От Пауль
К Рядовой-К
Дата 28.08.2019 20:16:36
Рубрики Современность; ВВС;

В 73-м году считали так

Из статьи первого заместителя Главнокомандующего ВВС генерал-полковника авиации А. Ефимова (Красная звезда. 1973. 5 июля).

ВЛАДЕТЬ ОРУЖИЕМ ТАКТИКИ

К итогам обсуждения статьи "Устарела ли формула воздушного боя?"

...

Что же характеризует воздушный бой сегодня? Как и прежде, он был и остается вооруженным противоборством одиночных (или групп) самолетов, которое ведется с целью уничтожения противника или отражения его атак. Но если прежде важнейшие параметры полета цели — ее скорость, высоту, пространственный маневр летчик определял, как правило, по данным визуального наблюдения, теперь информация, поступающая, скажем, на борт истребителя, имеет совсем другую основу и содержание. Те же наземные пункты управления получают ее от системы радиолокационного наблюдения, охватывающего обширный объем воздушного пространства. Большой дальностью действия обладают также бортовые станции поиска и прицеливания. Словом, летчик «видит» теперь значительно дальше и больше, чем позволяют его глаза. На помощь ему пришли бортовая вычислительная техника, автоматика, специальная индикация. Стало возможным не только получить весь необходимый объем информации из внешних и бортовых источников, но и обработать ее в короткие сроки. Это позволяет быстро оценивать обстановку в необходимом диапазоне условий, определять или конкретизировать свои действия в бою.

Но отпала ли в таком случае надобность в использовании визуальной информации? Нет, конечно. Маневренный воздушный бой и нынче ведется на основе визуального контакта с целью. Однако нельзя не учитывать при этом существенных особенностей, которые современная технике внесла в тактику действий. Если раньше, например, сближение обычно сопровождалось достаточно сложными и энергичными маневрами, путем изменения пространственного положения, скорости и высоты полета, то сейчас при наличии оружия, применяемого с большой дальности, уже нет необходимости в таком маневрировании. Суть в том, что самолет-ракетоносец как бы представляет собой воздушную пусковую установку, которую нужно вывести на позицию пуска ракет. Основная же нагрузка по выполнению маневра для поражения цели возлагается на ракету. Поэтому само понятие «маневр» приобретает иной смысл, оно включает в себя маневрирование самолета и ракеты, причем динамика маневра самолета стала относительно проще, а его значение не является столь определяющим.

Не меньшие изменения претерпела и техника атаки, которая включает в себя прицеливание и огонь (воздушный удар) по цели с применением новых, более мощных средств поражения. Прицеливание в условиях визуального боя с использованием пушечного огня обычно осуществляется в два приема: сначала «грубое», путем наводки самолета (полет по кривой прицеливания), затем «точное» с помощью прицела при самой стрельбе. Заканчивается прицеливание вместе с прекращением огня. Этим действиям летчика (если цель маневрирует) также сопутствует маневр, характеризующийся различной по величине перегрузкой, вплоть до предельной. Однако диапазон возможных перегрузок сейчас существенно расширился за счет применения противоперегрузочных средств, улучшения условий комфорта в кабине и других мер.

А прицеливание, скажем, при стрельбе ракетами большой и средней дальности? Оно осуществляется с помощью прицельной системы, включающей в себя устройства, имеющиеся как на борту самолета, так и на ракете. При этом самолет может и не выполнять никаких маневров.

Огонь как прежде, так и теперь является решающей фазой боя. Но это — не одностороннее воздействие на цель, а чаще всего — дуэльная ситуация, в которой атакующему противостоит вооруженный противник, стремящийся отразить его атаку и уничтожить. Когда на борту самолета устанавливались пушки и пулеметы, летчик вынужден был атаковать противника с задней полусферы и с небольших дальностей, исчисляемых сотнями, а иногда и десятками метров, и с еще меньшей разницей в высоте полета цели и атакующего. Нынче стало возможным вести меткий огонь с самых различных дальностей. Больше того, воздушный бой возможен в условиях, когда противники не видят друг друга визуально.

Следует заметить, что не только истребители, но и другие самолеты имеют мощное бортовое вооружение. Следовательно, вести бой с таким противником далеко не просто, тем более что, кроме огневых средств, надо учитывать также возможность противодействия истребителю путем создания активных и пассивных помех и т. д.

В обстановке такого боя особое значение приобретают тактическое мастерство летчика-истребителя, его умение быстро и правильно сориентироваться в конкретно сложившейся ситуации, найти наиболее эффективные приемы применения своего оружия и меры по снижению огневого и радиоэлектронного противодействия противника. И победителем здесь окажется тот, кто упредит врага стремительностью действий, точным разящим ударом. Вполне очевидно, что эти важнейшие принципы тактики воздушных схваток минувшей войны и теперь не утратили своего значения. Однако фронтовая формула воздушного боя уже перестала быть универсальной. И в первую очередь потому, что ее правила больше применимы для одиночного маневренного боя.

Современный же бой — это прежде всего групповой бой. Он ведется с применением ракет различной дальности и пушек, средств радиоэлектронного противодействия. Расширился и диапазон условий, присущих такому бою. Наряду с этим сфера применения оружия сузилась, она стала строго избирательной. Успех в таком бою во многом определяется быстротой поиска оптимальных условий, в которых достигается максимум эффективности, действий. В связи с этим резко повышаются роль и значение информации об обстановке в пределах обширного пространства, командирского умения оценить эту обстановку, четкости и непрерывности управления, стремительности в действиях и неотразимости удара. Ведь произвести повторную атаку, исправить допущенную ошибку после первого пуска не всегда возможно, ибо, воспользовавшись промахом, противник может упредить в действиях.

Все это требует постоянного и неослабного внимания к совершенствованию тактической подготовки авиаторов. Летчик сегодня — это не просто мастер пилотирования и стрельбы. Это прежде всего воздушный боец, обладающий прочными познаниями техники, аэродинамики, тактики. Его готовность к бою измеряется высокой боевой выучкой, прочной идейной закалкой, беззаветной верностью воинскому долгу.

С уважением, Пауль.

От Рядовой-К
К Пауль (28.08.2019 20:16:36)
Дата 28.08.2019 21:05:53

Кстати, толково написано. Особенно для Козы того времени (-)


От Bigfoot
К Рядовой-К (28.08.2019 21:05:53)
Дата 28.08.2019 21:47:45

Это Эпоха Возврата к МВБ в ВВС СССР. См. "Метаморфозы боевой подготовки..." (+)

...ЕМНИП, в "Истории авиации" за 2002й год.
Из личных разговоров с летчиками-истребителями на авиасалонах (французы, американы, поляки, немцы) вынес, что МВБ считается важным элементом боевой подготовки и поныне - мол, отрабатываем, аж пот градом. Но сказать можно что угодно, конечно.
К слову, поляков со старых МиГ-29 по-настоящему впечатлил только "рафаль" - мол, против него никаких шансов нигде (включая МВБ), хотя со многими другими еще можно пытаться "покрутиться" в МВБ даже на латаных "миг"-ах. Но они "крутили" с определенным списком, а кто туда вошел, не огласили - сказали лишь то, что "крутят" достаточно регулярно.
Не думаю, что мне сильно врали - молодые парни явно дико гордились своей профессией и вверенной матчастью, такие могут промолчать, но вряд ли соврут. Но и настаивать на правдивости не буду.

От Рядовой-К
К Bigfoot (28.08.2019 21:47:45)
Дата 30.08.2019 11:33:36

Re: Это Эпоха...

>...ЕМНИП, в "Истории авиации" за 2002й год.
>Из личных разговоров с летчиками-истребителями на авиасалонах (французы, американы, поляки, немцы) вынес, что МВБ считается важным элементом боевой подготовки и поныне - мол, отрабатываем, аж пот градом.

Вот и я думаю: следует глянуть на программы боевой подготовки пилотов истребителей какое там место у МВБ. Если действительно отрабатывают вовсю, то фанатов истребителей типа "разящий утюг" можно колоть этим под хвост.