>Автор романа и режиссер фильма рассказали о первом этапе Великой Отечественной войны с прекрасной силой искренности, честно и правдиво. Трагические картины сорок первого года потому так и впечатляют, что не сглажены острые углы, не заретушированы все резкие пятна, не обойдены проблемы, о которых с мужественной прямотой говорилось на XX и XXII партийных съездах.
Конечно, на общем фоне тяжелых событий этого периода были и отдельные эпизоды растерянности, трусости и даже предательства. Но это не характерно для тех, кто громил гитлеровские полчища на подступах к Москве.
Случай, можно сказать, берется рядовой, однако автор искусственно создает вокруг него трагедийную ситуацию. Не встречая никакого сопротивления, фашистские танки движутся вперед, наводя страх и ужас на всех, кто попадается на пути.
>Как нелепо разлучили с оружием бойцов дивизии, которые прошли по тылам врага и вырвались из окружения! И вот герои оказываются лицом к лицу с танками врага, и люди погибают безоружные, погибают бессмысленно.
Расчет предоставлен самому себе. Нет ни направляющей воли командира, нет партийно-политической работы, видимо, в составе расчета нет ни коммунистов, ни комсомольцев.
Обстановка на фронте никому не известна, да, видимо, и не интересует, так как не предпринимается никаких мер для ее уяснения. Все последующие события происходят внезапно и без видимой связи.
Показанный нам артиллерийский расчет — это не войсковой организм со свойственными ему дисциплиной, спайкой, войсковым товариществом, так ярко появившимися в году войны, а какая-то слабо сколоченная группа пессимистически настроенных людей, заранее обреченных на гибель.
Но так иронизировать — это упрощать события и глумиться над преданнейшими Родине командира-ми, клеветать на них. Между тем даже противник вынужден был признавать высокое военное мастерство наших военачальников.