От Пауль
К All
Дата 30.01.2019 08:41:15
Рубрики WWII; Искусство и творчество;

«Лейтенантскую прозу» зажимают

ВОПРЕКИ ПРАВДЕ ЖИЗНИ

В журнале «Новый мир» (№ 1—2 за 1966 год) опубликована повесть Василя Быкова «Мертвым не больно». Имя автора ряда ранее изданных и удачных произведений широко известно, и поэтому возникает естественный интерес к его новому произведению.

Но первые же страницы повести сразу настораживают читателя. Автор ведет его по каким-то зловещим закоулкам, в искаженном виде рисуя людей в дни войны и послевоенные годы.

Военные события повести развертываются в 1944 году в районе Кировограда. Это были дни, когда наши войска, управляемые опытными, закаленными в боях командирами, вели успешные наступательные бои на широком фронте. Чтобы не замедлять темпа продвижения, они иногда оставляли в своем тылу блокированные опорные пункты врага, которые затем уничтожались.

Такая панорама тех событий видится каждому, кто объективно изучает историю Великой Отечественной войны. Вдохновляемые высокими идеями защиты чести, свободы и независимости Родины, наши воины проявляли массовый героизм, умение и находчивость на поле боя, У них за плечами уже были победы под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и на Днепре. В боях-они равнялись на своих командиров, учились у них мужеству и героизму.

Но вот мы начинаем читать повесть Быкова и сразу попадаем в какую-то непонятную обстановку. В то время, когда наши войска победно наступали, читатель по воле автора оказывается в атмосфере неудач. Описывается частный эпизод: в тылу наступающих советских войск осталась небольшая группа вражеских танков, пытающаяся выйти из окружения. Случай, можно сказать, берется рядовой, однако автор искусственно создает вокруг него трагедийную ситуацию. Не встречая никакого сопротивления, фашистские танки движутся вперед, наводя страх и ужас на всех, кто попадается на пути. Всюду возникает невообразимая паника. В такой обстановке и действуют герои повести, разграниченные автором на две резко отличающиеся группы.

На одной стороне — люди «маленькие», которыми командуют. Это смелые и мужественные воины. готовые к любым испытаниям и самопожертвованию. Среди них младший лейтенант Василевич, от имени которого ведется повествование, его друг Юрка, медсестра Катя, старшина Евсюков и другие.

Вторую группу действующих лиц составляет «начальство». (Это слово часто мелькает на страницах повести). Здесь совсем иные люди, иные характеры. Грубость, подлость, карьеризм, безразличие к судьбе подчиненных — вот характерные черты представителей «второй группы». Так, по крайней мере, они запечатлены в сознании Василевича, мысли которого, судя по всему, разделяет и автор.

Читателю, не знакомому с действительным положением дел на фронте, и особенно молодому, может показаться, что все описанное в повести правдиво. Но согласиться с этим — значит бросить тень на пашу армию, завоевавшую великие победы. Поэтому есть необходимость подробнее разобраться в серьезных идейных и художественных просчетах, допущенных в произведении.

В повести чередуются картины нынешних дней и военного времени. Это позволяет автору более объемно прослеживать судьбы героев, оценивать события прошлого как бы с позиций сегодняшнего дня.

Однако позиция самого автора сплошь и рядом оказывается тенденциозной и неправильной. Не давая себе труда для объективного анализа, он задним числом огульно упрекает командиров в беспечности. в неумении хорошо организовать наступление. «Важно было,— с горькой иронией говорится в повести, — окружить Кировоград, поставить под угрозу разгрома десяток немецких дивизий. Кому там заботиться, что в каком-то месте наших боевых порядков образовалась брешь, в которую влезли немцы».

Но так иронизировать — это упрощать события и глумиться над преданнейшими Родине командира-ми, клеветать на них. Между тем даже противник вынужден был признавать высокое военное мастерство наших военачальников.

Удивительно обывательские, кощунственные мысли возникают у Василевича, когда он стоит возле памятника на могиле Неизвестного солдата: «Высоченный, не слишком оригинальный монумент, сооруженный по помпезным канонам своего времени. Наверху — орденская звезда Победы. Высокая, усыпанная драгоценностями награда, доставшаяся за войну маршалам, генералиссимусу и румынскому королю Михаю».

Поистине нужно не уважать своих полководцев, забыть историю, чтобы написать такие слова!

Автор лишает права на читательское доверие не только тех, кто организовывал наступательные операции, но и командиров меньших рангов. На совести чуть ли не каждого из них он находит черные пятна.

Особенно мрачными, пугающими нарисованы в книге образы штабного офицера Сахно, в котором читатель узнает работника особого отдела, и его двойника председателя военного трибунала Горбатюка. Первый — мерзавец высшей, марки, самодур и трус. Он всех подозревает в предательстве, допрашивает ни в чем не повинных людей, отдает нелепые приказы, расстреливает тяжело раненного шофера, посылает людей на минное поле, где их ждет верная смерть, а затем сам, оказавшись в плену, угодливо помогает фашистам грузить военное имущество.

Ничем не лучше его и Горбатюк. Этот представитель органов правосудия совершенно безразличен к судьбам людей в шинелях: Он цинично исповедует такие взгляды: «На войне там был порядок, где солдаты боялись командира больше, чем немца».

При чтении повести невольно создается впечатление, что автор критикует и пародирует их только за то, что они занимают должности, которые ему не нравятся. Но такой подход к решению творческой задачи вряд ли мог принести пользу.

Конечно, никто не станет утверждать, что в огромной массе войск на фронте все люди были идеальными. Среди них встречались и нарушители дисциплины. И наши командиры и начальники всех специальностей вели большую работу по их воспитанию, добиваясь высокой организованности в войсках. И с этим литератору, пишущему о войне, нужно считаться.

Было бы полезнее для правдивого отображения событий противопоставить в повести плохим людям хороших, показать партийность в характерах советских людей. К сожалению, автор строит противопоставления на иных принципах. Увлеченный нагнетанием психологических ужасов, он ведет читателя через сумятицу чувств людей, одержимых страхом, сомневающиеся в добрых намерениях командиров и начальников.

Трудно было в 1944 году увидеть на фронте такую неразбериху и растерянность, которые описаны в повести «Мертвым не больно». Но автор, не считаясь с действительностью. не жалеет черных красок и прямо указывает на виновных. Это командиры, названные по именам, и безликие. Последним нет числа.

Каждый из них; услышав о надвигающейся опасности, старается уйти от ответственности. Так же ведут себя и офицеры тыла. «Подполковник и тот, что в телогрейке, отходят к хате и закуривают... Слышно, как тот, второй, тихо предлагает, начальнику: — Видно, надо смываться. Ну их к дьяволу, эти танки...»

Таких офицеров в повести немало. И автор произведения устами Василевича выражает сожаление, что командиры не выбираются.

Правда, есть упоминание и о хороших командирах. Это генерал, который заботится о прикрытии артиллерией танкоопасного направление Это подполковник, который отдал приказ вывезти на танках тяжелораненых.

Но такие люди появляются в повести мгновенно и так же быстро исчезают. Зато для людей ущербных автор не жалеет ни места, ни красок.

Судя по повести, офицеры тыла — бездушные механизмы, лишенные человеческих черт. Все эти механизмы в минуту опасности мгновенно срабатывают по системе «спасайся, кто может», во время танковой атаки врага они оставляют на произвол судьбы разбегающихся в панике подчиненных.

Общее удручающее впечатление от повести не рассеивают даже страницы, посвященные бою с фашистскими танками группы бойцов под командованием старшины Евсюкова. Эта картина мужества заслоняется мрачным туманом уныния и безысходности.

Фатальная неизбежность гибели преследует героев повести. И виновниками всех бед и несчастий автор снова и снова выставляет наших командиров, которые, по его мнению, заботились только о себе. Такое обвинение не может не вызвать у советских людей решительного протеста. Противопоставление командиров массе воинов — не что иное, как сознательное искажение действительности, принижение нашей победы. Ведь каждому хорошо известно, что советские командиры — плоть от плоти народной, что их нельзя отделить от рядовых участников войны. Они выступали не только организаторами боя, но и показывали высочайшие образцы личного мужества и отваги, вдохновляя солдат на победу.

Домыслы в повести об армейских порядках граничат порой с клеветой. Если верить автору, в наших военных училищах в годы войны царил голод. В повести смакуется выдуманная картина скудной жизни курсантов, у которых от запаха хлеба кружится голова. Голод, как рассказывает Василевич, заставил его и Юрку уйти из караула и работать за несколько буханок на хлебозаводе.

Такое извращенное изображение действительности обидно для армии. Здесь что ни слово, то фальшь. А правда заключалась в том, что народ в самые трудные дни снабжал войска и училища всем необходимым — оружием, одеждой и продовольствием.

В своей повести автор отдал дань абстрактному гуманизму и пацифизму. Он описывает многочисленные случаи гибели советских людей, однако во имя чего, во имя какой цели приносились жертвы, не говорит.

Какие же стороны жизни показывает автор в главах о послевоенном времени? Мы снова встречаемся с бывшими офицерами. Горький осадок оставляют эти встречи. Многие из тех командиров пьют, ненавидят прошлое. Один из них, потягивая горькую, судачит о том, что на войне в штрафные роты якобы попадали невинные люди. Пьянствующие ветераны войны не устроены, озлоблены, мстят друг другу.

Странный взгляд у автора на молодое поколение. Оно, по мнению автора, безразлично к героическому наследству отцов. «Торжественная церемония возле памятника их мало занимает. Они живут своим, куда более близким... Война для таких — абстракция. Как оледенение Европы. Как неолит». А стоило бы автору побывать в школах, пионерских отрядах, и он увидел бы, с каким волнением наша молодежь относится к прошлому, как много делает для увековечения памяти героев.

Не может не вызвать возмущения попытка автора противопоставить украинцев белорусам, поссорить их. Не видеть дружбы людей в советском обществе, дружбы всех советских народов — это не видеть главного и сознательно порочить нашу действительность.

Слишком тенденциозен и ограничен главный герой повести Василевич. Нагрузка, которую дал ему автор, для него оказалась не по плечу. Он не увидел того, что нужно было увидеть, не сказал того, что надо сказать. Правда жизни прошла мимо него.

Просто даешься диву, как много в повести, действие которой ограничено двумя фронтовыми сутками, собрано всяких нелепостей, грязной фальши.

Подтекст заголовка повести «Мертвым не больно» воспринимается в том смысле, что воины погибли понапрасну и теперь высказать протеста не могут. Нет, не понапрасну сражались и отдавали Родине свои силы, свой талант и свою жизнь наши командиры, политработники, все рядовые великой войны. Их усилиями была завоевана победа и спасено первое в мире социалистическое Отечество, завоевана свобода для порабощенных фашизмом народов.

Не случайно народ наделил погибших ореолом бессмертия — их сердца бьются в живом пламени вечного огня. Действительно, мертвые не могут высказать свою боль автору. Но за мертвых больно живым. Больно, когда кто-то начинает глумиться над светлой памятью павших.

Полковник С. БАРЕНЦ.
И. ЛАШКОВ.

Красная звезда. 1966. 20 апреля (№ 92).

С уважением, Пауль.

От bvl
К Пауль (30.01.2019 08:41:15)
Дата 31.01.2019 11:45:59

Re: «Лейтенантскую прозу»...

>ВОПРЕКИ ПРАВДЕ ЖИЗНИ
Странно, но я готов подписаться под каждой запятой...

С уважением,

bvl

От Пауль
К bvl (31.01.2019 11:45:59)
Дата 31.01.2019 11:56:58

Re: «Лейтенантскую прозу»...

>>ВОПРЕКИ ПРАВДЕ ЖИЗНИ
>Странно, но я готов подписаться под каждой запятой...

"Оба хуже" (с) один грузин.

>С уважением,

>bvl
С уважением, Пауль.

От Samsv
К Пауль (30.01.2019 08:41:15)
Дата 30.01.2019 12:38:48

Ну так статья написана поэтом и очеркистом, он лучше знает,как надо было писать.

>ВОПРЕКИ ПРАВДЕ ЖИЗНИ

>В журнале «Новый мир» (№ 1—2 за 1966 год) опубликована повесть Василя Быкова «Мертвым не больно». Имя автора ряда ранее изданных и удачных произведений широко известно, и поэтому возникает естественный интерес к его новому произведению.


>Полковник С. БАРЕНЦ.


Приветствую!

Так мы вышли на Балтику. Свершилось то, чему были подчинены все усилия войск 1-го Прибалтийского фронта со времени окончания Витебской операции. Прибалтийская группировка противника была рассечена надвое. Успех этот, разумеется, разделяли все воины фронта. Одновременно с нашей армией к морю прорвались части 5-й гвардейской танковой (севернее Мемеля) и 51-й армий (южнее Руцавы).

С членом Военного совета С. И. Шабаловым мы проехали к побережью. Оставили машину за каменным домиком, дальше пошли пешком. Был хмурый осенний день с мелким дождем и холодным ветром, серая лента шоссе уходила на юг. На обочине два бойца приколачивали к столбу прямоугольник фанеры с надписью: "Товарищ! Эта дорога — в Восточную Пруссию. Вперед, на Тильзит!" Мы пересекли шоссе. В песчаных дюнах, в выемке, находилась полевая кухня. Поодаль, развернув башни стволами к морю, стояли танки. Вокруг одного из них сгрудились танкисты. С котелками в руках, закинув голову, они смотрели на рослого офицера. А он, опершись на башню, громко и вдохновенно читал стихи: [302]

Шумела Балтика. Валы
Катились пенной чередою.
Как стрелы, вырвавшись из мглы,
Летали чайки над водою.
Над морем таял синий мрак,
И вдруг зардело, засияло...

В этот миг над морским горизонтом, где в туманной мгле маячили фашистские военные корабли, сверкнул орудийный залп. Докатился тяжелый гул, снаряды рванули где-то за спиной, за дорогой. Но никто из танкистов даже не обернулся. Поэт, пренебрежительно махнув рукой в сторону кораблей, продолжал:

На маяке взметнулся флаг,
Прорезав тучи светом алым.
Бил в берег яростный прибой,
Кружились чайки на просторе.
Мы пили солнечный настой,
Ногою твердой став при море...

— Узнаешь? — спросил меня Сергей Иванович.

Ну конечно! Это был Сергей Кузьмич Баренц, один из корреспондентов армейской газеты, очеркист и поэт, всегда искавший тематику своих произведений на переднем крае войны — в стрелковом окопе, в танковом десанте, на артиллерийских огневых позициях.

Нас заметили, кто-то подал команду, Баренц спрыгнул с брони, направился к нам.

— Когда же, Сергей Кузьмич, успел сочинить? — спросил Шабалов.

— Сегодня. В такой час не ты к рифме, но она к тебе спешит.

— Хорошие стихи. Но не обессудь за прозаический вопрос: почему "солнечный настой" в такую хмурь?

— Верно, погода не праздничная, — согласился Баренц. — Но вижу в ней солнце, ничего не поделаешь.

Возвращались к машине уже втроем, говорили о поэзии на войне, я вспоминал Алексея Суркова, его "Землянку", минные поля сорок первого, с которых ушла в большую жизнь эта песня. Баренц рассказывал нам о технике поэтической работы, о том, как мучительно трудно бывает осмыслить то или иное событие и, наоборот, как иногда неприметная деталь вырастает вдруг в художественный образ. Цитировал Пушкина, Лермонтова, Некрасова, потом спросил: [303]

— Не упрекнут меня за последнюю строку?

— "Ногою твердой став при море"?

— Да. За пушкинскую строку.

— За что ж упрекать? Это давний обычай. Дань глубокого уважения к великому поэту...


[
http://militera.lib.ru/memo/russian/beloborodov2/14.html ]

>С уважением, Пауль.
С уважением, Samsv, http://samsv.narod.ru

От М.Токарев
К Samsv (30.01.2019 12:38:48)
Дата 30.01.2019 18:31:56

Сергей Кузьмич БарЭнц, настоящая фамилия - Петухов...

Доброе время суток!

В войну и до войны использовал ставший фамилией псевдоним "БарЭнц", под которой и фигурирует на "Памяти народа":
https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie16953363/

"...Первые стихи он опубликовал в середине тридцатых годов, будучи студентом, в многотиражке Архангельского лесотехнического института «Наш темп». Он продолжал писать стихи и тогда, когда работал заведующим группой производства поисковой партии Архангельской области, и когда уже перед самой войной был методистом по фольклору Архангельского Дома народного творчества, и когда шагал по дорогам войны, печатаясь, в основном, в армейских и фронтовых газетах. Публикаций было много: и стихи о героях боев, и очерки, и просто корреспонденции…" В общем, из числа преуспевших благодаря насаждению в СССР всеобщей грамотности "вечных замполитов". http://www.puteshestvie32.ru/content/barenc
"Основная тематика книг С.Баренца – героизм советского солдата в годы Великой Отечественной войны, жизнь и быт современной Советской Армии." А вот легко искомый в сети образец его творчества: "Под ливнем стали
Перекрестным,
Упал боец на пулемет.
Он в звездный миг
Под небом звездным
Открыл для взвода путь вперед.
И так всегда.
В любом движенье
Есть тот,
Кто жертвует собой.
И, на него держа равненье,
Выходят люди в наступленье,
Победно завершая бой."
Символично, что физическая кончина Сергея Баренца наступила в 1991 году - одновременно с прекращением существования СССР, КПСС, Союза членов Союза писателей СССР, Главного политуправления Вооруженных Сил и т.д. и т.п.

В действительности всё обстояло совсем не так, чем на самом деле.
М. Токарев

От Samsv
К Samsv (30.01.2019 12:38:48)
Дата 30.01.2019 12:40:41

Орден Отеч. войны в 1985 году, других наград на "Подвиге" не нашёл. (-)


От КарАн
К Samsv (30.01.2019 12:40:41)
Дата 30.01.2019 12:51:08

На "Памяти" искать надо.

Приветствую!

https://pamyat-naroda.ru/heroes/?last_name=%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86&first_name=%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9&middle_name=%D0%9A%D1%83%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B8%D1%87&group=all&types=pamyat_commander:nagrady_nagrad_doc:nagrady_uchet_kartoteka:nagrady_ubilein_kartoteka:potery_doneseniya_o_poteryah:potery_gospitali:potery_utochenie_poter:potery_spiski_zahoroneniy:potery_voennoplen:potery_iskluchenie_iz_spiskov:potery_vpp&page=1

За отвагу, за оборону Москвы, ОВ 1 и 2 степени. Это за войну. + тяжелое ранение.


От Samsv
К КарАн (30.01.2019 12:51:08)
Дата 30.01.2019 13:07:11

Правильно, на "Памяти" искать надо, но не на работе :) (-)


От Пауль
К Samsv (30.01.2019 12:40:41)
Дата 30.01.2019 12:48:37

Пишут, что наград было побольше

"В годы войны он был спецкором архангельской газеты. За участие в боях он награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной звезды и несколькими медалями".

С уважением, Пауль.

От Александр Солдаткичев
К Пауль (30.01.2019 08:41:15)
Дата 30.01.2019 12:01:40

Про голод в учебке моя бабушка тоже рассказывает.

Здравствуйте

Говорит - руководство воровало. А вот в армии потом кормили хорошо - она на 10 кг поправилась.
В остальном, конечно, злобная клевета на нашу советскую действительность.
Разве что в штабах не забывали себя наградить и обеспечить удобствами.
Ну и расстреливали иногда. Или просто немного тупили. А лейтенанты не видят всей картины.

С уважением, Александр Солдаткичев

От Ирбис
К Александр Солдаткичев (30.01.2019 12:01:40)
Дата 31.01.2019 11:49:01

Re: Про голод...

>Здравствуйте

>В остальном, конечно, злобная клевета на нашу советскую действительность.

Судя по описанию, примерно так оно и есть.

Здесь даже не надо собственно выдумывать - просто надергать отдельные плохие примеры из разных мест, и свалить в кучу.

От Forger
К Александр Солдаткичев (30.01.2019 12:01:40)
Дата 30.01.2019 14:47:04

Училище от училища видимо отличались

Ветераны, которых я интервьюировал, говорят, что наоборот после гражданки отъедались. Это 43 год.

От iggalp
К Forger (30.01.2019 14:47:04)
Дата 01.02.2019 00:53:31

Re: Училище от...

>Ветераны, которых я интервьюировал, говорят, что наоборот после гражданки отъедались. Это 43 год.

Ну, как бы, училище и учебка это вообще разные вещи

От Александр Солдаткичев
К Forger (30.01.2019 14:47:04)
Дата 30.01.2019 20:19:32

Видимо, да. Вот, например, с iremember.ru -

Здравствуйте

Журнаков Александр Матвеевич
Занятия тактические у нас в Иркутске были: наступление, отступление. Вдруг приказ, занять оборону – и как раз оказались на капустной плантации. Окапываться надо, а мы так проголодались и капусту начали есть. Только хруст стоит – не хватало еды. У нас был растущий организм, да гоняли нас. Кормили нас хорошо, но мало.

Гринберг Дмитрий Моисеевич
Эта запасная учебная дивизия в Гороховце была хуже немецкого концлагеря.
Кормили баландой или мерзлой картошкой, хлеба давали всего по 400 грамм в сутки, дело доходило до того, что запасников кормили только щами из крапивы.

С уважением, Александр Солдаткичев

От Booker
К Александр Солдаткичев (30.01.2019 20:19:32)
Дата 30.01.2019 21:25:46

Батя говорил, что очень на фронт хотелось

из учебки (не помню точного наименования и номера, в его красноармейской книжке могу посмотреть) в Арзамасе. Это 1943, день рождения у него 10 января, забрали 14-го. Больше полугода в этой части.

С уважением.

От Александр Солдаткичев
К Booker (30.01.2019 21:25:46)
Дата 30.01.2019 22:19:53

Мир тесен - моя бабушка тоже призывалась в Арзамасе.

Здравствуйте

>из учебки (не помню точного наименования и номера, в его красноармейской книжке могу посмотреть) в Арзамасе. Это 1943, день рождения у него 10 января, забрали 14-го. Больше полугода в этой части.

Учебка, случайно, не водительская была?

С уважением, Александр Солдаткичев

От Booker
К Booker (30.01.2019 21:25:46)
Дата 30.01.2019 21:26:56

Не дописал - очень голодно там было, в ДА кормили лучше. (-)


От Паршев
К Booker (30.01.2019 21:26:56)
Дата 31.01.2019 14:45:40

Кстати о пайках пленных в этой связи

обычно сравнивают их пайки с пайками наших солдат в ДА, а это слегка тенденциозно - в "просто армии" пайки были существенно беднее.

От Александр Солдаткичев
К Паршев (31.01.2019 14:45:40)
Дата 31.01.2019 16:09:03

Re: Кстати о...

Здравствуйте

>обычно сравнивают их пайки с пайками наших солдат в ДА, а это слегка тенденциозно - в "просто армии" пайки были существенно беднее.

Обычно никто ничего не сравнивает, да даже и не знают о такой проблеме.
Где вы видели сравнение?

С уважением, Александр Солдаткичев

От Паршев
К Александр Солдаткичев (31.01.2019 16:09:03)
Дата 01.02.2019 13:31:04

Re: Кстати о...

>Здравствуйте

>>обычно сравнивают их пайки с пайками наших солдат в ДА, а это слегка тенденциозно - в "просто армии" пайки были существенно беднее.
>
>Обычно никто ничего не сравнивает, да даже и не знают о такой проблеме.
>Где вы видели сравнение?

>С уважением, Александр Солдаткичев

Ну, здесь на ВИФе, например

От Александр Солдаткичев
К Паршев (01.02.2019 13:31:04)
Дата 01.02.2019 13:48:01

Re: Кстати о...

Здравствуйте

>>>обычно сравнивают их пайки с пайками наших солдат в ДА, а это слегка тенденциозно - в "просто армии" пайки были существенно беднее.

>>Обычно никто ничего не сравнивает, да даже и не знают о такой проблеме.
>>Где вы видели сравнение?

>Ну, здесь на ВИФе, например

Здесь на ВИФе сравнивали с нормой №3
"красноармейцев строевых и запасных частей, не входящих в состав действующей армии"
Сравнений с пайками действующей армии здесь на ВИФе не было.

С уважением, Александр Солдаткичев

От Baren
К Пауль (30.01.2019 08:41:15)
Дата 30.01.2019 11:42:37

Re: «Лейтенантскую прозу»...

>ВОПРЕКИ ПРАВДЕ ЖИЗНИ

>В журнале «Новый мир» (№ 1—2 за 1966 год) опубликована повесть Василя Быкова «Мертвым не больно». Имя автора ряда ранее изданных и удачных произведений широко известно, и поэтому возникает естественный интерес к его новому произведению.

>Но первые же страницы повести сразу настораживают читателя. Автор ведет его по каким-то зловещим закоулкам, в искаженном виде рисуя людей в дни войны и послевоенные годы.

>Военные события повести развертываются в 1944 году в районе Кировограда. Это были дни, когда наши войска, управляемые опытными, закаленными в боях командирами, вели успешные наступательные бои на широком фронте. Чтобы не замедлять темпа продвижения, они иногда оставляли в своем тылу блокированные опорные пункты врага, которые затем уничтожались.

>Такая панорама тех событий видится каждому, кто объективно изучает историю Великой Отечественной войны. Вдохновляемые высокими идеями защиты чести, свободы и независимости Родины, наши воины проявляли массовый героизм, умение и находчивость на поле боя, У них за плечами уже были победы под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и на Днепре. В боях-они равнялись на своих командиров, учились у них мужеству и героизму.

А интересно, а какая возможная историческая основа у произведения?
Где могло происходить?

От Пауль
К Baren (30.01.2019 11:42:37)
Дата 30.01.2019 11:57:02

Re: «Лейтенантскую прозу»...

>А интересно, а какая возможная историческая основа у произведения?
>Где могло происходить?

Так Кировоградская операция, январь 44-го.

С уважением, Пауль.

От Дмитрий Козырев
К Пауль (30.01.2019 08:41:15)
Дата 30.01.2019 10:44:54

Не в бровь, а в глаз (-)


От И. Кошкин
К Дмитрий Козырев (30.01.2019 10:44:54)
Дата 30.01.2019 11:38:19

Семь раз отмерь - один отрежь! (-)


От VVS
К Пауль (30.01.2019 08:41:15)
Дата 30.01.2019 09:18:53

Re: «Лейтенантскую прозу»...

Понятно. Оказывается, перестроечные высказывания Быкова - не дань моде, а старая фига в кармане.

От Г.С.
К VVS (30.01.2019 09:18:53)
Дата 30.01.2019 10:23:58

Быков потом осознал

>Понятно. Оказывается, перестроечные высказывания Быкова - не дань моде, а старая фига в кармане.

Герой Социалистического Труда (1984). Народный писатель Беларуси (1980). Лауреат Ленинской премии (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1974). Лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1978).

Пусть едет комиссар! (Круглянский мост)

А потом вместе с комсомолкой Алексиевич опять осознал.

От И. Кошкин
К Г.С. (30.01.2019 10:23:58)
Дата 30.01.2019 11:37:30

Кстати, подписал письмо совписов, которые требовали кары Солженицину))) (-)


От И.Пыхалов
К Г.С. (30.01.2019 10:23:58)
Дата 30.01.2019 10:41:15

Ничего он не осознал

>>Понятно. Оказывается, перестроечные высказывания Быкова - не дань моде, а старая фига в кармане.
>
>Герой Социалистического Труда (1984). Народный писатель Беларуси (1980). Лауреат Ленинской премии (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1974). Лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1978).

В последние десятилетия существования СССР можно было запросто получать разные плюшки, оставаясь фигоносцем

Тов. Чубайс является смелым, волевым и решительным комиссаром

От Г.С.
К И.Пыхалов (30.01.2019 10:41:15)
Дата 30.01.2019 12:12:19

осознал

>В последние десятилетия существования СССР можно было запросто получать разные плюшки, оставаясь фигоносцем

Таких лит. героев, как капитан Сахно, у него больше не появлялось. Осознал, что в военной прозе героев можно убивать, но духоподъемно. А нехороших героев - там паче.