От Skvortsov
К объект 925
Дата 28.04.2019 14:42:19
Рубрики WWII;

5 октября 1935 г. вступил в строй нефтепровод Гурьев-Орск,

5 октября 1935 г. вступил в строй нефтепровод Гурьев-Орск, предназначенный для доставки нефти на Орский нефтеперерабатывающий завод. Первая очередь перекачки по нефтепроводу Каспий - Орск составляла 1,5 млн. тонн "черного золота" в год. Предполагалось перекачать в Орск 1,2 млн. тонн нефти из Баку, а остальные 300 тонн из Эмбинского промысла. Для приема нефти из Баку в Гурьеве было решено построить специальный нефтяной порт с причалом.

http://www.atyrau-city.kz/index.php?uid=oil-trans&l=r

В годы войны нефтепровод Гурьев - Орск был переоборудован для перекачки в Орск бакинских нефтепродуктов, поступивших через Астрахань в Гурьев, а нефть, добываемую на нефтепромыслах Байчунас, Доссор, Сагиз, Макат, отгружали по железной дороге с действующих наливных эстакад.

https://www.ngpedia.ru/pic/48824753gldcFV0004186052.png



Государственный Комитет Обороны поставил тогда перед каспийцами сложнейшую задачу — до наступления ледостава на Северном Каспии перевезти из Баку и Махачкалы в Гурьев 300 тыс. т нефтепродуктов и для [190] этого продлить навигацию до самого конца 1942 г.{139}. Уполномоченным ГКО по морским перевозкам в Астрахани и Гурьеве был назначен Л. Ю. Белахов.
8–10 октября 1942 г. в Гурьеве на дебаркадере{140} «Донбасс» состоялось выездное заседание коллегии Наркомата морского флота под председательством П. П. Ширшова. Были приняты решения по обеспечению бесперебойного налива железнодорожных цистерн жидкими грузами в Гурьеве, четкой работы нефтепровода на Орск, снабжения Астрахани сырой нефтью.
Для усиления нефтепотока в район Гурьева было переброшено более 150 речных барж Волжского пароходства. Развернулось большое портовое строительство: углублялись фарватеры, сооружались эстакады и емкости, прокладывались нефтепроводы. Большую помощь в этом оказывал Гурьевский обком партии.
Организацией движения, приемкой и разгрузкой нефтеналивных судов руководил оперативный штаб, разместившийся на дебаркадере. Разгрузка танкеров производилась в 20–25 километрах от устья реки Урал. Нефтепродукты сливались в баржи, которые затем буксировались по каналу в Гурьев.
В октябре на севере Каспийского моря появился лед. Чтобы не дать ему окрепнуть, днем и ночью по рейду и Урало-Каспийскому каналу двигались буксиры. Случалось, что суда во льдах получали повреждения. Они ремонтировались здесь же, на рейде. Особенно неблагоприятная метеорологическая обстановка в Гурьеве сложилась в ноябре. Усилились морозы, Урало-Каспийский канал начал покрываться льдом, и проводка караванов крайне затруднилась. Навигацию пришлось закрыть.
Однако нефтяной конвейер не останавливался. По предложению Л. Ю. Белахова и опытнейшего капитана Г. А. Мезенцева, одобренному ГКО, из реки Урал на рейд вывели наливные баржи грузоподъемностью около 60 тыс. т, залили их подвезенными нефтепродуктами и вморозили в лед. После прокладки по ледяному панцирю трубопровода топливо перекачали в Гурьев. При выполнении этой операции далеко от порта зазимовали два каравана из 22 нефтеналивных судов. Для снабжения моряков, оказавшихся в тяжелом положении, Наркомат [191] морского флота использовал два самолета, которыми он располагал на аэродромах Астрахани и Баку. Благодаря всем этим мерам, мужеству экипажей судов и упорному труду портовиков каспийцы с честью выполнили важное государственное задание. Причем сверх плана было перевезено 20 тыс. т нефти и нефтепродуктов.
Одновременно моряки Каспия, взрывая динамитом и взламывая форштевнями судов лед на Волго-Каспийском канале и на Волге, доставили к Сталинграду через Астрахань свыше 100 тыс. т жидкого топлива{141}.

http://militera.lib.ru/h/vayner_ba/04.html


От объект 925
К Skvortsov (28.04.2019 14:42:19)
Дата 28.04.2019 14:48:10

Баку добыл в 1941- м году 12, (не помню) млн. тонн нефти.

>5 октября 1935 г. вступил в строй нефтепровод Гурьев-Орск, предназначенный для доставки нефти на Орский нефтеперерабатывающий завод. Первая очередь перекачки по нефтепроводу Каспий - Орск составляла 1,5 млн. тонн "черного золота" в год.
+++
в 1942 6 млн. нефти, из которых смогли вывезти 1,6 млн тонн.
А добыли всего 6 млн, т.к. "Сложившиеся нефтяные потоки были фактически перекрыты".
Кто хочет может расчитат процент 1,6 млн от 12,5.
Не, ну мне как бы понятно, почему не вывезли остальную нефть.
Непонятен смысл возражений о важности Сталинграда как транспортного узла и Волги как транспортной артерии.

Алеxей

От Пауль
К объект 925 (28.04.2019 14:48:10)
Дата 28.04.2019 17:59:51

Re: Баку добыл...

>в 1942 6 млн. нефти, из которых смогли вывезти 1,6 млн тонн.

Хватит всякую хрень из интернета цитировать.

"С мая по октябрь 1942 г. по Каспийскому морю было перевезено 6 165,7 тыс. тонн нефтепродуктов". (История второй мировой войны. Т. 5).

>Алеxей
С уважением, Пауль.

От объект 925
К Пауль (28.04.2019 17:59:51)
Дата 28.04.2019 18:48:05

Re: Баку добыл...

>Хватит всякую хрень из интернета цитировать.

>"С мая по октябрь 1942 г. по Каспийскому морю было перевезено 6 165,7 тыс. тонн нефтепродуктов". (История второй мировой войны. Т. 5).
++++
https://vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2892202.htm

Alexej

От объект 925
К объект 925 (28.04.2019 14:48:10)
Дата 28.04.2019 16:22:48

аберация приключилась

перевозка нефти водным транспортом из Баку:
1940-й год 13,4 млн тонн
1942-й год 7,5 млн тон

вот для етих почти 6 млн тонн и надо было искать альтернативу по перевозке.

Алеxей

От Skvortsov
К объект 925 (28.04.2019 16:22:48)
Дата 28.04.2019 16:38:46

Ну так Красноводск и был альтернативой (-)


От объект 925
К Skvortsov (28.04.2019 16:38:46)
Дата 28.04.2019 16:46:40

интересно сколько в реале перевезли. (-)


От объект 925
К объект 925 (28.04.2019 16:46:40)
Дата 28.04.2019 17:00:36

поскольку

Цистернами много не натаскаеш, а во вторых (постановление ГКО)
http://rr.aroundspb.ru/gko/GKO-2515.pdf
Алеxей

От Skvortsov
К объект 925 (28.04.2019 17:00:36)
Дата 28.04.2019 18:10:09

Похоже, что и танкеры отвлекли для посторонних перевозок

Для поддержания регулярного сообщения между Махачкалой и Астраханью не хватало сухогрузных судов, приспособленных к воинским перевозкам большого масштаба. Пришлось использовать для этих целей танкеры и нефтеналивные баржи.
На Астраханском рейде, Волго-Каспийском канале и на переходе морем транспортный флот прикрывался авиацией Закавказского фронта и кораблями Каспийской флотилии, в том числе ее зенитными плавучими батареями.
Для усиления Северо-Кавказского и Закавказского [127] фронтов суда «Рейдтанкера» и «Касптанкера» совместно с боевыми кораблями и под их прикрытием в августе — октябре доставили из Астрахани в Махачкалу 10-й и 11-й гвардейские стрелковые корпуса, кавалерийский корпус, одиннадцать стрелковых бригад и пять полков{88}. При этом особенно отличился теплоход «ВЛКСМ» (капитан И. В. Савин), буксировавший одновременно по три баржи и доставлявший за каждый рейс по 13 тыс. воинов с личным оружием.
Перевозки столь крупного масштаба стали возможны благодаря использованию главным образом крупнотоннажных танкеров. Они уже имели такой опыт, который был получен при эвакуации гражданского населения из портов Баку и Махачкала осенью 1941 г. и летом 1942 г.
Как и на Черном море, суда постоянно подвергались ударам вражеской авиации, особенно на выходе из портов, в узкостях. Так, 24 августа в Астраханском порту фашистские самолеты атаковали несамоходную баржу «Нефтедаг». Буксир «Память тов. Войкова» еще не успел вывести ее из Волго-Каспийского канала, как они появились над рейдом. Выручила плавучая батарея Каспийской военной флотилии «Экватор», плотной огневой завесой помешавшая им точно отбомбиться. От близкого разрыва бомб на «Нефтедаге» убило и ранило много бойцов. Лопнул буксирный трос, и баржа остановилась. В это время налетела еще одна группа бомбардировщиков. Их удары тоже были неточными — плавучая батарея снова плотным огнем прикрыла баржу.
Глубокой осенью Каспийский транспортный флот выполнил срочное задание Верховного Главнокомандования по перевозке танков из Пехлеви и Бендер. Получив его, каспийцы быстро переоборудовали для этого палубы нефтеналивных судов и своевременно, без больших потерь доставили эти боевые машины в советские порты.

http://militera.lib.ru/h/vayner_ba/03.html

От объект 925
К Skvortsov (28.04.2019 18:10:09)
Дата 29.04.2019 14:41:06

а ето не важно. Так как вывозка "тёмных нефтепродуктов" в Туркменистан

ето не замена поставок нефтепродуктов армии и стране, а разгрузка хранилищ в Баку от мазута.

Алеxей

От Skvortsov
К объект 925 (29.04.2019 14:41:06)
Дата 29.04.2019 22:12:32

Как раз для крекинга мазут и требовался.

>ето не замена поставок нефтепродуктов армии и стране, а разгрузка хранилищ в Баку от мазута.

Как раз для крекинга мазут и требовался.

В Красноводск вывезли Туапсинский нефтеперерабатывающий завод.

24 октября 1941 года комитет Обороны принял решение об эвакуации завода в Туркмению. 25 июля 1942г. процесс отправки оборудования был завершён. Всего к этому моменту было вывезено 780 вагонов с технологическим и энергетическим оборудованием, насосами, арматурой, разобранными резервуарами, трубами, кабелем и огнеупорным кирпичом. Вместе с предприятием Туапсе покинули 180 работников завода с семьями.

Заводские объекты удалось смонтировать за 9 месяцев. Первая крекинг-установка обновлённого предприятия была запущена 3 июня 1943 г. Чуть позже заработала вторая установка глубокой переработки, в августе-сентябре – обе трубчатки.

От объект 925
К Skvortsov (29.04.2019 22:12:32)
Дата 29.04.2019 22:28:10

Ре: Как раз...

>Как раз для крекинга мазут и требовался.
+++
но не 1,5 млн тонн для завода запущенного через год.

Алеxей

От объект 925
К объект 925 (29.04.2019 22:28:10)
Дата 02.05.2019 15:52:27

суточная мощность Туапсинского НПЗ в начале 30-х 3 500 тонн нефти в сутки. (-)


От объект 925
К объект 925 (29.04.2019 22:28:10)
Дата 29.04.2019 22:45:04

Ре: я думаю, там планировали построить завод, поетому увеличили емкость

хранилищ. А когда пришла нужда для хранения бакинской нефти, то решили использовать ети хранилища. Также их увеличили путём рытья котлованов.
Алеxей

От Skvortsov
К объект 925 (28.04.2019 14:48:10)
Дата 28.04.2019 15:34:23

Re: Баку добыл...

>>5 октября 1935 г. вступил в строй нефтепровод Гурьев-Орск, предназначенный для доставки нефти на Орский нефтеперерабатывающий завод. Первая очередь перекачки по нефтепроводу Каспий - Орск составляла 1,5 млн. тонн "черного золота" в год.
>+++
>в 1942 6 млн. нефти, из которых смогли вывезти 1,6 млн тонн.
>А добыли всего 6 млн, т.к. "Сложившиеся нефтяные потоки были фактически перекрыты".
>Кто хочет может расчитат процент 1,6 млн от 12,5.
>Не, ну мне как бы понятно, почему не вывезли остальную нефть.

Планировали вывезти больше. В основном через Красноводск.

https://minval.az/news/123719664

>Непонятен смысл возражений о важности Сталинграда как транспортного узла и Волги как транспортной артерии.

Она важна. Но не критична. По факту ведь пережили осень 42.

От объект 925
К Skvortsov (28.04.2019 15:34:23)
Дата 28.04.2019 15:45:08

Ре: Баку добыл...

>Она важна. Но не критична. По факту ведь пережили осень 42.
+++
В данном случае "по факту" как аргумент не принимается. Надо смотреть потребность и сколько было.
Поетому начали срочно для замены разработки в Башкирии, Татарии и емнип Казахстане.
Алеxей

От Skvortsov
К объект 925 (28.04.2019 15:45:08)
Дата 28.04.2019 15:55:19

Ре: Баку добыл...

>>Она важна. Но не критична. По факту ведь пережили осень 42.
>+++
>В данном случае "по факту" как аргумент не принимается. Надо смотреть потребность и сколько было.
>Поетому начали срочно для замены разработки в Башкирии, Татарии и емнип Казахстане.
>Алеxей

Но в потребности тоже была диспропорция. Дефицит был бензина и дизтоплива. Мощностей для крекинга не хватало. После прямой перегонки оставался избыток мазута, который предложили закачивать назад в пласт (я дал ссылку выше).

А "остающийся от ежедневной выработки мазут до 24 тысяч тонн закачивать в скважины" - это до 8760 тыс. т за год.

От объект 925
К Skvortsov (28.04.2019 15:55:19)
Дата 28.04.2019 16:00:22

Ре: Баку добыл...

> После прямой перегонки оставался избыток мазута,
+++
ето не избыток. Ето то что не смогли перевезти для армии и народного хозяйства.
Вот таким образом.
http://olaylar.az/photos/uploads/oksana-10.05.2016/20%20(2).jpg


Алеxей

От Skvortsov
К объект 925 (28.04.2019 16:00:22)
Дата 28.04.2019 16:36:53

Ре: Баку добыл...

>> После прямой перегонки оставался избыток мазута,
>+++
>ето не избыток. Ето то что не смогли перевезти для армии и народного хозяйства.
>Вот таким образом.
>
http://olaylar.az/photos/uploads/oksana-10.05.2016/20%20(2).jpg



У меня есть подозрение, что этот мазут смогли бы переработать на ленд-лизовских крекинговых установках только в 1944-45. Везли на восток нефть и нефтепродукты. По сути в пласт закачали флотский и топочный мазут.

"Так, в 1940 г. на отечественных нефтеперерабатывающих заводах было переработано 29 млн 414 тыс. т нефти, в результате выработано всего 883,6 тыс. т авиационного бензина, 3 млн 476,7 тыс. т автомобильного бензина, 5,6 млн т керосина, 1 млн 274 тыс. т лигроина, 1 млн 459 тыс. т дизельного топлива, 413,2 тыс. т флотского мазута, 9,8 млн т топочного мазута, а также 1 млн 469 тыс. т различных масел"

Сложная ситуация в стране с объёмами поставок авиационного и автомобильного бензинов и их низким качеством была связана с общим неудовлетворительным положением советских нефтеперерабатывающих заводов. Здесь 85% нефти перерабатывалось методом прямой перегонки на кубовых и трубчатых атмосферно-вакуумных установках, поэтому в товарной номенклатуре доминировали тёмные нефтепродукты. Так называемая «мазутная ориентация», в результате которой выпуск светлых нефтепродуктов в целом по стране едва достигал 20%, и являлась основным негативным фактором, осложнявшим полное и надёжное обеспечение горюче-смазочными материалами как отраслей народного хозяйства СССР, так и Вооружённых Сил.

Исходя из оценки генерал-полковника В. В. Никитина, нефтяная промышленность СССР в 1941 г.
«…могла обеспечить потребность Наркомата обороны на год войны по авиационным бензинам только на 26,6%, по дизельному топливу — на 67,5%, по авиационным маслам — на 11,1%»

http://www.oilru.com/nr/231/5718/jscripts/tiny_mce/plugins/paste/jscripts/tiny_mce/plugins/paste/blank.htm#_ftnref9

От Iva
К Skvortsov (28.04.2019 16:36:53)
Дата 29.04.2019 11:05:33

Ре: Баку добыл...

Привет!

>Сложная ситуация в стране с объёмами поставок авиационного и автомобильного бензинов и их низким качеством была связана с общим неудовлетворительным положением советских нефтеперерабатывающих заводов. Здесь 85% нефти перерабатывалось методом прямой перегонки на кубовых и трубчатых атмосферно-вакуумных установках, поэтому в товарной номенклатуре доминировали тёмные нефтепродукты. Так называемая «мазутная ориентация», в результате которой выпуск светлых нефтепродуктов в целом по стране едва достигал 20%, и являлась основным негативным фактором, осложнявшим полное и надёжное обеспечение горюче-смазочными материалами как отраслей народного хозяйства СССР, так и Вооружённых Сил.

вы еще учитывайте, что основным способом производства толуола у нас был керосиновый - из керосина. На это шла очень большая часть добычи нефти и, надо понимать, мощностей по крекингу.

Владимир