От bedal
К Iva
Дата 27.07.2019 20:12:22
Рубрики Современность; Флот;

Верно-верно, с Москвичами такого и быть не могло!

Ошибки, что в "железном" конструктиве, что в программном - были, есть, и будут. Но в том и сила программной конструкции, что исправление ошибки производится проще, даже без отзыва машины на завод - и распространяется на все экземпляры за считанные дни.
Ну, и, только, чтобы Вас порадовать:
_______________
Истребители F-22 не смогли пересечь 180 меридиан
При попытке перегнать истребители F-22 «своим ходом» с Гавайских островов на базу ВВС Kadena на японском острове Окинава программный сбой в навигационном обеспечении вынудил пилотов развернуться и возвратиться туда, откуда вылетели. Теперь стала известна истинная природа этой «навигационной аномалии».

Как выяснилось, истребители не сумели преодолеть так называемую линию перемены дат — условную линию, по разные стороны которой местное время одно и то же (с точностью до часового пояса), но календарные даты различаются на одни сутки. Линия перемены дат проходит по меридиану 180 градусов с отдельными отклонениями.

Перемена дат осуществляется (и вообще имеет смысл) лишь при использовании местного времени. При пересечении линии перемены дат необходимо либо прибавлять, либо вычитать одни сутки – в зависимости от того, в каком направлении осуществляется движение. По всей видимости, этот парадокс Земного шара, осознанный еще участниками экспедиции Магеллана, был позабыт разработчиками F-22 Raptor.

Последствия такой забывчивости оказались весьма ощутимыми. У истребителей в полете вышли из строя топливная и навигационная системы, а также частично связь.

Лишь одному пилоту удалось связаться с экспертами разработчика (компании Lockheed Martin). Несколько пилотов попытались перезагрузить ПО истребителя в полете.

«Победить» ошибку не удалось, однако сами истребители и их пилоты уцелели, что в подобной ситуации следует считать несомненной удачей. Возвращение на Гавайские острова потребовало дополнительной дозаправки в воздухе.

Впоследствии «навигационную аномалию» удалось исправить, и F-22 всё-таки прибыли на авиабазу назначения.

Об ошибках деления на ноль
Фирма Motorola испытывала новый процессор для автопилота на истребителе в Израиле. Всё было отлажено. Пилоты на испытаниях отправились «огибать рельеф» с севера до юга Израиля. Истребитель прекрасно пролетел на автопилоте над равнинной частью, над горной частью, над долиной реки Иордан и приближался к Мёртвому морю. Однако при подлете к нему неожиданно происходит общий сброс процессора, автопилот выключается на полном ходу, пилоты переходят на ручное управление и сажают истребитель.

Процессор отправили на доработку и тестирование. Все тесты прошли снова без сбоев. Снова начали реальную проверку. Истребитель пролетел над всеми территориями, но при подлете к Мёртвому морю ситуация повторилась: общий сброс, выключение автопилота, ручная посадка.

Длительные тесты не могли выявить никаких изъянов. После продолжительных попыток было найдено, что программы автопилота при вычислении параметров управления по глубоко научным секретным формулам производили деление на значение текущей высоты истребителя над уровнем океана. При подлете к Мёртвому морю высота над уровнем океана становилась нулевой (Мёртвое море расположено ниже уровня океана), и процессор при делении на ноль давал общий сброс. До этого случая никому не приходило в голову, что самолеты могут летать ниже уровня океана…
Системы распознавания, как это было в 70-х
Где-то в конце 70-х годов происходили испытания американской зенитной самоходной установки (ЗСУ) «Сержант Йорк», предназначенной для поражения вертолетов. ЗСУ была оснащена системой распознавания образов. Во время испытаний около нее безуспешно кружил вертолет-мишень, которую она так и не смогла распознать. Зато приняла за вертолет вентилятор в туалете, расположенном метрах в 800-х от ЗСУ. И успешно его поразила.
F-16 вверх ногами
Испытания американского истребителя F-16 проводились, понятное дело, в северном полушарии. На заключительном этапе самолет решили проверить где-то в Латинской Америке – с другой стороны экватора. При переводе самолета в режим автопилота он автоматически развернулся «вверх ногами».
Драматическая переинициализация
В Афганистане двое наводчиков-наблюдателей (канадцы) подсвечивали цель для наведения на нее бомбы. После сброса бомбы в GPS-приемнике закончились батарейки. Их быстро заменили. В результате ракета прилетела не туда. Причина была в том, что после подачи питания в прибор, переменные, отвечающие за координаты цели, автоматически инициализировались (присвоили значения) координатами текущего местоположения. Наводчики погибли от близкого разрыва.
Летчик Ильюшин
На испытаниях Су-24 регулярно случался отказ аппаратуры бомбометания. Причем происходило это только в том случае, если на цель заходил летчик-испытатель Ильюшин. Причина оказалась в том, что только он заходил на цель с точностью, превышавшей машинную точность. Получался «машинный ноль», после чего шел сбой из-за попытки деления на ноль.
Недотестировали
Этот пример хоть и не относится напрямую к разработке ПО, но демонстирует важность тестирования. Возникла эта проблема на межконтинентальной баллистической ракете шахтного базирования 15А30, причем уже после постановки ее на боевое дежурство. При пуске ракета выходила из шахты и взрывалась на высоте нескольких метров над землей. Причина оказалась в следующем. Рубашка сопла охлаждается окислителем, после чего он поступает в камеру сгорания. В спешке принятия нового комплекса на вооружение к очередной годовщине, в систему пуска двигателя внесли небольшие улучшения, которые не протестировали должным образом. В результате пироклапан срабатывал с большим запаздыванием. Окислитель не поступал в трубки охлаждения, а жаропрочности сопла хватало только на то, чтобы ракета вышла из шахты.
Правильно выбирайте типы данных

Причиной взрыва 4 июня 1996 года европейской ракеты-носителя Ариан-5 была программная ошибка. В системе управления ракеты использовалось модифицированное программное обеспечение ранее успешно работавшее на Ариан-4, но Ариан-5 ускорялась быстрее предыдущей модификации. В результате, когда на 40-й секунде полета одна из вспомогательных подпрограмм попыталась преобразовать длинное целое значение в короткое без проверки величины значения, то вышло за границы типа, произошло отключение системы управления ракеты, и она была взорвана по команде на самоликвидацию. Вместе с ракетой-носителем был потерян коммуникационный спутник. Ущерб от этого программного сбоя был оценен в полмиллиарда долларов.
И снова деление на ноль

История о неприятностях ракетного крейсера ВМС США «Иорктаун». Это экспериментальный, так называемый «умный корабль» (smart ship), важнейшие системы жизнеобеспечения которого управляются компьютерами без участия человека. И что немаловажно – под руководством операционной системы Windows NT 4.0. Так вот, однажды вся эта махина, находясь в открытом море, почти на три часа встала в полный ступор из-за наглухо зависшего программного обеспечения. Произошло это из-за совершенно пустяковой оплошности одного из операторов, занимавшегося калибровкой клапанов топливной системы и записавшего в одну из ячеек расчетной таблицы нулевое значение. Ну а далее пошла операция деления на пресловутый ноль. С подобной операцией справляется даже самый дешевый калькулятор, однако здесь в терминале оператора система дала ошибку переполнения памяти. Ошибка быстро перекинулась на другие компьютеры локальной сети корабля, началась цепная реакция, и по известному принципу домино рухнула вся бортовая система, которую удалось восстановить и перезагрузить лишь через 2 часа 45 минут, в течение которых огромный боевой корабль оставался по сути дела беспомощен и неуправляем.

От Ирбис
К bedal (27.07.2019 20:12:22)
Дата 29.07.2019 09:14:22

Re: Верно-верно, с...


>Ну, и, только, чтобы Вас порадовать:

Похоже, что вы распечатали сборник фейков. Зачем?

От tarasv
К Ирбис (29.07.2019 09:14:22)
Дата 30.07.2019 00:39:39

Re: Верно-верно, с...

>Похоже, что вы распечатали сборник фейков. Зачем?

Что именно там фейк, тоесть полностью выдумананя история? Технических ляпов много, с деталями местами слегка напутано или драматизму добавлено - это да. Проблема пересечения экватора у F-16 была отловлена на стенде. ЗСУ вентилятор захватывала, но не обстреливала. Йорктаун точно так-же бы встал будь на нем юникс, а не винда, проблема была не в ОС а прикладной программе. Насчет УР-100Н ни знаю, байка или нет. Остальное достаточно близко к реальным событиям.



Орфографический словарь читал - не помогает :)

От KSN
К Ирбис (29.07.2019 09:14:22)
Дата 29.07.2019 15:53:26

Re: Верно-верно, с...

>>Ну, и, только, чтобы Вас порадовать:
>
>Похоже, что вы распечатали сборник фейков. Зачем?
Эпизод с багом бортового ПО на Су-24 при заходе на цель строго с курсом 0 описан в одной из книг по истории ОКБ Сухого.
История с Ариан-5 также подтверждена и широко известна в программистских кругах.
Да и прочие эпизоды в новостях проскакивали.
PS известная история с "планером Гимли" тоже произошла из-за проблем бортового ПО (если не ошибаюсь, было рассогласование единиц измерения при заливе топлива и при отображении величины остатка топлива в полете). Ситуацию в итоге разруливал пилот.


От tarasv
К KSN (29.07.2019 15:53:26)
Дата 29.07.2019 19:51:10

Re: Верно-верно, с...

>PS известная история с "планером Гимли" тоже произошла из-за проблем бортового ПО (если не ошибаюсь, было рассогласование единиц измерения при заливе топлива и при отображении величины остатка топлива в полете). Ситуацию в итоге разруливал пилот.

К "планеру Гимли" ПО никакого отношения не имеет. Наоборот - экипаж и техники накосячили, а потом экипаж героически выкручивался. Отказал один канал топливомера. Из за несогласованности между экипажами и техниками выключили и исправный второй. Так лететь было нельзя, но экипаж неправильно понял запись техников в журнале и решил что можно и полетел по указателю расхода топлива. Все было бы нормально если бы и заправщики и проверявший их рассчеты экипаж не перепутали фунты с киллограмами. В результате на борту было вдое меньше топлива чем экипаж выставил на расходомере.

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От bedal
К Ирбис (29.07.2019 09:14:22)
Дата 29.07.2019 10:10:24

Это не фейки, разве что утрировано изложено. Теперь - "как это делается сейчас"

https://nplus1.ru/news/2019/07/26/population-based-training
Просто о направлении работ. Обучение, эволюция... "вот так и бабочки"

От Администрация (И. Кошкин)
К bedal (29.07.2019 10:10:24)
Дата 29.07.2019 15:02:20

Администрация дает Вам сутки на поиск официальных источников, подтверждающих...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>
https://nplus1.ru/news/2019/07/26/population-based-training
>Просто о направлении работ. Обучение, эволюция... "вот так и бабочки"

...эту информацию с анекдот.ру. В противном случае Вы получите трое суток за занос помойного контента.

И. Кошкин

От tarasv
К Администрация (И. Кошкин) (29.07.2019 15:02:20)
Дата 29.07.2019 19:57:54

Re: Об использовании neural networks это официоз от Waymo

>Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>>
https://nplus1.ru/news/2019/07/26/population-based-training
>...эту информацию с анекдот.ру. В противном случае Вы получите трое суток за занос помойного контента.

там есть ссылка на оригинал. https://medium.com/waymo/how-evolutionary-selection-can-train-more-capable-self-driving-cars-a7191f771982

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От bedal
К Администрация (И. Кошкин) (29.07.2019 15:02:20)
Дата 29.07.2019 15:36:49

речь о программных ошибках или о технологиях, применяемых в автовождении?

Про F-22 и меридиан смены дат.
Вот в английской вики об F-22:
https://en.wikipedia.org/wiki/Lockheed_Martin_F-22_Raptor
>In February 2007, on the aircraft's first overseas deployment to Kadena Air Base, six F-22s of 27th Fighter Squadron flying from Hickam AFB, Hawaii, experienced multiple software-related system failures while crossing the International Date Line (180th meridian of longitude).
Кстати, там же о преимуществах программного конструктива: в течение 48 часов после обнаружения проблема была исправлена на всех Рапторах.

Вот в книге о компании Локхид-Мартин, страница 71. Ни разу не юморное издание:
https://books.google.ru/books?id=49QmlNcqlUAC&pg=PA71&lpg=PA71&dq=F-22+fighters+180+meridian&source=bl&ots=IpC6hEcP-m&sig=ACfU3U3wbg0kfUQoMeT5LBMWllG2XXeJ-w&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjEwd6jjdrjAhWqy6YKHbvzAO8Q6AEwE3oECAgQAQ#v=onepage&q=F-22%20fighters%20180%20meridian&f=false

Йорктаун:
https://en.wikipedia.org/wiki/USS_Yorktown_(CG-48)
>On 21 September 1997, a division by zero error on board the USS Yorktown (CG-48) Remote Data Base Manager brought down all the machines on the network, causing the ship's propulsion system to fail

F-16, деление на ноль при уровне ниже уровня моря, причём случая было два, так как после первого так и не поняли, в чём дело:
>The first time they discovered the problem was during a flight in the Death Valley. While the aircraft was below see level, the flight computer was given the altitude of 0 and tried to divide by 0. Because of that the fire control system and some others crashed.
>The second time it happened was in the Dead Sea, with the IAF. In this incident the pilot changed the FBW system (that was analog that time) into manual mode, and landed the plane in the nearest AB. That's all I knew about these two incidents.
С гражданскими машинами, садящимися в аэропортах Балтики (Нидерланды, в первую очередь), находящихся на метр-другой ниже уровня моря, ничего подобного, впрочем, не происходило.

Sergeant York и вентиляция туалета
https://en.wikipedia.org/wiki/M247_Sergeant_York
>One of the early models was reported to have locked onto a latrine fan, mistaking its return for a moving target of low-priority.

достаточно или ещё?

О технологиях:
нейросети:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C
генетические алгоритмы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC

От Моцарт
К bedal (27.07.2019 20:12:22)
Дата 27.07.2019 21:32:34

Работаю с американским ПО

и когда речь заходит о датах, никогда не пишу, например, 00:00 26 июля. Только 23:29 25 июля или 00:01 26 июля. Потому что был опыт странных глюков.

От Cat
К Моцарт (27.07.2019 21:32:34)
Дата 30.07.2019 19:34:51

Да хрен там с минутами

там главное день с месяцем не перепутать, что сплошь и рядом :)

От Erdraug
К Cat (30.07.2019 19:34:51)
Дата 31.07.2019 03:13:04

Re: Да хрен...

>там главное день с месяцем не перепутать, что сплошь и рядом :)

Типичная проблема в тестировании ПО, т.к. у англоязычного заказчика в рамках одного и того же проекта могут применяться разные форматы в зависимости от конкретного аналитика/разработчика.

От Моцарт
К Cat (30.07.2019 19:34:51)
Дата 30.07.2019 22:31:41

Ох, это тоже жесть

06/05/11 — вот что это...

От vavilon
К Моцарт (30.07.2019 22:31:41)
Дата 02.08.2019 08:59:53

Пока не найдешь число больше 12 в первом или втором поле - не понять. Никак. (-)


От Colder
К vavilon (02.08.2019 08:59:53)
Дата 02.08.2019 09:13:08

Все очень просто на самом деле

Надо просто взять себе за правило _всегда_ при обращении с датами использовать явный формат - никаких умолчаний. И тогда не будет никаких проблем.

От Коля-Анархия
К Colder (02.08.2019 09:13:08)
Дата 02.08.2019 09:18:24

и как это сделать если заполняется электронная форма на сайте? (-)


От bedal
К Моцарт (27.07.2019 21:32:34)
Дата 28.07.2019 12:27:01

мы отдаём своё американам - и довольно тщательно следим за этим, да (-)