От Рядовой-К
К All
Дата 14.09.2019 09:19:48
Рубрики Современность; ВВС;

Индийские сказки о самолётах и обида

https://topwar.ru/162221-vazhnye-razlichija-mezhdu-umnymi-obshivkami-su-57-i-f-35a-na-chem-prokololis-indijskie-jeksperty.html

"... журналисты именитого военно-аналитического издания bharat-rakshak.com решили пуститься во все тяжкие поиска аргументов в пользу состоявшегося 21 апреля 2019 года выхода авиастроительной компании «Hindustan Aeronautics Limited» из программы FGFA, предусматривавшей совместную с компанией «Сухой» разработку индийской версии истребителя 5-го поколения Су-57.
В качестве ключевого обоснования произошедшего сотрудники издания «Бхарат Ракшак», ссылаясь на информированные военно-дипломатические источники в ВВС Индии и штаб-квартире HAL, представили тот факт, что индийская сторона якобы «не имела возможности участвовать в программе FGFA в роли основного подрядчика еще с ноября 2004-го года, поскольку именно в этот период специалисты ОКБ «Сухого» завершили работу над предварительным эскизным проектом перспективного многоцелевого истребителя Т-50 ПАК ФА». Между тем уже один только этот «опус» красноречиво проиллюстрировал всю лживость и оппортунистичность «диванных экспертов» «Бахарата» и представителей ВВС Индии.

Дело в том, что реализация предварительного эскизного проекта истребителя Т-50 к середине 2000-х гг. ознаменовала лишь становление общей концепции новой машины (включая аэродинамическую компоновку планера, маccогабаритные характеристик, а также расчётные параметры будущей силовой установки), что даже теоретически не могло создать индийской стороне каких-либо препятствий в проектировании «критических» узлов БРЭО нового истребителя. Стало быть, с момента начала программы «Fifth Generation Fighter Aircraft» (стартовала в 2007 году) в распоряжении специалистов HAL и Организации оборонных исследований и разработок Индии (DRDO) было целое десятилетие для разработки такой наукоёмкой элементной базы: бортовая РЛС с активной ФАР, мультиспектральный оптико-электронный прицельный комплекс, датчики системы обнаружения атакующих ракет, БЦВМ, система предупреждения об облучении (СПО), а также интегрированные комплексы радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы.

На деле же одиннадцатилетнее участие компании HAL в программе FGFA запомнилось сотрудникам «Объединённой авиастроительной корпорации» и ПАО «Компания «Сухой» регулярными капризами и требованиями, граничащими с военно-техническим шантажом. В частности, руководство HAL и командование ВВС Индии неоднократно предпринимали попытки «выудить» у российского подрядчика «пакет» из 40 критических технологий Су-57, касающихся архитектуры перспективной бортовой РЛС Н036 «Белка» (Ш-121), конструкции турбореактивного двухконтурного форсажного двигателя «второго этапа» «Изделие 30», комплекса РЭБ «Гималаи», шантажируя переговорщиков от ОАК выходом из программы. На этом фоне разработка элементной базы для первой индийской АФАР-РЛС AESAR-UTTAM продвигалась с заметной пробуксовкой; даже с учётом того, что приёмо-передающие модули нового изделия представлены не столь сложными в изготовлении (в сравнении с нитрид-галлиевыми) арсенид-галлиевыми СВЧ-транзисторами в гибридно-интегральном исполнении.

Не столь радужная ситуация сложилась и с проектированием «тяговитого» ТРДДФ нового поколения GTRE GTX-35VS «Kaveri» с отклоняемым вектором тяги, предназначенного для частичного переоснащения авиапарка многофункциональных истребителей «Tejas Mk.1», а также оснащения более современных «Tejas Mk.2» и перспективного истребителя 5-го поколения AMCA, над разработкой которого специалисты агентства «Aeronautical Development Agency» (ADA) безуспешно бьются на протяжении последних 8 лет. Представители Минобороны Индии и руководства DRDO умудрились и здесь довести ситуацию до полнейшего абсурда.

Несмотря на готовность к закупке архидорогих французских истребителей «Рафаль» (в 2 раза дороже, нежели отечественные Су-35С), руководство DRDO отказалось инвестировать в проект «Kaveri» всего 500 млн. долларов. И это при том обстоятельстве, что представители участвующего в проекте французского холдинга «Safran», специализирующегося на сложнейшем процессе изготовления жаропрочных монокристаллических турбинных лопаток методом направленной кристаллизации, уже выразили готовность к вложению в проектирование «Kaveri» порядка 250 млн. долларов. Тем более что данное «вливание» в технологическое становление GTX-35VS французский подрядчик планировал сделать в рамках дополнительного 3,4-миллиардного «пакета» военно-технической помощи индийскому оборонно-промышленному комплексу.

Как видите, вышеприведенный аргумент журналистов издания «Бхарат Ракшак» об «утере возможности полноценного участия в программе FGFA с 2004 года» является необоснованным вбросом в медиапространство, призванным сохранить репутацию индийских военно-дипломатических структур в преддверии грядущего заключения крупных оборонных сделок с ведущими военно-промышленными холдингами технологически развитых государств. Это далеко не единственный «перл» псевдоэкспертов bharat-rakshak.com.

«Умная радиолокационная обшивка» с распределённой апертурой продолжает оставаться одним из ключевых козырей многофункционального истребителя 5-го поколения Су-57

В заключение своего опуса индийские журналисты попытались поставить под сомнение уникальность интегрированного в планер Су-57 многодиапазонного радиолокационного «снаряжения» с распределённой апертурой. Но получилось это весьма криво. В частности, было выражено мнение о том, что американские истребители 5-го поколения F-35A/B/C, оснащённые дополнительными антенными модулями, интегрированными в носовую часть фюзеляжа и носки крыла, обладают тем же спектром возможностей по мониторингу воздушного пространства в боковых полусферах, что и Су-57, располагающие дополнительными АФАР-модулями Н036Б-1-01Л/Б (на нижних боковых гранях носовой части фюзеляжа) и Н036L-1-01 (в носках крыла).

Вот только не учли наши индийские коллеги весьма немаловажную деталь. В то время как АФАР-модули Н036Б-1-01Л/Б и Н036L-1-01 являются вспомогательными «звеньями» основного радара Н036 «Белка» и обеспечивают радиолокационное обнаружение поверхностных и воздушных объектов в боковых и задней полусферах (доводя азимутальную зону обзора «Белки» до 270 градусов), дополнительные антенные модули истребителей семейства F-35 выполняют совершенно иные функции. Носовые АФАР-модули F-35, обслуживающие боковые полусферы, являются антеннами защищённого радиоканала обмена тактической информацией MADL, работающего в Ku-диапазоне волн и обеспечивающего сетецентрическую увязку в эскадрильях «Лайтнингов» во время групповых вылетов.

Радиолокационный обзор боковых полусфер и целеуказание данные антенны не производят; тем более что их пиковая мощность весьма мала в связи с необходимостью реализации максимальной скрытности MADL-канала от средств радиотехнической разведки противника. Что же касается крыльевых антенных модулей «Лайтнингов», то здесь речь идёт о бортовом комплексе РЭБ AN/ASQ-239 «Barracuda», работающем в дециметровом S-диапазоне и предназначенном для противодействия наземным обзорным РЛС ДРЛО и радарам самолётов РЛДН противника. Стало быть, данная попытка индийских журналистов занизить потенциал радиолокационного оснащения Су-57 натолкнулась на железобетонную стену реальности, обусловленную кардинальными технологическими различиями между архитектурой БРЭО «сушки» и американских «Лайтнингов».



От linze
К Рядовой-К (14.09.2019 09:19:48)
Дата 14.09.2019 18:17:52

Сама концепция FGFA выглядела сильно странной. Ну вот зачем Индии не Су-57Э?

... где о параметрах "Э" и прочих make in India можно было бы поторговаться постольку поскольку? Индусы со своим FGFA, по сути, хотели что-то вроде собственного пятого поколения, на который хотели дать подряд России с массой собственных хотелок и занедорого (с ключевыми наработками по 57-му за просто так). Только это не та область, где такое мышление и такой подход прокатывают. Наши их стали потихоньку обламывать, как всегда не обостряя, а выжидая — прикидывая серьёзность намерений у знакомого как облупленного партнёра. Оказалось, что "намерения" слишком жадные и несерьёзные. Как индусы хотели FGFA, так и перехотели. И будут они, в итоге, брать Су-57Э. И турки будут брать, что я вот понял уже тогда, как только в американском Конгрессе пригрозили туркам обломом с 35-ми за 400-ки. Пока все эти мрии о национальных истребителях пятого поколения — чушь. Даже китайцы, работая самостоятельно, выкатили пока скорее странного монстрика чем конкурента американцам или нам. Задумка-то у индусов была неглупая, но они сильно промахнулись как со своими хотелками, так и, как обычно, сильно себя переоценили.

А то что индусы как дураки ввалили колоссальные деньги во французов именно тогда, когда эти деньги надо было и была возможность вваливать в будущее — ну так сами себе злобные буратино. Скорее всего тут дело в "многобашенности" или "многошивости" политики индусов во всём — одна группа сделала ставку на FGFA, другая потратилась на французов, одновременно топедируя FGFA, потом бразды перехватит опять первая группа и отчебучит уже что-то своё. И таких групп там как бы не десятки, поэтому гнуть какую-то единую стратегическую линию на протяжении многих лет и не выходит — мышиная возня мешает.

От Рядовой-К
К linze (14.09.2019 18:17:52)
Дата 15.09.2019 06:39:31

Вот и я думаю, что индусы сами себя перехитрили

>... И будут они, в итоге, брать Су-57Э.
Будут. Лет через 5 начнут канючить, а через 10 получат первые Су-57Э.

>И турки будут брать, что я вот понял уже тогда, как только в американском Конгрессе пригрозили туркам обломом с 35-ми за 400-ки.
А вот тут у меня сомнения: Су-35С дадут, а Су-57 надо заслужить.

>Пока все эти мрии о национальных истребителях пятого поколения — чушь.

Да уж, хотя бы 4++ освоить. И чтоб большинство ключевых компонентов своего производства пусть и по лицензиям. Путь один для всех и прыгнуть пешкой в ферзи в начале партии невозможно.

>Даже китайцы, работая самостоятельно, выкатили пока скорее странного монстрика чем конкурента американцам или нам. Задумка-то у индусов была неглупая, но они сильно промахнулись как со своими хотелками, так и, как обычно, сильно себя переоценили.

Попадающиеся мне китайские статьи - иногда почитываю - приводят меня к мысли, что китайцам мешает врождённые национализм и великодержавничество. Наступают они на эту мину всё чаще и чаще. При этом, вполне осознаваю собственную ментальную специфику, а именно - известные проблемы с "творческим мышлением" (тм).

>...гнуть какую-то единую стратегическую линию на протяжении многих лет и не выходит — мышиная возня мешает.

Думаю, тут два ключевых параметра: властно-финансовые группировки и особенности национального мышления.

От А.Никольский
К Рядовой-К (14.09.2019 09:19:48)
Дата 14.09.2019 10:03:28

это все какой-то военно-технический и промышленный бред

контракт на эскизное проектирование FGFA закончился много лет назад, а дальше все уперлось в желание нашей стороны стрясти с индийцев солидно денег за сам проект (по аналогии с Су-30МКИ, только гораздо масштабнее), и отсутствие денег на это у индийцев, в том числе из-за закупки Рафалей по 100 млн евро за голый самолет

От Рядовой-К
К А.Никольский (14.09.2019 10:03:28)
Дата 14.09.2019 10:51:37

Re: это все...

>контракт на эскизное проектирование FGFA закончился много лет назад, а дальше все уперлось в желание нашей стороны стрясти с индийцев солидно денег за сам проект (по аналогии с Су-30МКИ, только гораздо масштабнее), и отсутствие денег на это у индийцев, в том числе из-за закупки Рафалей по 100 млн евро за голый самолет

Чё то я не понял. Если российская сторона пытается вытянуть с индийской какие-то ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ, не обусловленные юридически, деньги, то индийская сторона, в полном праве её послать и... продолжать участвовать в проекте на имеющихся условиях. Т.е. это не повод выходить из проекта в которой, кстати, уже вложены средства.
Но я читаю претензию индийской стороны совсем в другом и ответ российской с объяснением необоснованности индийской.
В сущности, вижу "обоснование" индийцами рафаль-контракта и обиду отсутствия собственного (совместного с русскими) истребителя нового поколения на перспективу.
В обстановке, когда проект Су-57 вышел на финишную прямую и явно показывает что удачен и верен, отказываться от участия в нём для стороны индийской... "альтернативное мышление".
Индийцы сами подпилили сук на котором уверенно сидели.

От А.Никольский
К Рядовой-К (14.09.2019 10:51:37)
Дата 14.09.2019 12:42:18

Re: это все...


>Чё то я не понял. Если российская сторона пытается вытянуть с индийской какие-то ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ, не обусловленные юридически, деньги, то индийская сторона, в полном праве её послать и...
++++
а российская сторона имеет полное право не вести ОКР в интересах инозаказчика за бесплатно

От john1973
К А.Никольский (14.09.2019 12:42:18)
Дата 14.09.2019 16:25:37

Re: это все...

>++++
>а российская сторона имеет полное право не вести ОКР в интересах инозаказчика за бесплатно
Кмк у индуев нет иного выхода, как рожать баблишко и платить. Никто кроме РФ им не даст вход в авиацию 5 и 5+ поколений, никому не нужен сильный Индостан. Введут налоги на изменение химсостава воздуха, на локальное изменение массы планеты)). Кто бы им подкинул фантастику в мягкой обложке как источник))

От Nagel
К john1973 (14.09.2019 16:25:37)
Дата 15.09.2019 21:38:27

Re: это все...

>>++++
>>а российская сторона имеет полное право не вести ОКР в интересах инозаказчика за бесплатно
>Кмк у индуев нет иного выхода, как рожать баблишко и платить. Никто кроме РФ им не даст вход в авиацию 5 и 5+ поколений, никому не нужен сильный Индостан. Введут налоги на изменение химсостава воздуха, на локальное изменение массы планеты)). Кто бы им подкинул фантастику в мягкой обложке как источник))
Амерам нужна Индия как проивовес КНР. Индуи США никак не помешают даже с истребителями пятого поколения. Да и не хотят они мешать. Там хотят взасос целоааться с США.

От Рядовой-К
К Рядовой-К (14.09.2019 09:19:48)
Дата 14.09.2019 09:21:39

Комментарий амерского лётчика

Ф-35 не имеет радиолокационных модулей бокового обзора. Комментарий по сему поводу летчика ВВС США с картинками секторов обзора РЛС.

https://www.quora.com/How-do-the-US-Air-Forces-F-22-and-F-35-stealth-fighters-use-synthetic-aperture-radar-imaging-since-their-AESA-radar-mounted-in-the-nose-points-forward-but-SAR-is-side-looking-radar

Был бы благодарен за корректный перевод. ;))