделения — от дивизий до отдельных отделений, — показывает, что создание составляло 3564 автомобиля (252 автомобиля, 2760 грузовиков и 552 специальных автомобиля, таких как автобусы, мастерские, автоцистерны и машины скорой помощи), а фактическое количество присутствовавших автомобилей составляло 2904 (306 автомобилей, 2174 грузовика и 424 специальных автомобиля) или 60%. Это маскирует существенный дефицит в создании более тяжелых машин, который составлял 1471, где имелось только 571 ЗИС-5, 13 ЗИС-6, 15 ЗИС-42, восемь ЯГ и 28 студебеккеров (основная часть последних находилась в 8-й бригаде истребителей противотанковых средств). Баланс между национальными, импортными и трофейными автомобилями по их типам показан в таблице 6, в которой подчеркивается большая доля национальных автомобилей-69%, минимальное влияние Ленд-лиза-10% (с еще меньшим количеством грузовиков) и большая зависимость от трофейных автомобилей на этом этапе войны, которые составляли 20% парка. Только в легковых легковых автомобилях значительный вклад внесли импортные и трофейные автомобили.
---------------------------------
К февралю 1945 года 7ГА (2-й Украинский фронт) завершала операцию "Будапешт", располагая мотопарком, как показано в таблице 7. На 17 февраля 7ГА насчитывала в боевых частях 69 279 человек личного состава и 3 349 машин (май 1943 года: 54 758 человек личного состава и 1 758 боевых машин), из которых 48 139 человек были пехотой с 1 258 машинами и 21 140-подразделениями обеспечения с 2 091 машиной. Стрелковые дивизии насчитывали в среднем 4376 человек и 114 единиц техники, в то время как все вспомогательные подразделения, как и прежде, были моторизованными.68 В настоящее время в автопарке возросла доля импортных и трофейных автомобилей; однако удивительной особенностью было то, что трофейные машины превосходили импортные более чем в два раза, а общее количество импортированных грузовиков 2½ тонны составляло всего 386, и они были в основном в артиллерийских или танковых подразделениях, дюжина или около того в каждой стрелковой дивизии заменяли более ранние тракторы.Вся армия имела меньше боевых машин, чем одна британская пехотная дивизия.
----------------------------------
В качестве еще одного примера использования советских транспортных средств Висло-Одерская стратегическая операция была начата с двух небольших плацдармов над Вислой, и первоначальный план предусматривал наступление с целью захвата Лодзи на расстоянии 180 км, а Познань-на расстоянии 390 км в качестве второстепенной цели. В этом случае прорыв произошел быстро, обе танковые армии ушли в оперативную глубину неповрежденными, немецкая 2-я армия рухнула под тяжестью наступления, в то время как танковая контратака была отражена относительно легко. Это оставило 8-ю гвардейскую армию в хорошем состоянии для наступления на Познань, которое было достигнуто 24 января после наступления всего за 10 дней.83 С тремя, чтобы поддержать его, это было почти пределом его продвижения, особенно в снежную погоду января. Однако 1-му Белорусскому фронту помог ряд событий, изменивших ход наступления. Быстрый крах немецкой 2-й армии оставил большую часть железнодорожной сети стандартной колеи нетронутой, и, что более важно, был захвачен достаточный подвижной состав, чтобы позволить поездам курсировать между плацдармом у Магнушева и Познанью. Хотя поставки должны были быть перегружены через Вислу между железнодорожным плацдармом в Деблине и плацдармом, было доставлено достаточно топлива, чтобы поддерживать наступление как танковых, так и комбинированных армий. Кроме того, железнодорожный мост через Вислу открылся всего через восемь дней, на 12 дней раньше, потому что железнодорожные войска построили новый 515-метровый мост рядом с поврежденным стальным.84 Несмотря на это, успешное продвижение зависело от захвата больших запасов продовольствия с немецких складов, особенно вокруг Познани, что позволило ограниченному автотранспорту сосредоточиться на доставке топлива и боеприпасов.
---------------------------------
Отсюда напрашивается вопрос: как же в таком случае Красная Армия увеличила темп своих операций во втором и третьем периодах войны? Эта разница видна в операциях "Багратион" и "Висла-Одер", когда танковые армии двигались по 30 км в день и общевойсковые армии по 15 км в день в 1944 году, а затем танковые армии двигались по 70 км в день и общевойсковые армии по 30 км в день в 1945 году. Это особенно актуально для стрелковых дивизий, которые мало улучшили свои автотранспортные показатели; нельзя также приписать дополнительную мобильность усовершенствованной технике, поскольку эти подразделения получили мало машин по ленд-лизу. Следует помнить, что половина транспорта этих дивизий была конной, и увеличение количества лошадей было существенным фактором мобильности частей на полковом уровне и ниже. Именно здесь и кроется ответ, так как действительно подвижные конные армии, такие как императорская русская армия Канкрина или армия Шермана в конце Гражданской войны, были вполне способны преодолевать большие расстояния со скоростью 30 км в день, как только они правильно сбалансировали свои транспортные возможности, свой ежедневный спрос и свою боевую мощь, доставляя продовольствие и фураж из сельскохозяйственного района, через который они шли, используя свои фургоны в качестве запасного запаса, и где жизненно важным элементом было поддержание веса оборудования и багажа в пределах ограничений. Все это было характерно для поздневоенной Красной Армии, и если принять во внимание возросшие возможности Управления военно-восстановительными работами (УВВР) и железнодорожных войск по восстановлению поврежденных железнодорожных путей в тылу наступающих войск, то это дает объяснение возросшим темпам общевойсковых армий в 1944-45 гг. Еще одним фактором, который следует учитывать, было то, что философия проектирования "глубокой битвы", применявшаяся в поздний период войны, учитывала различия в мобильности между полностью моторизованными танковыми армиями и частично конными/ моторизованными общевойсковыми армиями, назначая им различные, хотя и взаимосвязанные роли в общей операции.
----------------------------------
. С точки зрения транспорта полевая армия в последующие годы войны не улучшила свой уровень моторизации — стрелковые дивизии оставались в основном гужевыми, а дополнительные транспортные средства использовались для перевозки большего количества поддерживающей артиллерии. Советские войска приобрели мобильность благодаря сочетанию легкого веса, низкого спроса и жизни на суше, следуя принципам, очень похожим на те, которые были предложены Канкриным 150 годами ранее. Несмотря на нехватку транспорта, СОВЕТЫ создали тактико-оперативную систему, которая успешно сочетала железные дороги с конным транспортом и автотранспортом таким образом, что они могли начинать и поддерживать наступление на расстояния до 600 км. Эта способность в конечном счете зависела от скорости, с которой железные дороги могли быть восстановлены, в то время как более успешные прорывы и более высокие темпы эксплуатации создавали добродетельный круг, где немцы наносили меньший ущерб железным дорогам, что, в свою очередь, позволяло более высокие темпы восстановления.
---------------------------------

От Prepod
К Alex Medvedev (22.05.2021 19:16:29)
Дата 23.05.2021 14:11:43

Re: Логистика общевойсковой...

Как обычно американские товарищи смотрят со своей колокольни.
Изъятие автомобилей из дивизий они видят, а централизацию использования автотранспорта до уровня РГК включительно - не очень.
Хотя казалось бы, если автомобили изымают, то их же где-то используют. Например, на главных направлениях для обеспечения того самого быстрого продвижения.
Ну и переход к снабжению «от себя», среди прочего позволивший иметь боеспособные дивизии с сиротскими тылами, тоже, если я верно понял, обойдён вниманием.

От lesnik
К Prepod (23.05.2021 14:11:43)
Дата 24.05.2021 02:26:14

Не обойден вниманием

>Как обычно американские товарищи смотрят со своей колокольни.
>Изъятие автомобилей из дивизий они видят, а централизацию использования автотранспорта до уровня РГК включительно - не очень.
>Хотя казалось бы, если автомобили изымают, то их же где-то используют. Например, на главных направлениях для обеспечения того самого быстрого продвижения.
>Ну и переход к снабжению «от себя», среди прочего позволивший иметь боеспособные дивизии с сиротскими тылами, тоже, если я верно понял, обойдён вниманием.

Там в заключении обе темы отмечены:

From a transport perspective, the field army in the later war years did not improve its level of motorization — rifle divisions remained largely horse-drawn, and additional vehicles were used to pull a greater quantity of supporting artillery.

Т.е. изъятые из сд авто употреблялись для приданной (из армейских и фронтовых резервов) артиллерии.

Soviet forces gained their mobility by a combination of light weight, low demand, and living off the land, following principles very similar to those proposed by Kankrin 150 years earlier.

А это про снабжение с местности при сиротских тылах.

От Prepod
К lesnik (24.05.2021 02:26:14)
Дата 24.05.2021 11:49:54

Re: Не обойден...

>Как обычно американские товарищи смотрят со своей колокольни.
>>Изъятие автомобилей из дивизий они видят, а централизацию использования автотранспорта до уровня РГК включительно - не очень.
>>Хотя казалось бы, если автомобили изымают, то их же где-то используют. Например, на главных направлениях для обеспечения того самого быстрого продвижения.
>>Ну и переход к снабжению «от себя», среди прочего позволивший иметь боеспособные дивизии с сиротскими тылами, тоже, если я верно понял, обойдён вниманием.
>
>Там в заключении обе темы отмечены:

>Т.е. изъятые из сд авто употреблялись для приданной (из армейских и фронтовых резервов) артиллерии.
Вот и я о том же. Централизацию использования они не видят. Поскольку автополки усиливали логистические возможности наступающих армий и фронтов, не только приданной артиллерии. Снабжение танковой армии в прорыве это совсем не приданная артиллерия.
>Soviet forces gained their mobility by a combination of light weight, low demand, and living off the land, following principles very similar to those proposed by Kankrin 150 years earlier.

>А это про снабжение с местности при сиротских тылах.
Я, собственно, не про самоснабжение и «русские - дети природы». При снабжении «от себя» грузы до дивизии доставляет армейский транспорт. Поэтому в дивизии, которая в большинстве случаев есть усиленная бригада, для проталкивания снабжения в полки (которые полтора усиленных батальона) гужевой тяги вполне хватит.

От Криптономикон
К Alex Medvedev (22.05.2021 19:16:29)
Дата 22.05.2021 20:58:49

Как то режет глаз фраза "русский писатель Егор Федорович Канкрин"


>Русский писатель Егор Федорович Канкрин описал, как эта система изменилась около 1800 года с увеличением темпа до четырех-пятидневного марша, покрывающего 115 км в неделю, с отказом как от палаточных лагерей, так и, в значительной степени, от поездов снабжения. Это было достигнуто благодаря изобретению шинели, позволяющей отказаться от палаток, замене хлеба сухарями, разделению армий на корпуса по 30 000 человек и повышению эффективности сельского хозяйства и плотности населения. Используя свой опыт интенданта русской армии, Канкрин установил, что корпус может использовать местную администрацию и сельскохозяйственную инфраструктуру для сбора припасов, если численность населения превышает 25 голов на квадратный километр, или смесь этого и снабжения со складов может быть поддержана на уровне 18 голов на квадратный километр. Это позволило сократить количество перевозок как минимум до 12 с половиной вагонов на тысячу человек
>---------------------------------

Он конечно много писал, многое анонимно, но главным образом он генерал-интендант всей действующей русской армии в 1813 году и министр финансов РИ с 1823 по 1844 г· Дольше него руководили финансами нашей страны только советские министры — А.В. Зверев и В.Ф. Гарбузов.
Скорее всего цитируется его работа «Über das System und die Mittel zur Verpflegung der grossen Armeen» — «О состоянии системы и средствах продовольствия больших армий» написанная в 1810 г. по просьбе Барклая-де-Толли.
Ни и русский он сильно относительно )

А за текст громадное спасибо.

От Iva
К Криптономикон (22.05.2021 20:58:49)
Дата 23.05.2021 07:27:01

Re: Как то...

Привет!


>Он конечно много писал, многое анонимно, но главным образом он генерал-интендант всей действующей русской армии в 1813 году и министр финансов РИ с 1823 по 1844 г· Дольше него руководили финансами нашей страны только советские министры — А.В. Зверев и В.Ф. Гарбузов.
>Скорее всего цитируется его работа «Über das System und die Mittel zur Verpflegung der grossen Armeen» — «О состоянии системы и средствах продовольствия больших армий» написанная в 1810 г. по просьбе Барклая-де-Толли.
>Ни и русский он сильно относительно )

ЕМПНИ то я встречал похожую цитату со ссылкой на другую работу 1818-1820 годов, тоже на немецком.

Владимир

От Iva
К Iva (23.05.2021 07:27:01)
Дата 23.05.2021 07:35:44

Re: Как то...

Привет!

>ЕМПНИ то я встречал похожую цитату со ссылкой на другую работу 1818-1820 годов, тоже на немецком.

или работа та же - но дата публикации 1818? год.

немецкого не разумею :)

Владимир

От Iva
К Iva (23.05.2021 07:35:44)
Дата 23.05.2021 07:41:22

Re: Как то...

Привет!

вот из вики

За время своего управления продовольствием армии (1812—1824) он представил отчёт о положении продовольственной части, рисующий её в довольно мрачных красках. Назначенный в 1820 году членом Военного совета, он написал «Weltreichtum, Nationalreichtum und Staatswirthschaft» и «Über die Militär-Ökonomie im Frieden und Kriege und ihr Wechselverhältniss zu den Operationen» (1820—1823). В первом труде он, в частности, подверг резкой критике действия министра финансов Д. А. Гурьева по изъятию из обращения части ассигнаций. В. Рошер причисляет Канкрина к сторонникам русско-немецкой школы в области политической экономии и характеризует его направление как реакцию против учения А. Смита.

второй труд - О военной экономике в мирное и военное время и ее взаимосвязи с операциями


Владимир

От Evg
К Криптономикон (22.05.2021 20:58:49)
Дата 22.05.2021 21:31:34

Re: Это гуглоперевод. В оригинале он "The Russian author Egor F. Kankrin..." (-)