От Skvortsov
К марат
Дата 29.04.2019 09:32:07
Рубрики WWII;

Мухин все переврал. Вот нормальная советская книжка:


>Мухин М. Топливо победы
>..Всего, используя всяческие ухищрения, в 1942 г из баку удалось вывезти 1.6 млн т нефти и нефтепродуктов против запланированных 6 миллионов...


На самом деле это цифры исключительно о перемещении запасов нефти со складов Баку на склады Красноводска.

АД. БУЛКОВ Л.А.БУДКОВ НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СССР в годы ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

"Туркменским нефтяникам удалось поднять уровень добычи нефти. За второе полугодие 1942 г. добыча нефти увеличилась на 75,1 тыс. т по сравнению с первой половиной этого же года.
Добыча нефти увеличилась настолько, что имевшиеся нефтяные емкости уже не могли обеспечить прием и хранение нефти. Более того, в связи с угрозой вражеского вторжения в Закавказье нефтяным складам Красноводска пришлось принимать и бакинскую нефть.

До прекращения сообщения по Волге из 6 млн. т нефти, хранившейся на складах Баку, удалось вывезти только 1,6 млн. т. По решению правительства в IV квартале 1941 г. в Красноводске развернулись работы по строительству нефтяных емкостей и сооружению дополнительных эстакад, которые могли бы обеспечить налив не менее 1500 цистерн нефти в сутки.
15 октября 1941 г. бюро ЦК КП(б) Туркменистана, рассмотрев вопрос о строительстве дополнительных емкостей на Красноводской нефтебазе, наметило меры, направленные на выполнение в срок этого задания правительства. Для осуществления строительства нефтяных емкостей в октябре 1941 г. было организовано особое строительно-монтажное управление № 4 (ОСМУ).

От марат
К Skvortsov (29.04.2019 09:32:07)
Дата 29.04.2019 13:27:37

Re: Мухин все...



>АД. БУЛКОВ Л.А.БУДКОВ НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СССР в годы ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

>"Туркменским нефтяникам удалось поднять уровень добычи нефти. За второе полугодие 1942 г. добыча нефти увеличилась на 75,1 тыс. т по сравнению с первой половиной этого же года.
>Добыча нефти увеличилась настолько, что имевшиеся нефтяные емкости уже не могли обеспечить прием и хранение нефти. Более того, в связи с угрозой вражеского вторжения в Закавказье нефтяным складам Красноводска пришлось принимать и бакинскую нефть.

>До прекращения сообщения по Волге из 6 млн. т нефти, хранившейся на складах Баку, удалось вывезти только 1,6 млн. т. По решению правительства в IV квартале 1941 г. в Красноводске развернулись работы по строительству нефтяных емкостей и сооружению дополнительных эстакад, которые могли бы обеспечить налив не менее 1500 цистерн нефти в сутки.
>15 октября 1941 г. бюро ЦК КП(б) Туркменистана, рассмотрев вопрос о строительстве дополнительных емкостей на Красноводской нефтебазе, наметило меры, направленные на выполнение в срок этого задания правительства. Для осуществления строительства нефтяных емкостей в октябре 1941 г. было организовано особое строительно-монтажное управление № 4 (ОСМУ).
Разрыв мозга. Не успели вывезти в 1942 г до захвата Сталинграда, а задание дано уже в октябре 1941 г. Ничего не понимаю - так с какой целью дали задание строить емкости - для Красноводской нефти или для бакинской, которую в следующем году не успеют вывезти?
При этом Мухин пишет о снижении выработки добычи нефтяниками Баку потому что некуда и нечем вывозить.
С уважением, Марат

От Skvortsov
К марат (29.04.2019 13:27:37)
Дата 29.04.2019 15:09:21

Re: Мухин все...


>Разрыв мозга. Не успели вывезти в 1942 г до захвата Сталинграда, а задание дано уже в октябре 1941 г. Ничего не понимаю - так с какой целью дали задание строить емкости - для Красноводской нефти или для бакинской, которую в следующем году не успеют вывезти?

Как известно, в те годы крупнейшие нефтедобывающие районы страны находились в бассейне Каспийского моря. В последнем довоенном - 1940 году в Азербайджанской ССР было добыто 22,2 млн. т нефти, что в три раза превысило уровень 1913 г. {136}. Каспийский танкерный флот поэтому играл главную роль в функционировании морского нефтяного конвейера. В значительном объеме такие перевозки осуществлял и Черноморский транспортный флот.

Более 90 процентов общего количества нефти, вывозившейся морем, шло через Бакинский порт. Морской путь Баку - Астраханский рейд являлся первым участком главного нефтяного конвейера СССР. Пунктами слива нефтепродуктов были Астраханский рейд, Махачкала, Красноподск, Гурьев.
Нефтегрузы из Баку - района основных нефтепромыслов [188] страны, из Махачкалы, дававшей выход грозненским нефтепродуктам, направлялись морем и по Волго-Каспийскому каналу в Астрахань и далее по Волге в Сталинград, Саратов, Куйбышев, Москву. Нефть шла морем и по Урало-Каспийскому каналу к Гурьеву и Красноводску для дальнейшей транспортировки через Среднюю Азию и Зауралье в Сибирь.
30 сентября 1941 г. нарком морского флота С. С. Дукельский докладывал Государственному Комитету Обороны о том, что вывоз нефтепродуктов из Астрахани и прием их в районе Северного Каспия должным образом не налажены: на рейде простаивают морские и речные нефтеналивные суда общим тоннажем около 400 тыс. т с грузом 280 тыс. т нефти и нефтепродуктов {137}. Создавшееся положение заставило принять решение о строительстве хранилищных ям на волжских нефтебазах - в Астрахани, Сталинграде, Саратове, Куйбышеве и в других местах. Кроме того, было признано необходимым продлить навигацию на Северном Каспии по крайней мере до 15 января 1942 г. и резко увеличить завоз нефтепродуктов в европейскую часть страны через Красноводский порт и Среднюю Азию - не менее 500 тыс. т ежемесячно вместо 230 тыс. т по ранее установленным нормам {138}.

https://litlife.club/books/243399/read?page=49

От марат
К Skvortsov (29.04.2019 15:09:21)
Дата 29.04.2019 18:46:35

Re: Мухин все...

Извините, вы цитируете отдельные куски вне связи с вопросом.
Возникают новые вопросы - уже в 1941 г не справлялись с вывозом(завозом нефти) в глубь страны.
А почему? Немцы еще не дошли не то что до Волги, но даже до Дона.
Нефть резко перестала требоваться?

>
https://litlife.club/books/243399/read?page=49
С уважением, Марат

От Skvortsov
К марат (29.04.2019 18:46:35)
Дата 29.04.2019 19:44:41

Re: Мухин все...


Если интересно, прочитайте АД. БУЛКОВ Л.А.БУДКОВ НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СССР в годы ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

http://libed.ru/knigi-nauka/1034662-1-ad-bulkov-labudkov-neftyanaya-promishlennost-sssr-godi-velikoy-otechestvennoy-voyni-budkov-budkov-neftyanaya-pro.php

Там есть ответы на Ваши вопросы.

От марат
К Skvortsov (29.04.2019 19:44:41)
Дата 29.04.2019 20:44:13

Re: Мухин все...


>Если интересно, прочитайте АД. БУЛКОВ Л.А.БУДКОВ НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СССР в годы ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Спасибо.
>
http://libed.ru/knigi-nauka/1034662-1-ad-bulkov-labudkov-neftyanaya-promishlennost-sssr-godi-velikoy-otechestvennoy-voyni-budkov-budkov-neftyanaya-pro.php
Пишут что с июля 1942 г были перерезаны пути подвоза нефтепродуктов с Кавказа. Перевозка осуществлялась кружным путем через Среднюю Азию. Что пришлось из нефтебаз Баку нефть сливать в ущелья. Т.е. как и предполагалось, вывоз нефти во второй половине 1942 г резко упал.
В конце июля 1942 г. центральные и восточные районы СССР были отрезаны от основных ресурсов нефти и горючего, находившихся на Кавказе и в Закавказье. Зимой 1942—1943 гг. нефтепродукты с Кавказа перевозили в центральные и восточные районы дальним кружным путем через Среднюю Азию и Казахстан.
Транспорт не справлялся с вывозом нефтепродуктов.
Несколько миллионов тонн нефти пришлось перекачать из нефтехранилищ Баку и сохранять ее в лощинах гор.

С уважением, Марат

От Skvortsov
К марат (29.04.2019 20:44:13)
Дата 29.04.2019 21:25:14

Re: Мухин все...

Там еще пишут о перемещении нефтеперерабатывающих заводов и мазутных электростанций на Восток. А это изменение направления отгрузок. Пишут о демонтаже нефтепровода Баку-Батуми. Пишут о перемещении на Восток мобилизационных запасов нефтепродуктов. Поэтому уже в 1941 требовалось наращивать инфраструктуру для приема нефти на восточном направлении.

И выше я уже писал и давал ссылку:

"30 сентября 1941 г. нарком морского флота С. С. Дукельский докладывал Государственному Комитету Обороны о том, что вывоз нефтепродуктов из Астрахани и прием их в районе Северного Каспия должным образом не налажены: на рейде простаивают морские и речные нефтеналивные суда общим тоннажем около 400 тыс. т с грузом 280 тыс. т нефти и нефтепродуктов {137}. Создавшееся положение заставило принять решение о строительстве хранилищных ям на волжских нефтебазах - в Астрахани, Сталинграде, Саратове, Куйбышеве и в других местах."

Как видите, танкеры в речные порты приходили, а сливать было некуда. Пошли на крайние меры - вместо стальных резервуаров использовать хранилищные ямы.



От марат
К Skvortsov (29.04.2019 21:25:14)
Дата 30.04.2019 08:43:34

Re: Мухин все...

>Там еще пишут о перемещении нефтеперерабатывающих заводов и мазутных электростанций на Восток. А это изменение направления отгрузок. Пишут о демонтаже нефтепровода Баку-Батуми. Пишут о перемещении на Восток мобилизационных запасов нефтепродуктов. Поэтому уже в 1941 требовалось наращивать инфраструктуру для приема нефти на восточном направлении.
Это не важно в свете поставок из Баку в 1942 г. Понятно что СССР обустраивал базу в центре и на Востоке. Причем стимул был экономический - доставка из Баку на восток порядка 130-150 млн, а с Урала всего 69 млн руб.
При этом добыча Баку оставалась на уровне 70% союзной добычи. И если был затык вывоза из Баку, то значит были проблемы с ГСМ.
>И выше я уже писал и давал ссылку:

>"30 сентября 1941 г. нарком морского флота С. С. Дукельский докладывал Государственному Комитету Обороны о том, что вывоз нефтепродуктов из Астрахани и прием их в районе Северного Каспия должным образом не налажены: на рейде простаивают морские и речные нефтеналивные суда общим тоннажем около 400 тыс. т с грузом 280 тыс. т нефти и нефтепродуктов {137}. Создавшееся положение заставило принять решение о строительстве хранилищных ям на волжских нефтебазах - в Астрахани, Сталинграде, Саратове, Куйбышеве и в других местах."

>Как видите, танкеры в речные порты приходили, а сливать было некуда. Пошли на крайние меры - вместо стальных резервуаров использовать хранилищные ямы.
Так раньше такой проблемы не было. Хотя до войны Баку давал 22 млн тонн, а в войну упал до 15 млн. Вывод - танкеры поднимались по Волго-Камской системе и разгружались в глуби страны.
С уважением, Марат

От объект 925
К Skvortsov (29.04.2019 21:25:14)
Дата 29.04.2019 21:27:58

Ре: Мухин все...

>решение о строительстве хранилищных ям на волжских нефтебазах
+++
Красноводск ето не волжская нефтебаза.

Алеxей

От Skvortsov
К объект 925 (29.04.2019 21:27:58)
Дата 29.04.2019 21:59:39

Ну я по Красноводску уже давал ссылку. Вы по кругу пошли.

>>решение о строительстве хранилищных ям на волжских нефтебазах
>+++
>Красноводск ето не волжская нефтебаза.

https://minval.az/news/123719664

Для обеспечения завоза запасов нефтепродуктов в Красноводск в сентябре 500 тыс. тонн, в октябре 600 тыс. тонн и в ноябре 1942 г. 800 тыс. тонн провести следующие мероприятия:
3. Обязать Главнефтесбыт при Совнаркоме СССР (т. Широкова) использовать для приема и хранения темных нефтепродуктов в Красноводске имеющиеся естественные котлованы, приспособив их под ямные емкости до 1,5 млн тонн.
4. Возложить на Наркомстрой выполнение работ к 20 октября 1942 г. по приспособлению котлованов под ямные емкости, укладке 2 ниток трубопровода и постройке насосной станции для приема темных нефтепродуктов с моря и налива из ям в железнодорожные цистерны.

От объект 925
К Skvortsov (29.04.2019 21:59:39)
Дата 29.04.2019 22:42:33

Нет. У вас просто смешивание двух разных вещей

Мы выяснили что строительство хранилищ было связанно не с транспортировкой нефти для освобождения хранилищ, а строительством завода по ее переработке. В том числе планировали построить установку на импортном, т.е. американском, оборудовании.
Всего 4 завода- завод №228 в Орске, №431 в Красно­водске, №441 в Гурьеве и №443 в Куй­бышеве.

Алеxей

От Skvortsov
К объект 925 (29.04.2019 22:42:33)
Дата 30.04.2019 00:36:52

Это у Вас 1941 год с 1942 годом перемешались.

>Мы выяснили что строительство хранилищ было связанно не с транспортировкой нефти для освобождения хранилищ, а строительством завода по ее переработке. В том числе планировали построить установку на импортном, т.е. американском, оборудовании.
>Всего 4 завода- завод №228 в Орске, №431 в Красно­водске, №441 в Гурьеве и №443 в Куй­бышеве.

Это Вы неправильно выяснили.
Выше процитировал:
"По решению правительства в IV квартале 1941 г. в Красноводске развернулись работы по строительству нефтяных емкостей и сооружению дополнительных эстакад, которые могли бы обеспечить налив не менее 1500 цистерн нефти в сутки."

Это по году отгрузка по железной дороге порядка 9 млн.т. Не на местный завод, а в глубь страны.


Освобождение хранилищ - решение 1942 года. Для этого разрешили построить ямные емкости.




От объект 925
К Skvortsov (30.04.2019 00:36:52)
Дата 02.05.2019 09:15:51

Ре: советское планирование оно такое

>обеспечить налив не менее 1500 цистерн нефти в сутки."
+++
при "мощности" железной дороги в 12 пар поездов в сутки. Странно.
https://vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2892212.htm

Алеxей

От Skvortsov
К объект 925 (02.05.2019 09:15:51)
Дата 02.05.2019 14:56:37

По Ашхабадской ж.д.: Красноводск-Зиадин к концу 1942 года до 30 пар

>>обеспечить налив не менее 1500 цистерн нефти в сутки."
>+++
>при "мощности" железной дороги в 12 пар поездов в сутки. Странно.
>
https://vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2892212.htm

http://rr.aroundspb.ru/gko/GKO-2515.pdf


От объект 925
К Skvortsov (02.05.2019 14:56:37)
Дата 02.05.2019 15:39:53

вот именно. Ето постановление конца 1942-го года.

О невыполнении постановления сентября 1942-го года.
И там еще другая проблема. Зиадин, там было своё месторождение нефти. Уже разрабатываемое.

"Чтобы спасти положение, генерал Хрулев отправил в Среднюю Азию летом оперативную группу путейцев НКПС во главе с членом коллегии министерства — молодым и энергичным инженером В.С. Гавриловым. Задача группы — во что бы то ни стало поднять пропускную способность между Красноводском и Илецком и ускорить доставку фронтам горючего.
Первая трудность на месте — нет запаса рельсов и шпал. Хрулев разрешает Гаврилову разобрать малодеятельный железнодорожный участок Коканд-Наманган. Это дало 91 км рельсов и 100 тыс. шпал."
http://www.oboznik.ru/?p=1947

т.е. ето _альтернатива_ которой еще не было. И которую надо было построить.
Алеxей

От объект 925
К Skvortsov (30.04.2019 00:36:52)
Дата 30.04.2019 21:35:34

Re: Это у...

>"По решению правительства в IV квартале 1941 г. в Красноводске развернулись работы по строительству нефтяных емкостей и сооружению дополнительных эстакад, которые могли бы обеспечить налив не менее 1500 цистерн нефти в сутки."
+++
30 сентября 1941 г. нарком морского флота С. С. Дукельский докладывал Государственному Комитету Обороны о том, что... до 15 января 1942 г. и резко увеличить завоз нефтепродуктов в европейскую часть страны через Красноводский порт и Среднюю Азию - не менее 500 тыс. т ежемесячно вместо 230 тыс. т по ранее установленным нормам
https://www.litmir.me/br/?b=243399&p=48

24 октября 1941 года комитет Обороны принял решение об эвакуации завода (Туапсинский НПЗ) в Туркмению.
http://tuapsevesti.ru/archives/32382

3 сентября 1942 года Из постановления Государственного комитета обороны №2234с
1. Обязать Народного Комиссара Морского Флота (т. Ширшова) обеспечить в сентябре 1942 г. вывоз нефтепродуктов из Баку и Грозного
на Красноводск и Гурьев (кроме Астрахани) в количестве 730 тыс. тонн, в том числе:
- из Махач-Кала на Красноводск 50 тыс. тонн
Для обеспечения завоза запасов нефтепродуктов в Красноводск в сентябре 500 тыс. тонн, в октябре 600 тыс. тонн и в ноябре 1942 г. 800 тыс. тонн провести следующие мероприятия:
Обязать Главнефтесбыт при Совнаркоме СССР (т. Широкова) использовать для приема и хранения темных нефтепродуктов в Красноводске имеющиеся естественные котлованы, приспособив их под ямные емкости до 1,5 млн тонн
https://minval.az/news/123719664

11 октября 1942 г. ГКО принял поста­новление «О строительстве нефтеперерабатывающих заводов в Красноводске и Орске». В нем признавалось, что «по­становление ГОКО (...) о восстановле­нии Туапсинского нефтеперерабатыва­ющего завода в Красноводске сорвано, а состояние переброски оборудования батумских нефтеперерабатывающих ус­тановок не обеспечивает их пуск в экс­плуатацию на Орском заводе в установ­ленный срок».
https://burneft.ru/docs/archived_docs/articles_tek/40

Alexej

От объект 925
К Skvortsov (29.04.2019 19:44:41)
Дата 29.04.2019 19:50:16

там нет ответа на етот вопрос. (-)


От Iva
К марат (29.04.2019 18:46:35)
Дата 29.04.2019 19:44:06

Re: Мухин все...

Привет!

>А почему? Немцы еще не дошли не то что до Волги, но даже до Дона.
>Нефть резко перестала требоваться?

возможно потому, что уже тогда Волгу бомбили.
По крайней мере по воспоминаниям моих эвакуированных из СПБ в Казань родственников.

могло сказаться призыв судового персонала, сокращение ремонтов и т.д.


Владимир

От марат
К Iva (29.04.2019 19:44:06)
Дата 29.04.2019 20:29:28

Re: Мухин все...

>Привет!

>>А почему? Немцы еще не дошли не то что до Волги, но даже до Дона.
>>Нефть резко перестала требоваться?
>
>возможно потому, что уже тогда Волгу бомбили.
>По крайней мере по воспоминаниям моих эвакуированных из СПБ в Казань родственников.

>могло сказаться призыв судового персонала, сокращение ремонтов и т.д.
Да я как-то понял что танкеры из Каспия ходили по Волге на верх, а с началом войны по какой-то причине перестали. А мощности береговые не справлялись с перекачкой нефти с танкеров по адресатам. Что вполне логично - раньше часть нефти довозили по реке выше.
С уважением, Марат

От Пауль
К Skvortsov (29.04.2019 09:32:07)
Дата 29.04.2019 10:23:27

Я бы сказал, некритично списал с другого источника. (-)